Автоматизация розничного магазина

Сегодня практически любой специалист, занимающийся розничной торговлей, на вопрос, что самое важное в его деле, назовет одним из первых пунктов автоматизацию. И дело тут отнюдь не в моде, а в необходимости повышения эффективности бизнеса.

Достаточно сказать, что сейчас за рубежом, в наиболее развитых торговых сетях, удельный вес систем автоматизации в общей сумме их капитализации доходит до 10 и более процентов. Успешный бизнес всё больше зависит от систем автоматизации. Тенденцию эту диктуют и необходимость уменьшения роли «человеческого фактора», и кадровый дефицит, и многочисленные удобства, которые автоматизация дает не только сотрудникам магазина, но и клиентам. Бытовавшее ранее мнение, что автоматизация – это дорогостоящая операция, которую не в состоянии провести небольшие магазины, сегодня сменилось пониманием, что средства, вложенные в развитие торгового предприятия, соизмеримы с его постоянными потерями в результате воровства, пересортицы, порчи товара, ряда других проблем учета и управления персоналом. Поэтому грамотные управленцы предпочитают избегать потерь прибыли, вводя в работу программно-аппаратный комплекс.

Что было, что будет

Если сравнивать с Западом, то у нас уровень автоматизации составляет процентов 10 от европейского. Этому есть как объективные, так и чисто психологические объяснения. С одной стороны, многие элементы автоматизации имеют смысл только тогда, когда в общую цепочку включены и производители, и торговля. Например, завершающееся сейчас внедрение штрих-кодирования заняло у производителей достаточно большое время, и лишь после его широкого распространения стало возможным оснащение складов и магазинов терминалами сбора данных, счетчиками посетителей и т.п.. С другой стороны, многие предприниматели не спешили вкладывать деньги в передовые технологии, пока торговая сеть только складывалась и было возможным получать прибыль без этого. Сейчас ситуация в корне изменилась и рынок автоматизации переживает настоящий бум.

Урал на общем фоне – передовой регион. Как считает Павел ПОПОВ, руководитель отдела систем автоматизации ООО «Ориент- 96», по темпам автоматизации мы не уступаем Москве. Какую бы из современных технологий мы ни взяли, практически все они приходят в наши и столичные магазины одновременно: будь то терминалы сбора данных, уже не являющиеся сегодня экзотикой, или электронные ценники, которые пока только начинают применяться. Разумеется, ситуация различна в разных городах.

 – Остатки прежнего положения еще сохраняются в маленьких городах и даже некоторых областных центрах, – говорит Алексей МОИСЕЕВ, региональный представитель группы компаний «АТОЛ» в г. Екатеринбурге и Свердловской области. – Например, приезжая в Тюмень, чувствуешь, что попал в прошлое, на несколько лет назад. Магазинов там, пожалуй, даже больше, чем в Екатеринбурге, но вот заходишь в крупный магазин – и видишь торговлю через прилавок, какая уж там автоматизация! Хотя общеизвестно, что переход на самообслуживание сразу же увеличивает прибыль на 50%, еще столько же можно получить, автоматизировав торговлю. Современные технологии торговли приносят в регионы крупные сети. Именно конкуренция заставляет всех остальных браться за автоматизацию. Инерция мышления еще достаточно высока, и даже понимание того, что автоматизация – дело прибыльное, не всегда заставляет владельцев магазинов брать на себя дополнительные хлопоты. Вот интересное наблюдение. Магазины одной из крупных торговых сетей, в Екатеринбурге автоматизированные комплексно и весьма качественно, в городах области из средств автоматизации имеют разве что современные кассовые аппараты. С другой стороны, есть и противоположные примеры. Еще несколько лет назад владелец нескольких хозяйственных магазинов в Снежинске решил полностью автоматизировать их. Представителям фирмы, проводившей автоматизацию, он сказал: «Сегодня важно не только заработать деньги, но и сохранить их» – и под этим девизом внедрил современные системы торговли еще тогда, когда ничто не предвещало сегодняшнего положения. Зато теперь он спокоен за «свой» город… А вот в торговле продовольствием в том же Снежинске ситуация иная: там погоду определяет челябинская сеть, принесшая в город эти передовые технологии.

 

 

Новые технологии

 

Особенно на рынке услуг для торговли и общепита востребованы комплексные предложения: поставка торгового оборудования, товароучетного, бухгалтерского и кассового программного обеспечения, буквально совсем недавно сюда стали включать и системы видеонаблюдения и видеоконтроля, тесно интегрируемые с торговым ПО.

– Большинство клиентов интересует законченный проект, а не взаимодействие с разными компаниями с переменным успехом и с перекладыванием ответственности одной из них на другую, – рассказывает Владимир ЛОСЕВ, руководитель направления программного обеспечения ГК «АТОЛ». – Основные положительные моменты комплексной автоматизации – это качество и скорость. Как правило, цена будет выше некомплексной автоматизации, так как минимум работы по интеграции и ведению проекта в целом чего-то стоят. На сегодняшний день выбор настолько широк, что клиент с любым карманом может найти свое «комплексное решение». Главное – не ошибиться и правильно подойти к данному вопросу.

Среди новых технологий, пользующихся сегодня наибольшим спросом, – терминалы сбора данных и решения на их основе. Например, «убийца очередей» – установленная прямо в зале дополнительная касса, точнее – терминал, где менеджером производится считывание штрих-кодов, упаковка товара в пакет и наклейка на него предварительного чека со штрих-кодом. Кассиру остается только принять деньги. Как сказал Алексей МОИСЕЕВ, сегодня применение этой технологии сдерживает недостаток надежной упаковки, исключающей возможность махинаций, однако, учитывая большой экономический эффект, следует ожидать того, что уже в ближайшее время такие решения перестанут быть экзотикой. Другое решение на основе терминалов сбора данных – автоматизация труда «передвижных» сотрудников, занимающихся прямыми продажами товаров в торговые точки (van selling), сбором предварительных заказов (pre selling), мерчендайзингом и сбором маркетинговой информации. Их работа всегда была «головной болью» для поставщиков товара. Ведь на любом серьезном складе учет автоматизирован, а мобильные сотрудники работают по старинке, не давая возможности воспользоваться всеми преимуществами дорогостоящей системы.

 

– На сегодняшний день альтернативы терминалам в автоматизации их работы нет, – считает Павел ПОПОВ. Такой терминал с соответствующим программным обеспечением позволяет, используя сотовый телефон для передачи данных, работать так, как если бы сотрудник находился непосредственно на складе. Торговый представитель имеет доступ к базе данных склада, заказы передаются практически мгновенно, вся информация синхронизирована, и никаких бумажек…

Как говорит Алексей МОИСЕЕВ, сегодня эту технологию наиболее активно применяют торговцы табаком и представительства западных компаний. Еще одним перспективным направлением, по его словам, являются системы видеонаблюдения с цифровой записью:

 

– Цифровое изображение известно давно, но само по себе оно не имеет существенных преимуществ перед аналоговым, получаемым на обычной видеокассете. Все равно, какая камера фиксирует факт кражи, если для его обнаружения нужен человек у монитора. При этом кража обнаруживается зачастую при просмотре записи за прошедший день. Однако включенная в состав комплексной системы автоматизации цифровая видеокамера становится мощным средством не только противокражного контроля, но и проверки лояльности персонала. Она может быть настроена на фиксацию конкретных событий и ставить в записи метку для последующего их просмотра. Таким событием может быть, например, сторнирование кассиром денежных сумм: видеокамера покажет, действительно ли при этом у кассы стоял клиент… Вариантов применения таких камер может быть множество. Значительно повышают они и оперативность реагирования на попытки хищения.

Еще одно направление, приобретающее популярность – электронные ценники. Слышали о них многие, а вот применять только начинают. По мнению наших экспертов, в течение нескольких лет и они перестанут быть экзотикой для отечественной торговли. Последняя «бумажка» (по крайней мере, в крупных магазинах) исчезнет, и автоматизация станет действительно комплексной.

 

Трудности и перспективы

 

Теперь срок массового внедрения новой технологии составляет несколько лет, однако он постоянно сокращается. Например, те же штрих-коды в России внедряли лет пять, со скрипом и под нажимом властей, и только года два назад вышли на практически всеобщее кодирование. Заводам не хотелось лишних хлопот… Но сегодня не производитель диктует условия торговле, а наоборот, и двумерные штрих-коды, видимо, войдут в употребление гораздо быстрее. Причиной тому – все возрастающая потребность торговли.

– Сейчас нет необходимости что-то доказывать заказчику, говорит Павел ПОПОВ, – необходимость перехода на современные методы торговли ясна всем. Автоматизация идет в города области, а в областных центрах происходит переход от ее отдельных элементов к комплексным системам. Пришло понимание того, что автоматизация дает наибольший эффект тогда, когда все системы взаимосвязаны, и специальная компьютерная программа не просто «облегчает учет», а реально управляет работой магазина.

– Сегодня автоматизация торговли востребована, поскольку вложения в нее окупаются очень быстро. Особенно это характерно для предприятий общепита – там срок окупаемости любых инвестиций составляет от 2 месяцев. Причем, подчеркиваю, именно любых. Больше вложишь – больше получишь. Это дает возможность проводить оснащение этапами: сегодня, допустим, – места кассиров, через несколько месяцев, получив отдачу, эти деньги можно направить на оснащение другими элементами, и так постепенно создавать комплексную систему, – добавляет Алексей МОИСЕЕВ.

Тем не менее компаниям, занимающимся автоматизацией, приходится сегодня преодолевать трудности другого рода. Дело в том, что автоматизация не устраняет все проблемы сама, а только позволяет это сделать менеджменту компании:

– Цель автоматизации – это оперативное управление бизнесом. Есть деньги на входе, есть деньги на выходе, а то, что внутри, – это черный ящик. Расшифровка этого черного ящика – задача автоматизации. Отсутствие желания расшифровывать этот черный ящик, то есть знать, как происходит работа в магазине, как правило, приводит к проблемам и угасанию вроде бы прибыльного бизнеса. Обращу особое внимание: в первую очередь – это желание владельцев бизнеса, во вторую – система автоматизации, – говорит Оксана ЛАРИНА, продакт-менеджер ГК «АТОЛ» по направлению «Комплексная автоматизация торговли и общепита». Очень осложняет работу такая ошибка заказчика, как отсутствие технологии работы. Другими словами, открывая магазин или ресторан, руководитель не всегда четко представляет себе, как будет построен весь процесс работы.

Вместо резюме

В течение нескольких следующих лет мы увидим, как по всей области в большинстве торговых предприятий произойдет внедрение современных технологий. Даже самый скептически настроенный владелец магазина, который сейчас с уверенностью говорит, что автоматизация ему не нужна, совсем скоро осознает, что управлять предприятием он может только получая точные и своевременные данные о текущем состоянии дел. Автоматизация коснется и малых городов, вопрос только в том, кто ее проведет: успевший сориентироваться местный бизнес или пришедшие ему на смену крупные торговые сети.

 

Автор: Владимир Поликарпов

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"