Магазин будущего

Наш журнал уже много писал о различных новинках, способных дать большой экономический эффект магазину и сделать процесс покупки более удобным и комфортным. Однако, как известно, наилучших результатов можно добиться, если применять технические решения в комплексе. Мы также писали об изобретении 70-х готов прошлого века, так назывемом "интеллектуальном здании". Концепция магазина, где были бы объединены все существующие передовые технологии торговли, получила название «магазин будущего».

ОТ ГЕРМАНИИ…

Экспериментальный супермаркет, оснащенный последними новинками научно-технического прогресса, сегодня уже работает в Германии. Этот магазин служит своеобразной лабораторией торговой сети Metro AG, которая в партнерстве с 40 поставщиками аппаратных и программных решений по всему миру добилась успехов в автоматизации розничной торговли. Из всех тестируемых технологий особенно выделяются две: беспроводные коммуникации и радиочастотная идентификация. Так или иначе, эти две технологии связаны почти с каждым новым техническим устройством, которое проходит проверку в магазине. Торговый центр площадью 400 кв. метров полностью оборудован беспроводной локальной сетью стандарта IEEE 802.11b. Сеть соединяет все мобильные устройства, такие как специализированные «персональные помощники для покупок» (Personal Shopping Assistant, PSA), универсальные «персональные цифровые помощники» (Personal Digital Assistant, PDA), ряд стационарных устройств наподобие установленных на полках электронных этикеток, контрольно-кассовые аппараты и плоскопанельные дисплеи, служащие для продвижения товаров.

 

...ДО УРАЛА

В свое время именно этот магазин-лаборатория стал основой для создания концепции строительства такого магазина в Екатеринбурге. Как сказал начальник отдела организации торговли комитета по товарному рынку Администрации г. Екатеринбурга Алексей ДАНИЛОВ, супермаркет должен быть оборудован с учетом последних достижений научно-технического прогресса: специальная компьютерная система будут приветствовать посетителей по имени, а оплачивать покупки люди смогут, не вынимая товар из тележки. Такую возможность даст система индивидуальных пластиковых карт, при этом покупатель будет авторизоваться при входе, а далее специальная тележка-навигатор проведет его по нужным отделам магазина. Дело в том, что магазин оборудуется системой PSA. Это специальный мини-компьютер, который установлен на торговой тележке. Устройство оборудовано сенсорным дисплеем со встроенным сканером. Клиенты смогут самостоятельно сканировать свои покупки, чтобы быстрее их оплатить на кассе. Информация о покупках передается по беспроводной локальной сети на кассовый терминал. Посетителям «магазина будущего» нужно будет только сообщить номер своего PSA кассиру и рассчитаться за товар, не вынимая его из тележки. Кроме устройств PSA, концепция «магазина будущего» предусматривает размещение на полках с товаром дисплеев. Экраны будут использоваться для демонстрации рекламных роликов и информационных сообщений.

– Сегодня мы уже можем видеть в магазинах крупных сетей отдельные элементы этой концепции, – говорит Алексей ДАНИЛОВ. Они проходят обкатку, нарабатывается опыт. Комитет по товарному рынку распространяет этот опыт, на семинарах, специализированных выставках.

 

ОТ ШТРИХ-КОДОВ К RFID

Основой супермаркета будущего является информационная система, полностью контролирующая товарные потоки, начиная с поступления товара на склад и вплоть до окончательной продажи. Это возможно благодаря использованию радиочастотной идентификации, которая позволяет распознавать объекты на расстоянии. Суть технологии состоит в том, что каждый продукт будет сопровождаться чипом, обеспечивающим идентификацию (RFID) в беспроводной сети. Сервер, установленный в магазине, взаимодействует с приемниками, позволяющим мгновенно реагировать на все происходящее в торговом зале. Данные на чипе содержат индивидуальный номер, цену и срок хранения товара. Система сама пересчитывает товар, избавляя сотрудников от проверки. Когда товар разложат по полкам, система будет следить за тем, сколько единиц продукции осталось в торговом зале. Каждый прилавок в магазине будущего оснащен специальными сенсорами, сигнализирующими о необходимости пополнения. Наконец, такая система торговли отличается исключительной надежностью, потому что украсть товар становится просто невозможно – при попытке оторвать бирку система сразу примет меры.

Для покупателя же преимущество технологии в том, что RFID позволяет ускорить процесс покупки, ведь «умные весы» сами определяют, какой продукт на них положили.

 

ИНФОРМАЦИЯ РЕШАЕТ ВСЁ

Ещё один элемент магазина будущего екатеринбуржцы уже сегодня могут видеть в крупных супермаркетах: это информационные киоски. Обычно их располагают при входе в супермаркет. Они помогают определиться с местонахождением нужного товара, его стоимостью и качественными характеристиками. Впрочем, этими функциями дело не ограничится. В дополнение к информации о самом продукте, там можно будет найти, например, и рецепты блюд из этого продукта, и сведения о том, где в торговом зале можно купить недостающие ингредиенты… Такие киоски, возможно, в наших магазинах совсем скоро станут привычными.

 

БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ

Сегодня в некоторых магазинах нашего города уже появились прайс-чекеры, с помощью которых покупатель может определить цену товара по штрих-коду. Применяется и технология «убийства очереди», когда мобильные кассиры с терминалами сбора данных выходят в зал для уменьшения нагрузки на основные кассы. Конечно, в магазине будущего такие устройства тоже найдут применение, только их роль из вспомогательной превратится в определяющую.

Уже сейчас в концептуальном магазине в Германии отрабатывается технология сканирования выбранного товара самим покупателем при складывании его в тележку, оснащенную специальным терминалом со сканером. На выходе из магазина терминал передает данные на кассу, где кассир только печатает чек и рассчитывается с покупателем. Кроме этого решения тестируется уже получившая известность в других магазинах полностью автоматическая касса, где покупатель сам сканирует свой товар и сам рассчитывается с кассой.

Более того, можно установить на выходе устройство, которое будет само сканировать товар, лежащий в тележке, и печатать чек. А если покупатель уже авторизовался при входе в магазин, ему не придется даже доставать кредитку еще раз.

 

И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЁ…

Все перечисленные выше элементы магазина будущего можно увидеть сегодня в реальных магазинах (пусть и не все из них дошли до нашего города), однако постоянно появляются новые технологии. Казалось бы, что можно автоматизировать в таком процессе, как примерка покупателем костюма? Однако на одной из выставок CeBIT в Ганновере (Германия) была представлена «умная» комната для переодевания! Аппаратура сканирует тело человека и сама создает картинку того, как будет выглядеть покупатель в выбранной одежде. Не знаю, будет ли применяться эта технология в екатеринбургском магазине будущего. Однако это хорошая иллюстрация того, что для создания максимально удобного «покупательского интерфейса» даже после внедрения всех известных на сегодня технологий останется много новых возможностей.

 

ВАЖЕН ПРИМЕР

В реализации такого проекта, конечно же, есть и трудности. Сегодня в комитете по товарному рынку с осторожностью говорят о сроках его реализации в полном объёме. В конечном итоге, многое теперь зависит от активности уральских предпринимателей, от их готовности вкладывать средства. Есть и ряд не зависящих от инвестора условий. Так, до сих пор лишь малая часть покупателей пользуется банковскими карточками, люди больше доверяют наличным деньгам. Конечно, расчет на кассе можно проводить и наличными, однако это потребует выдачи отдельных идентификационных карточек. Увеличение же количества людей, пользующихся картами, сдерживается тем, что отсутствует возможность безналичного расчета во многих магазинах… Однако не подлежит сомнению, что объединение в комплекс современных технологий торговли не только способно принести пользу покупателю, но и даст мощный толчок развитию торговли. «Магазин будущего» станет примером, которому смогут следовать ритейлеры.

 

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Антон Мурзин, директор консалтингового агентства ГКЦ:

– В торговле важны четыре вещи: снабжение, внутренние технологии магазина, хранение данных и, наконец, «покупательский интерфейс». Снабжение подразумевает системы быстрой обратной связи, напрямую соединяющие торговца с производителем. Они основаны на безбумажной технологии обмена документами, штриховых кодах и RFID и служат для оформления заказов, доставки и учета. Внутренние технологии магазина – это сканирование, системы киосков и автоматизированной оценки, которые предоставляют информацию для покупателей. Если первые два элемента уже нашли широкое применение в мире розничной торговли, то хранение данных и технологии покупательского интерфейса – это одно из перспективных направлений. Технологии идентификации покупателей и анализа данных станут базой для системы персонализированной торговли, за которой – будущее. Что касается конкретно технологий на базе RFID, полагаю, что их массового использования российским покупателям придется ждать лет пять, пока те не подешевеют. Эта тенденция уже существует. Стоимость считывателей и самих чипов снизилась вдвое. Скоро период экстенсивного роста рынка закончится, и начнётся борьба за издержки, в которой одну из главных ролей будут играть как раз технологические новинки. Именно поэтому сегодня важны пилотные проекты вроде «магазина будущего».

_____________________________________________________

Personal Shopping Assistant (PSA), или тележка-навигатор - специальная тележка, на которой установлено считывающее устройство RFID, способна по запросу покупателя указать на дисплее местонахождение конкретного товара в магазине.

Smart shelf («умная» полка) - полка, оборудованная датчиками системы RFID. Если товар берется с полки или расположен неправильно, информация об этом автоматически считывается и посылается в центральную компьютерную систему.

Smart SCaleS («умные» весы) - на весах установлены специальная видеокамера и программное обеспечение для идентификации продукта (по поверхности, цвету и тепловому изображению, либо специальной метке, штрих-коду, и т.п.).

Queue busting («убийство очереди») - сотрудники с терминалом сбора данных и мобильным принтером, так называемые мобильные кассиры.

Self check-out («самообслуживание на кассе») - автоматический кассовый терминал, где покупатель может произвести оплату в отсутствии кассира.

E-gueue («электронная очередь») - позволяет распределить поток покупателей, которым необходимы консультации по товару, либо автоматизировать процесс выдачи крупногабаритных покупок.

Радиочастотная идентификация (Radio Frequency ID, RFID). Системы на базе RFID были впервые опробованы во время Второй мировой войны и применялись американцами для того, чтобы различать свои и вражеские самолеты. Сегодня они используются в самых разных областях: для доставки посылок, контроля перемещений товаров или сбора дорожных пошлин. RFID-этикетка содержит компьютерный чип и антенну. В отличие от штрих-кодов, которые необходимо сканировать вручную и считывать каждый по отдельности, для считывания радиоидентификационных меток условие прямой видимости не является обязательным. Появляется возможность считывать сотни меток в секунду. Более того, при получении определенного радиосигнала чип передает уникальный код для идентификации товара, к которому прикреплена данная этикетка. Этот идентификатор не только несет в себе универсальный код продукта UPC, как в штрих-кодах, но также позволяет распознать каждую отдельную единицу товара.

Автор: Владимир Поликарпов

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"