Торгово-развлекательный центр

Торгово-развлекательные центры (ТРЦ) – сегодня один из наиболее быстро растущих сегментов рынка. Список появившихся за последние годы в Екатеринбурге комплексов весьма внушителен. Разумеется, все эти огромные предприятия немыслимы без систем автоматизации.

 

Особенности мега-формата

Специфика торгово-развлекательных центров – прежде всего в их многопрофильности, разноообразии оказываемых услуг и необходимости увязать все их в едином комплексном техническом решении. Решение это должно учитывать особенности и торговли, и общепита, и самых разных типов развлекательных заведений: от бильярда до кинотеатра. Алексей Моисеев – региональный представитель ГК «Атол» в Екатеринбурге:

– С точки зрения покупателя невозможно одновременно заниматься и шопингом, и развлечениями. В то же время зайти в магазин после посещения киносеанса и приобрести что-либо для души вполне разумно и приятно. Следовательно, предприятия торговли и развлечений должны находиться на различных площадях.

При этом широкий спектр технологий обслуживания характерен в ТРЦ и для каждого отдельного направления: например, общепит представлен всем спектром, от ресторанов до заведений быстрого питания. Это подразумевает и широкий спектр программных решений, которые должны быть объединены в систему. Ведь эти заведения нуждаются в единых сервисах, например, по повышению лояльности клиента.

Другая особенность ТРЦ – наличие серьезных «производственных» функций. Если в супермаркете они ограничиваются, скажем, приготовлением салатов, то в ТРЦ они гораздо разнообразнее.

Существует и ряд проблем, связанных с наличием арендаторов, например, особенности обеспечения безопасности. Специфика краж из торговых центров заключается в том, что украденные вещи просто выносятся из торгового модуля, и в дальнейшем невозможно определить посредством системы видеонаблюдения, купил ли человек эту вещь или украл. Что касается возможности сокрытия выручки персоналом, то в сфере услуг она по понятным причинам намного больше, чем в торговле.

– Кстати, именно необходимость бороться с нелояльностью персонала и кражами стимулировали развитие автоматизации ТРЦ на первом этапе. Уже затем владельцы стали рассматривать автоматизацию как инструмент ведения бизнеса, – считает Юрий Давыдов, менеджер по продажам компании «ДатаКрат».

 

Тенденции

– Сегодня наблюдается тенденция по переходу на безналичный расчет на территории заведения, – говорит Сергей Мясников, руководитель группы внедрения автоматизации сферы услуг.– Исключая оборот наличных денег, мы исключаем злоупотребления, как таковые. Плюс увеличивается скорость расчетов с клиентами. Карты дают и возможность использования различных систем стимулирования спроса, вплоть до самых необычных. Если говорить о каких-то конкретных зонах, например, детских игровых, то по таким картам могут выдаваться бонусы за успехи в играх… Разумеется, создаются и единые дисконтные системы для всего комплекса. Причем пользователь имеет реальную информацию о тех клиентах, которые обеспечивают наибольший процент прибыли. Такие клиенты могут быть различным образом поощрены заведением для того, чтобы они возвращались в это заведение и приводили своих знакомых.

Существуют и решения для каждого конкретного элемента комплекса. Рассказывает Юрий Давыдов:

– Например, в кинотеатрах сейчас процесс покупки билета выглядит так. Зритель на мониторе видит план зала, с указанием, какие места заняты, какие свободны, цен на эти места. Спрашивать уже ничего не надо. Кассир на своем мониторе мышкой указывает нужное место, и принтер выдает билет. Расчет – по той же карте – мгновенный.

– Что касается автоматизации, то она должна вестись по двум направлениям: автоматизация торговой зоны и зоны развлечений, частным случаем зоны развлечений можно считать фуд корт. Основной особенностью автоматизации зоны развлечений является необходимость управления дополнительным оборудованием с возможностью ведения тарификации его использования. Например: включение/выключение освещения над бильярдным столом, управление дорожкой для боулинга. Зона развлечений всегда связана с питанием, поэтому при автоматизации необходимо установить рабочие места официантов и барменов. Отличием зоны развлечений от обычного ресторана (кафе) является невозможность привязать посетителя к конкретному столику, кроме того, хотелось бы постараться не отвлекать гостя от развлечений предложениями рассчитаться после каждого заказа. Для этого обычно используются идентификационные карты, выдаваемые гостю при входе, – говорит Алексей Моисеев. – Он предлагает для автоматизации рабочего места бармена программное обеспечение ГК «Атол» «Фронтол.Кафе» с драйверами управления дополнительным оборудованием, которые позволяют произвести стыковку с программами учета и тарификации. Также совместно с компанией СофтБаланс предлагается конфигурация 1С «Трактир», которая в состоянии вести учет продаж и управление дополнительным оборудованием.

 

 

ТРЦ, где покупателю не нужно денег

Недавно компания «ДатаКрат» получила престижную награду «Золотые весы» за реализацию проекта единой системы обслуживания клиентов в РЦ «Универсал» (г. Магнитогорск). Уникальность системы заключается в том, что теперь посетители развлекательного комплекса могут оплачивать все услуги с помощью единой депозитной карты, которая приобретается и пополняется на входе в РЦ.

РЦ «Универсал» – это четырехэтажное здание площадью 6000 кв. м, 2 этажа которого занимают боулинг, бильярд (американский пул, русская пирамида), спорт-бар и Интернет-кафе. В центре есть также ночной клуб с концертной площадкой, фитнес-центр, ресторан и сауна. Режим круглосуточный. В 2006 году руководство компании «Астория» выбрало новую бизнес-модель управления своим развлекательным комплексом. К системе предъявлялось несколько требований. Особенно остро стоял вопрос о введении единой управленческой системы, которая позволит контролировать действия персонала, движение материальных и финансовых потоков.Данная система также должна была оперативно предоставлять данные о клиентах всего развлекательного центра. В результате нескольких этапов закрытого тендера было выбрано комплексное решение, предложенное экспертами компании «ДатаКрат».

Юрий Давыдов:

– Компании-собственнику была предложена новая система автоматизации технологии обслуживания, которая до этого ни разу не применялась на рынке региональных развлекательных центров. Ключевая идея заключалась во введении новой платежной системы депозитного расчета. Эта система подразумевает полное исключение оборота денежных средств внутри РЦ, что в итоге позволило решить проблему неправомерных действий персонала. Технология обслуживания организована следующим образом: при входе в РЦ «Универсал» посетитель получает платежную карту, на счет которой вносит денежные средства. Эта карта используется в дальнейшем для расчета на территории всего развлекательного комплекса, в любой точке обслуживания. Когда депозит исчерпан, клиент может пополнить счет в специально оборудованных кассах пополнения. При повторном посещении заведения клиент может использовать полученную ранее карту и остаток денежных средств на ней. В случае проведения концертов входная плата снимается при регистрации платежной карты на турникетах входной группы согласно установленному тарифу.

В задачи системы также входит построение единой технологической цепочки сбора и обработки информации от принятия заказа у клиента до получения аналитических отчетов на уровне центрального офиса корпорации, поэтому система позволила управляющим контролировать все бизнес-процессы и вести оперативный учет продуктов и услуг.

Данное решение разработано и реализовано силами компании «ДатаКрат» с использованием собственных разработок, а также программных продуктов компании UCS. Система состоит из нескольких модулей (R-Keeper, Delivery, PoolJet, StoreHouse, БАРС-Фитнес), каждый из которых отвечает за конкретный бизнес-процесс, а вместе они объединены единой системой безналичных счетов на базе GameKeeper.

– Внедрение новой системы позволило нам увеличить объем выручки на 35%, в пользу этого сыграло сразу несколько факторов. Во-первых, нам удалось исключить фактор неправомерных действий со стороны персонала. Во-вторых, значительно увеличилась скорость и точность обслуживания клиентов, а это напрямую повлияло на увеличение числа лояльных клиентов, – сообщила Валентина Дубинина, управляющая РЦ «Универсал». – Также, по словам собственников бизнеса, формат РЦ, представленные в нем услуги и новая концепция обслуживания клиентов позволили заведению занять лидирующие позиции на рынке Магнитогорска.

 

Система – только инструмент

Если же говорить о том, на чем следует акцентировать внимание заказчику в процессе выбора системы, наши эксперты отмечают прежде всего необходимость тщательного продумывания всех бизнес-процессов.

Как сказал Сергей Мясников,«процесс обслуживания клиента должен быть зафиксирован не только в ПК, но и в голове и на бумаге». Автоматизация – толькоинструмент для работы. Кроме того, он советует обращать внимание на проверенные временем программные решения:

– Известен принцип: 80 процентов функционала системы обеспечивается 20 процентами ее функций. Поэтому лучше предпочесть систему, впитавшую опыт предыдущих внедрений, а разные «навороты» часто только уменьшают стабильность работы, и не всегда в новых системах устранены разного рода «лазейки» для нелояльных сотрудников.

Надо сказать, что, например, та же система R-Keeper до сих пор вообще имеет кассовую часть на базе MSDOS, которая известна своей стабильностью. При этом R-Keeper и решения на его основе позволяют создавать самый широкий спектр аналитических отчетов, а в качестве дополнительного бонуса пользователь получает простоту работы и самые либеральные требования к аппаратной части. И лишь сейчас тестируется новая версия, уже на базе привычного большинству пользователей Windows. Так что определенная консервативность в этой области может быть оправдана…

Среди типичных ошибок заказчиков – попытка сэкономить на обучении и подбор оборудования и программ только по критерию цены.

– Конечно, стоимость системы важна, однако считать ее можно по-разному. Первоначальная стоимость – это только часть реальных затрат, ориентироваться же надо на стоимость владения. Сюда входит и эксплуатация, и сопровождение, и простои, и другие компоненты. Покупка оборудования в разных местах – тоже не лучший вариант. Выиграв в цене покупки, чаще всего проигрывают в надежности. Вообще же, критерием выбора компании-инсталлятора и интегратора должен быть прежде всего опыт успешных внедрений. Даже для компании с большим опытом работы существует проблема – передать опыт центрального офиса в собственные филиалы. Но в этом случае внедрение единого стандарта возможно, а вот просто с удостоверением дистрибьютора опыт автоматически не передается, – считает Сергей Мясников.

Как полагает Николай Захаров – преподаватель учебного центра ГК «Атол», самое главное, на что необходимо обратить внимание при выборе партнера для проведения автоматизации развлекательного центра, – это комплексный подход к автоматизации в целом, т. е. партнер должен отвечать за работу всего оборудования.

– Особенность использования программного продукта Фронтол заключается в том, что его возможно использовать как для работы в торговой зоне, так и для работы в зоне развлечений, автоматизировать на одном программном обеспечении всегда удобно, – подчеркнул он.

 

Перспективы рынка

– В последние два года мы видим лавинообразный рост рынка в этом секторе. Особенно это характерно для Москвы, где наличие множества заведений уже привело к тому, что цены в них практически не отличаются от Екатеринбургских. Но на Урале тенденция та же. Более того, сейчас сети, организовавшие ТРЦ в Екатеринбурге и других областных центрах, активно осваивают другие города области. Конечно, прежде всего крупные города: Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Первоуральск, – говорит Сергей Мясников.

 

Как видим, автоматизация торгово-развлекательных комплексов представляет сегодня нетривиальную задачу. Системы автоматизации ТРЦ объединяют в единый комплекс все, что наработано лучшего в автоматизации торговли и сферы услуг, плюс дополнительные возможности, определяемые форматом комплекса.

Автор: Владимир Поликарпов

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"