Автоматизация предприятия

На рынке востребованы интегрированные решения. Функционирование розничной сети без системы автоматизации сегодня оказывается практически невозможным. И руководители торговли давно поняли это. Активно осваиваются решения, позволяющие оптимизировать деятельность предприятия за счет роста объемов продаж и уровня сервиса. Казалось бы, все возможные ниши в сфере автоматизации торговли и логистики уже заняты. Однако развитие бизнеса и изменение технологий торговли открывает для автоматизаторов всё новые возможности.

От прилавка…

– В Европе появляется всё больше полностью автоматизированных магазинов, с минимальным участием человека, – говорит Антон Мурзин, директор консалтингового агентства ГКЦ. – У нас это сегодня мечта, и не из-за недостатка средств или неготовности наших интеграторов. Причина объективна: слишком дёшевы трудовые ресурсы. Однако уже в недалёком будущем ситуация может измениться. Если говорить о конкретных технологиях, то сегодня наиболее перспективным является прежде всего внедрение нового «покупательского интерфейса». Это электронные ценники, информационные киоски, торговля через автоматы… Сюда же относится необходимость внедрения электронных расчётов. Автоматизация началась в бухгалтерии и завершается сегодня в торговом зале.

Для сетевых супермаркетов, гипермаркетов характерен высокий уровень автоматизации. Сегодня эти предприятия автоматизированы на 90–100%, тогда как небольшие магазины только приступили к техническому переоснащению. Уровень автоматизации там составляет не более 20–30%. Любопытно, что сегодня особенно высок спрос на автоматизацию со стороны предприятий продовольственной торговли, а вот торговля промтоварами «раскачивается» значительно медленнее. Вероятно, это связано с тем, что там различные категории товаров требуют своего специфического подхода к автоматизации, и интеграторам приходится разрабатывать индивидуальные решения, что дороже и сложнее.

– В дальнейшем развитии рынка автоматизации торговли можно отметить четыре основных тенденции, – добавляет Ирина ВоробЬева, специалист отдела автоматизации ООО «Круг». – Во-первых, это постепенное расширение областей и возможностей применения средств автоматизации. Если раньше они использовались преимущественно для регулирования внутреннего товародвижения и контроля за работой персонала, то сейчас перед системой автоматизации ставятся гораздо более масштабные задачи – управление всей совокупностью бизнес-процессов и решение проблем комплексной безопасности. Во-вторых, торговля переходит от «коробочных решений» к индивидуальным проектам на основе последних научно-технических достижений. Это беспроводная передача данных, распределённые системы с использованием возможностей Интернета и т.д. Торговля почувствовала эффективность применения самых современных решений, и это даёт возможность значительно сократить сроки их внедрения. В-третьих, это сближение тенденций развития российского и мирового рынка как по структуре потребления, так и по рыночной специализации. Наконец, появление на рынке оригинальных отечественных решений, прочно занявших свою нишу.

Наши эксперты полагают, что специфика современного этапа развития рынка (активная автоматизация предприятий средней и мелкой розницы) способствует росту нижнего и среднего ценовых сегментов, причём как оборудования, так и программного продукта. На рынке присутствует оборудование начального уровня производства Тайваня и России, среднего – из Европы, США, Японии. Если говорить о программных продуктах, то наряду с ПО таких фирм, как Microsoft (также стремящихся в настоящее время работать со средним ценовым сегментом), свою нишу прочно заняла отечественная «1C: Управление Торговлей». Нишу, между прочим, немаленькую, примерно четверть объёмов в различных отраслях.

 

…до склада

– Многие нововведения проникают на склады даже быстрее, чем в магазины, – говорит Ирина ВоробЬева. – Например, применение портативных компьютеров со сканерами штрих-кодов стало достаточно распространённым на складах Урала. Правда, не слишком быстро идёт внедрение технологии радиочастотной идентификации (RFID). Для России она пока слишком дорога. Впрочем, расходы на автоматизацию вполне оправданны. По данным некоторых операторов, внедрение современной системы автоматизации складов позволяет повысить оборачиваемость склада на 20%, а коэффициент использования пространства – на 30%. А ведь стоимость информационной системы гораздо ниже стоимости строительства нового склада. Автоматизация складов несколько лет назад начиналась с коробочных продуктов, которые никакого внедрения не требуют и обходятся недорого. В этом случае стоимость рабочего места может составлять около $100. Цена любой системы, которую необходимо внедрять, выше на порядки.

– Российский рынок систем управления складом (WMS) не слишком велик, – полагает Антон Мурзин. – Сегодня в мире существует около 300 систем управления складом, а у нас предлагается буквально несколько десятков. Тут есть несколько сегментов, и наиболее востребованы у нас системы начального уровня. Они просто показывают сотрудникам, где что лежит. Именно в этом сегменте самая жесткая конкуренция, так как подобную базовую функцию предоставляет любая складская система. На втором уровне добавляются определенные аналитические модули, которые предоставляют менеджеру информацию для принятия решения и дают возможность проводить оптимизацию размещения товара. Далее идут системы, анализирующие любые движения на складе. При этом идеология может быть уже другой: система работает не с товаром, а с грузом, который может состоять из множества позиций. И, разумеется, на этом уровне гораздо богаче возможность аналитики. В настоящее время доля этих систем растёт, и через несколько лет именно они будут определять погоду на рынке автоматизации. В условиях развития торговых сетей необходимо выбирать системы, которые способны развиваться и адаптироваться к вновь возникающим требованиям. Этот фактор является одним из основных критериев при выборе программного продукта, поскольку в этом случае информационная система не будет сдерживать развитие предприятия. Сегодня предприятия однозначно отдают преимущество системам с большей гибкостью и возможностью наращивания функционала.

Известно, что при разработке систем могут использоваться два подхода. Первый – это создание систем по объектно-ориентированному принципу. Например, системы на базе технологий Microsoft.NET, в основе которых как раз заложены объектно-ориентированные принципы. Архитектура таких систем подразумевает, что в системе есть объекты или сервисы, и при настройке системы описываются свойства этих объектов, а логика реализации процессов опирается на данные свойства объектов. Сюда относится, например, Logistic Vision, завоевавшая популярность на российском рынке. Другой подход – архитектура «с открытым кодом». При этом пользователь получает инструментарий доступа к кодам системы и, следовательно, возможность самостоятельно её модифицировать. На этих принципах построена, в частности, система Radio Beacon WMS.

 

Интеграция – веление времени

Выше описывались конкретные направления автоматизации, однако наши эксперты отмечают ещё одно веяние времени: растущее стремление заказчика установить не отдельный элемент, а именно целостную систему.

– Каждое рабочее место при этом обойдётся дешевле, – поясняет Антон Мурзин. – Экономия достигается, например, когда вместо многочисленных отдельных кабелей устанавливается система СКС (структурированных кабельных сетей). Применение СКС дает возможность спроектировать и проложить стационарные компьютерные и телефонные коммуникации для того, чтобы избежать дальнейших монтажных работ при подключении соответствующего оборудования, изменении конфигурации используемых сетей, наращивании количества рабочих мест.

Технология построения СКС основана на принципах универсальности и избыточности. Кроме того, их использование позволяет значительно повысить надежность эксплуатации сетей, снизить вероятность возникновения отказа. В любой момент времени СКС обеспечивает быстрый доступ ко всем своим кабелям. Существенным моментом является также возможность выбора и более качественного производительного оборудования, и системы более высокого класса. Плюс упрощается взаимодействие отдельных элементов, исчезают проблемы при обмене данными, а значит, растёт общий экономический эффект.

Стремление к выбору интегрированных решений является, пожалуй, наиболее важным результатом развития рынка автоматизации за последние пару лет. В настоящее время этот процесс только начинается. Отработаны отдельные элементы интеграции, например, создание системы на уровне магазина, торговой сети в целом. Накоплен большой опыт, однако на рынке пока нет полностью готовых интегрированных решений, включающих, к примеру, все элементы управления цепочками поставок и соединяющих их при этом с торговым залом.

– Интеграция – это не просто сосредоточение в одном магазине, к примеру, всего набора «модных» решений, в последнее время получившее название «магазина будущего», – говорит Ирина ВоробЬева. – И даже не сведение под управление одной системы всей инфраструктуры здания (так называемый «умный дом»). Да, всё это необходимо, и это будет делаться, но есть и более важные вещи, пусть не имеющие сегодня броского названия. Свести воедино всю систему сбыта продукции, минимизировав при этом влияние человеческого фактора, – вот о чём уже достаточно скоро может идти речь. Пока это лишь прогнозы, но фундамент таких решений уже заложен.

 

Системы автоматизации сегодня присутствуют везде: от торговых центров до уличных стоянок. Рынок таких систем продолжает расти, и конкуренции на нем пока не ощущается, несмотря на появление все большего количества предложений.

Автор: Владимир Поликарпов

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"