Счетчик посетителей. Или зачем считать клиентов?

Зачем вести подсчет посетителей

Системы подсчета посетителей (или счетчики посетителей) необходимы везде, где от количества посещений предприятия зависит его доход. Подробная статистика посещений, которую получают с помощью систем подсчета посетителей, позволяет тщательно продумать план развития предприятия, выявить закономерности, способствующие повышению его популярности у потенциальных клиентов.

Многие факторы, способствующие резкому повышению количества посещений или наоборот – их уменьшению, можно выявить, только обладая подробной статистикой посещений предприятия за продолжительный период времени. Подсчёт посетителей даёт возможность предвидеть те ситуации, которые раньше казались возникающими случайно, без видимой закономерности. Знание факторов, влияющих на активность посетителей, позволяет избежать кризисных ситуаций в работе предприятия, предвидеть увеличение посещаемости и подготовиться к таким моментам заранее с целью снижения потерь и извлечения максимальной выгоды.

– Устанавливая такую систему, администрация торгового центра и находящийся в нём магазин могут решать каждый свои собственные задачи, – считает начальник отдела маркетинга ООО «САТ» Сергей Терентьев. – Используя данные накопленной статистики, магазин может с высокой степенью точности предсказать количество посещений в тот или иной день и избежать лишних затрат на заработную плату сотрудникам, а также избежать их чрезмерной загруженности, неизбежно ведущей к ухудшению качества обслуживания покупателей. Для торгового центра системы подсчета посетителей помогают оптимизировать распределение потоков посетителей по площади предприятия, изменяя зонирование, направлять потоки в наиболее прибыльные зоны, дифференцировать ставки аренды и так далее.

 

Какие бывают системы подсчета

В настоящее время на рынке представлено большое количество систем подсчета, отличающихся по назначению, функционалу, цене.

Горизонтальными автономными системами можно относительно недорого решить задачу простого подсчета посетителей. При помощи вертикальных систем оптимально решаются более сложные задачи подсчета с учетом направления движения, с возможностью анализа полученной информации на ПК и в сети.

– Автономные горизонтальные системы подсчета посетителей не могут обеспечить идеальный подсчет. Там неизбежно накапливается погрешность, например из-за того, что два человека одновременно пересекли ИК-луч счетчика и он посчитал их как одного. Кроме того, простые системы обычно не дают возможности анализа большого количества данных. Конечно, они недороги и просты в применении, но если магазин достаточно большой, то может потребоваться значительное время на обработку этих данных. Вертикальные системы с возможностью централизованного сбора и обработки данных позволяют решить эти проблемы. Они легко масштабируются, поэтому их можно использовать как в маленьких магазинах, так и в больших торговых центрах, – поясняет Сергей Терентьев.

Сенсоры вертикальных систем устанавливаются на потолке, поэтому системы и называют вертикальными. Такие системы используют два принципа анализа трафика. Первый основан на анализе теплового излучения человека. Второй – на анализе движения на видеоизображениях, поступающих с камеры сенсора. Оба типа сенсоров могут быть использованы как совместно, так и по отдельности.

Оба типа систем могут быть легко интегрированы в единый сетевой комплекс с центральным контроллером сбора данных или сетевым сервером.

Существуют и системы подсчета более узкого целевого назначения. В частности, счетчик автомобилей с датчиком давления используется на стоянках. Счетчик будет увеличивать показания на единицу каждый раз, когда шины будут воздействовать на датчик давления, установленный поперек дороги.

Необходимость применения той или иной системы зависит от того, какие задачи предполагается решать при помощи полученной информации. Например, системы подсчета посетителей, установленные на входах, позволяют выяснить общее количество посещений магазина или торгового центра за определенный период времени и получить отчёт, иллюстрирующий их динамику. Сравнивая полученные результаты посещений с отчетностью о совершенных покупках и анализируя полученную информацию, можно спланировать рекламную кампанию торгового предприятия так, чтобы она охватила как можно большее количество потенциальных покупателей. Вместе с тем при их использовании можно достоверно, а не «на глаз», оценить эффективность уже проведённой рекламной кампании, а также выявить негативные моменты в оформлении торгового зала, способствующие снижению покупательской активности. Системы подсчёта посетителей, установленные внутри торгового зала, помогают определить направления движения покупателей и выявить наиболее популярные у покупателей маршруты, а значит, расположить товар внутри магазина таким образом, чтобы представить его покупателю в наиболее выгодном свете.

На уральском рынке представлен практически полный спектр таких систем. Например, ГК «АТОЛ» предлагает автоматические системы посетителей OdexPro. Вот что сказал представитель по Екатеринбургу и Свердловской области Компании «АТОЛ трейд» Алексей Моисеев:

– Эти счетчики позволяют на достаточно больших расстояниях передавать информацию о посещаемости магазина персональному компьютеру. В компьютере данные обрабатывает специализированная программа (поставляется вместе со счетчиком), выдавая окончательную информацию в удобных диаграммах и графиках. Широкие функциональные возможности программы позволяют, например, оценить и сравнить посещаемость магазинов, входящих в сеть, в режиме реального времени. Программа также предоставляет гибкую систему отчетов (исторических, сравнительных, аналитических) и может быть интегрирована с программным обеспечением заказчика, что позволит совместить график посещаемости с графиком продаж. Такие широкие возможности новых счётчиков помогут решить ряд важных аналитических задач для любого торгового предприятия: оценить эффективность рекламы и промоакций, сопоставить количество посетителей с объёмами продаж, определить пиковые часы посещаемости магазина и многое другое. Функционал программы может быть расширен по желанию заказчика. Odex Pro Standart – счетчик, подключаемый к персональному компьютеру и передающий ему все данные для обработки и хранения. Программа, поставляемая в комплекте с этим счетчиком, позволяет проводить анализ данных о посещаемости магазина в различных разрезах. В комплект поставки входят передатчик, приемник, блок питания и компьютерный адаптер для COM-порта. Также существует более простой вариант системы подсчёта посетителей Odex Pro Light. Он имеет встроенный дисплей, на котором отображается общее число посетителей, но при этом не передаёт данные для обработки компьютеру. Состоит из передатчика, приемника с дисплеем и блока питания.

Все системы подсчета посетителей Odex Pro определяют направление прохода и могут быть интегрированы в антенны систем защиты от краж OdexPro (кроме моделей Classic и Solo) или установлены на боковых стенах, кронштейнах дверей или вертикальных стойках, при этом расстояние от датчиков до компьютера может превышать 800 метров.

 

Смотрим в будущее

Конечно, считать надо не только покупателей, но и деньги. Любого владельца магазина интересует прежде всего окупаемость системы. Вот что говорит Сергей Терентьев:

– Подсчет посетителей – мощный маркетинговый инструмент, служащий для повышения продаж в магазинах и торговых центрах, улучшения качества обслуживания посетителей, для проведения безошибочных расчетов места и времени проводимых рекламных и других акций. При этом стоимость таких систем начинается буквально от нескольких тысяч рублей. Поэтому окупаемость их, как и других элементов автоматизации, очень быстрая. И торговые предпрития уже поняли это: обычно вслед за внедрением систем управления магазинами, которые дают возможность наглядного анализа информации о работе всех подразделений, идет внедрение и систем учета посетителей, как неотъемлемого элемента ранее установленной программы, органично дополняющего получаемые отчеты тем, что не может дать анализ работы, например, кассового узла.

Как видим, системы подсчёта посетителей решают целый ряд задач, которые не охватываются другими элементами автоматизации. У них своя собственная ниша, и необходимость для маркетинга выдаваемой такими системами информации не оставляет сомнений. Сегодня в Екатеринбурге такие системы уже установлены в ряде торговых центров, а также отдельных магазинах. Сейчас идет активное внедрение этого элемента автоматизации, и скоро, видимо, нас всех посчитают – от этого не уйти.

 

Возможности для магазинов и торговых сетей

Оценка общей эффективности работы магазинов: оценка конвертации посетителей в покупателей – показатель эффективности работы магазина; объективная оценка популярности торгового бренда; принятие решений об увеличении торговых площадей на основе данных о количестве посетителей; сравнительный анализ посещаемости отдельных торговых точек, входящих в единую сеть; оптимальное планирование графика работы магазинов на основе динамики посещаемости.

Стратегическое и тактическое маркетинговое планирование: прогнозирование продаж на основе данных о посещаемости; планирование рекламных и маркетинговых мероприятий на основе прогноза посещаемости; определение эффекта от проведённых рекламных мероприятий и маркетинговых акций.

Увеличение выручки точек продаж: оценка эффективности работы продавцов-консультантов в торговых залах и получение данных для построения системы мотивации персонала; оптимизация работы касс – прогнозирование соотношения количества посетителей в торговом зале и очередей у касс; расположение наиболее популярных товаров в наиболее посещаемых зонах магазина.

Регулирование отношений с арендодателями: основание для оптимизации арендных ставок и местоположения магазина в торговом центре; оценка вклада магазина в развитие торгового центра.

 

Возможности для торговых центров

Оценка общей эффективности торгового центра: оценка трех составляющих успеха торгового центра – местоположение, концепция и состав арендаторов; посещаемость торгового центра – один из важнейших факторов при определении его инвестиционной стоимости; оценка правильности позиционирования торгового центра при его выводе на рынок; выявление факторов, влияющих на посещаемость; разработка и оценка эффективности системы навигации на основе данных о степени посещаемости каждой из зон торгового центра; оценка среднего времени пребывания посетителей в торговых центрах; оптимизация работы служб эксплуатации и охраны в соответствии с посещаемостью.

Стратегическое и тактическое маркетинговое планирование: планирование рекламно-маркетинговой активности торгового центра на основании прогнозов посещаемости по дням; определение эффективности отдельных инструментов маркетинга, PR и рекламы.

Увеличение прибыльности торгового центра: дифференцированный подход к определению арендных ставок с учетом количества посетителей арендаторов – показателя их популярности; продажа рекламных мест в торговом центре в соответствии с количеством посетителей, проходящих мимо них.

Автор Владимир Поликарпов

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"