Цветочный бизнес

  Цветочный бизнес сегодня развивается очень активно. Вот некоторые цифры, хотя и неофициальные: более-менее точный учет имеется лишь в отношении импортных растений. В 2006 году в Свердловской области реализовано 26–30 миллионов срезанных цветов. Большая часть этого товара – импорт, преимущественно из Голландии, Колумбии и Эквадора. Лишь около 3 миллионов цветов произведены в нашей области, еще столько же – в соседних областях. Только роз в Екатеринбурге ежедневно продается от 80 до 120 тысяч. Несмотря на кажущуюся насыщенность рынка и стоящие на каждом шагу киоски, все специалисты отмечают тот факт, что пиковый спрос (например, перед праздниками) на популярные сорта цветов намного превышает предложение.

Цветы как товар

Автоматизация предприятия – будь то магазин продуктов или стройматериалов – в целом выполняется по схожим алгоритмам, хотя и с учетом специфики товара. Однако в некоторых областях торговли специфика эта заставляет искать решения задач, совершенно отсутствующих в «типовых» решениях. К таким областям относится и цветочный бизнес.

Прежде всего цветы как товар характеризуются своеобразной «вариабельностью». Из них составляются композиции, каждый раз в новом варианте, по желанию покупателя. И цена такой композиции вовсе не равна сумме исходного материала. Могут они и делиться: например, из одной веточки делают две…

Не является определенной величиной и срок годности товара, он может сильно варьироваться, хотя при этом товар относится к скоропортящимся. А ведь программа должна это учитывать при заказе новых партий товара. Без учета этой тонкости система автоматизации торговли может превратиться в нуждающийся в постоянной корректировке вручную вариант обычного складского учета.

К тому же любая система автоматизации предусматривает штрих-кодирование, но на цветок не нанесешь штрих-код. Поэтому при внедрении системы автоматизации все это сосредотачивается в журналах штрих-кодов.

Еще одна сложность – значительные колебания спроса на цветы, затрудняющие контроль работы продавцов и прогнозирование сбыта, что делает необходимым вводить программу лояльности. Этот товар относится не просто к сезонным, спрос на отдельные виды цветов меняется в зависимости, например, от погоды.

Наконец, еще одна особенность – наличие большого количества фирм-производителей, товар которых аналогичен по всем признакам, кроме… цены. И таких «нематериальных» вещей, как цвет, форма, мода на те или иные цветы и прочее, которые эту цену, собственно, и определяют.

– Это означает, что по возможности пересортицы цветы многократно превосходят даже мясо – признанного лидера розницы в этом отношении, – полагает фитодизайнер Анна Волкова. Поэтому система автоматизации должна учитывать и то, что мягко называется «нелояльностью персонала».

Если добавить к перечисленным сложностям малый размер торговых точек и сетевую структуру торговли, становится понятным, почему при подготовке статьи мы смогли найти только один пример автоматизации этого бизнеса в нашем городе. По мнению Анны ВОЛКОВОЙ, большинство цветочных магазинов не предполагают в ближайшее время внедрения таких систем.

– Одно дело, автоматизация бухучета и учета товара, это сегодня естественно практически для всех. Но автоматизировать бизнес-процессы, где выручка зависит от таких сугубо интуитивных понятий, как красота, мода, погода, многие считают странным. Если на предприятии большой объем информации, обрабатывать которую вручную стало невозможно, то автоматизация – это выход. Если же нужной информации просто нет или она недостоверна, решения принимаются интуитивно, значит, не структурирована сама система управления и автоматизация здесь не поможет. Плюс отсутствие штрих-кодов и все другие сложности. Хотя, с другой стороны, при уже сложившемся и «выравненном» по городу ассортименте, вероятно, приходит пора полной автоматизации.

Немного конкретики

В Екатеринбурге была автоматизирована сеть салонов, имеющая уже налаженные бизнес-процессы (что несколько облегчало задачу). Причем менеджмент этой сети и ранее был известен своей склонностью к экспериментам: так, для покупателей там создали собственную дисконтную накопительную систему, выпустив пластиковые карты. Собственно, именно желание развить систему стимулирования и стало одной из причин внедрения системы автоматизации. Второй причиной был значительный и разнородный ассортимент: срезка, горшечные, сувениры. Плюс сложность учета, связанная с подбором букетов.

Вадим Мелёхин, специалист по программному обеспечению компании «Ориент-96»:

– В качестве конкретного решения было выбрано программное обеспечение «Торговля 24h» («Торговля 24 часа»). Это отечественная разработка, созданная фирмой «СофтБаланс», Санкт-Петербург. Система удобна тем, что в ней можно работать как на одном компьютере, так и в сети. Причем можно вести всю учетную базу на одном ПК, забирая данные, например, на флэшку (как и было сделано). Программа предусматривает все обычные функции: учет товара, получение отчетов по его остаткам, движению, работу с различным торговым оборудованием (включая сканеры штрих-кодов), обмен данными с системами Front-Office, учет взаиморасчетов с контрагентами. При этом в программе имеются модули для учета производства и набора товаров, а также имеется возможность учитывать различные свойства товара в карточках. Оба эти свойства программы важны для учета цветов.

Удобно и то, что при расширении системы, внедрении ее на новых точках не потребуется ничего доделывать. Программа была специально предназначена для работы в сети магазинов с центральным офисом и складом. Поэтому особое внимание в ней уделено вопросам перемещения товаров и переоценке из центрального офиса. Для разных торговых объектов возможны различные категории цен, различные типовые наценки, различные минимальные остатки товара. Из других свойств конкретной системы, нашедших применение, можно указать, например, удобные справочники учета сроков годности (с возможностью их варьировать) и возможность различного вида учета товаров.

В связке с программой «Торговля 24h» работает другая – «Чек-Монитор», предназначенная для анализа отчетов. Это специализированная конфигурация программы «1С: Торговля и Склад» производства той же фирмы «СофтБаланс». Программа позволяет вести анализ по нескольким направлениям:

- ассортимент (товары больших продаж, товары повышенного спроса, товары-«прилипалы», время регистрации товаров, периодичность спроса);

- почековая аналитика (средний чек по сумме за период, статистика продаж, статистика по видам оплат, статистика по торговым объектам, динамика выручки);

- работа персонала (корректировка чеков, загрузка ККМ, скорость работы кассиров, выработка по суммам и часам);

- управление дисконтной системой (отчеты по видам скидок, по товарам со скидкой, по чекам со скидкой, обороты по картам, продажи по клиентам, реестр клиентов, посещаемость торгового объекта).

Комментирует Вадим

Мелёхин:

– В нашем случае оказалось важным, в частности, наличие анализа по товарам-«прилипалам», то есть неприбыльным товарам, которые тем не менее способны влиять на покупку остальных. В цветочной торговле к таким относится, например, оформление. Не будет копеечного кусочка целлофана нужного цвета – и клиент уйдет, не сделав покупки. Интересной для магазина оказалась и возможность управления дисконтной системой. Их программа стимулирования уже включала пластиковые карты (кстати, наличие собственных таких карт у цветочного магазина – случай, кажется, тоже уникальный) и анкеты клиентов. Теперь появилась возможность централизовать учет покупок по клиентам, независимо от салона сети, в котором он сделал покупку, и расширить систему стимулирования. Представьте: в День рождения вам приносят букет ваших любимых цветов… Система «Чек-Монитор» позволяет организовать и это. Руководство салонов вообще на все сто использовало анализ отчетов: нам редко приходилось видеть, как возможности системы используются настолько активно. Благодаря изменению учета удалось справиться и с пересортицей. Возможность контролировать расположение товаров, их распределение по сети также оказалось востребовано.

 

В целом связка этих программ оказалась достаточно удачным решением. Хотя, разумеется, это лишь один из возможных вариантов конфигурации системы. Немногочисленные пока что примеры реализации аналогичных систем в других городах основаны как на отечественных системах учета товара (например, той же 1С), так и импортных.

И что в итоге?

Разумеется, основные критерии работы системы – скорость окупаемости и удобство работы. Если говорить об окупаемости, то она в нашем случае оказалась неожиданно быстрой. Сразу после внедрения системы выручка точки вырастала, и даже менеджмент сначала не мог понять, в чем дело. Причина оказалась банальна: система устранила возможность пересортицы, как уже указывалось, весьма значительную для цветов. В сочетании с возможностью расширить программы стимулирования спроса, облегчением анализа, повышением точности расчета заказов и многим другим эффект стал очевиден сразу. Поэтому в настоящее время (через три месяца после начала работ) готовится автоматизация уже пятой торговой точки. Разумеется, все это результат именно внедрения, то есть менеджмент торгового предприятия приложил немалые усилия для того, чтобы перестроить свою работу и работу своих подчиненных под новые условия.

Автоматизация предприятий по торговле цветами – сегодня нетривиальная задача. Однако, как показывает опыт, существующие технологии позволяют успешно решать ее и получать экономический эффект. Вероятно, в ближайшие годы мы будем свидетелями того, как цветочные сети переходят на новые технологии.

Автор: Владимир Поликарпов

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"