Автоматизация склада

Внедрение программ автоматизации складского учета и управления складскими операциями — задача, решение которой позволяет максимально эффективно вести материальный учет. Как и в любой другой отрасли бизнес-процессы на складе имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при выборе оптимального варианта по автоматизации.

Задачи и решения

Особенности складской автоматизации связаны с необходимостью оперативного приема и размещения товара, в первую очередь, путем сокращения времени на выполнение операций по идентификации и маркировке, контролю качества товара.

– На этапе отгрузки основным является сокращение количества ошибочных операций при подборе товара, – говорит ведущий специалист отдела торговых систем компании «Техно-линк» Алена Федотова. – Такое распространенное явление, как ошибка персонала на этапе отгрузки, может быть сведено до минимума путем применения современных технологий. Среди внутрискладских операций выделим инвентаризацию. Вне автоматизированной системы учета данный этап связан с необходимостью приостановки деятельности склада по приему и отгрузке товара, а также привлечению максимального количества сотрудников для проведения инвентаризации максимально быстро. Автоматизация складского учета на всех этапах от приемки до отгрузки товара позволяет сократить время выполнения складских операций, количество ошибочных операций, тем самым максимально уменьшить действие «человеческого фактора».

При решении вопроса автоматизации склада менеджмент торговых и логистических центров сталкивается со стандартными проблемами, требующими порой нестандартных решений. Отсутствие необходимых навыков и знаний у менеджеров – одна из причин, по которой процесс автоматизация может не давать запланированного эффекта.

– Наличие системы управления складом упрощает решение многих задач, даже таких элементарных, на первый взгляд, организационных моментов, как выработка и контроль регламентов – говорит, начальник отдела автоматизации компании «АРТО». – Сложность заключается в выборе баланса между затратами на функционирование системы и получаемым с ее помощью эффектом, а также между количеством функций системы и стоящими перед складом задачами. Иначе говоря, необходимо определить, какой системы будет достаточно для функционирования склада. Конечно, склад можно автоматизировать различными способами, но необходимо учитывать его своеобразие: стандартный функционал многих систем может иметь ряд существенных ограничений. Прежде всего, специалисты компании должны четко обозначить цели внедрения и функциональные требования к системе. Затем необходимо провести анализ функционального покрытия для определения того, какая именно из представленных систем и в какой степени подходит для автоматизации данного склада, способна ли она выполнять требования на уровне стандартного функционала или дополнительных отраслевых решений. Кроме того, следует оценить программно-аппаратную архитектуру и возможность дальнейшего развития выбранной системы. Только после тщательной проверки необходимой документации и расчета совокупной стоимости владения можно сравнить результаты и сделать выбор в пользу отдельной системы, либо комплексного решения с использованием складского модуля в составе ERP-системы.

По мнению Евгения Найдина, автоматизация склада – прежде всего способ уменьшить издержки и повысить прозрачность бизнеса за счет оптимизации движения товаров и документов, эффективной организации работы сотрудников. Сведения о складских запасах могут поступать в систему с высокой степенью детализации, включая характеристику товаров (габариты, цвет, размер), серийные и партионные номера, сроки годности. Реализована возможность получения стоимостных показателей складских остатков, проведение инвентаризаций товарно-материальных ценностей и автоматическая обработка их результатов. Для больших складов и распределительных центров нужен функционал WMS (Warehouse Management System), который позволяет существенно сократить время выполнения и повысить контролируемость складских операций. Результат – уменьшение стоимости владения складом, сокращение числа ошибок, улучшение качества обслуживания потребителей, повышение эффективности работы предприятия и производительности сотрудников, уменьшение издержек хранения товаров. Задача маркировки и перемаркировки товаров периодически встает перед всеми складами. Время выполнения этой задачи является критичным для бизнеса, т.к. маркируемый товар недоступен для продажи. Использование мобильного комплекса этикетирования, состоящего из терминала сбора данных и мобильного принтера, позволяет получить конкурентные преимущества за счет сокращения времени на товароучетные операции. По сравнению со стационарными принтерами этикеток, мобильные принтеры позволяют маркировать товар более оперативно и без ошибок. Терминал сбора данных и мобильный принтер связываются по протоколу Bluetooth, не стесняя движений сотрудника, занятого маркировкой и позволяя, помимо маркировки и перемаркировки, в режиме реального времени выполнить основные товароучетные операции: инвентаризацию, подбор, отгрузку, приемку и перемещение товаров.

Впрочем, в автоматизации нуждаются склады не только торговых предприятий.

– Специалистами компании «Техно-линк» была проведена автоматизация для Детской городской больницы № 11 г. Екатеринбурга – сказала Алена Федотова. – Автоматизация была реализована на базе прикладного решения MobileLogistics v.4.х. для учета основных средств. Цель автоматизации – возможность оперативного получения данных об основном средстве, в разрезе инвентарного номера основного средства, наименования основного средства, материально-ответственного лица, наименования помещения и фактического количества, а также возможность проведения инвентаризации при помощи инвентаризационной ведомости. Система штрих кодирования и маркировки всех основных средcтв позволила это все реализовать.

 

При всей кажущейся простоте учета, автоматизация склада является в действительности очень сложной и можно сказать индивидуальной задачей, - говорит начальник отдела автоматизации компании ООО «Шторм-Элита-Сервис» ЛУКИНЫХ СЕРГЕЙ. - Поэтому я не стал бы рекомендовать какое то конкретное ПО.

Дело в том, что на складе наиболее критичным моментом, особенно при больших площадях, является быстрый поиск необходимой единицы. Для решении этой задачи на данный момент существует несколько решений, наиболее распространенные из них это адресное хранение, менее затратный вариант с точки зрения оборудования, но более сложный в программной реализации и RFID технология более затратный по оборудованию, но легче реализуется с точки зрения ПО.

Рассмотрим более подробно вариант с адресным хранением товара.

При решении этой задачи можно использовать административный ресурс, жесткое разделение зон склада по типу товара, например корма для собак всегда стеллаж 1, для кошек всегда стеллаж 2, программное решение когда при поступлении на склад в документе прихода указывается адрес размещения единицы. Для контроля за размещением товара по адресам рекомендуется использовать терминалы сбора данных, со специализированным ПО, которые позволяют упростить ручной труд по привязке адресов к товару. Например при размещении вновь поступившего товара, кладовщик считывает терминалом адрес ячейки, закодированный штрих-кодом, затем штрих код товара, чем и создает привязку товар-адрес.

 

Терминалы сбора данных

Одним из этапов по автоматизации склада является внедрение терминала сбора данных. Терминал позволяет наиболее оперативно и эффективно решать такие задачи, как инвентаризация, подбор товара, формирование документов (заказов, накладных). Это далеко не полный перечень возможностей терминалов сбора данных, конечно, необходимо учитывать, что функции терминалов определяются программным обеспечением, с которым они используются. По способу передачи данных различаются Batch-терминалы (или терминалы с пакетной передачей данных в режиме off-line, и RF-терминалы, или терминалы с передачей данных по радиоканалу в режиме on-line. В первых, после сбора данных оператор вставляет устройство в специальную коммуникационную подставку и результат передается в центральную систему, а во вторых происходит мгновенный обмен данными между устройством и центральной системой.

На сегодняшний день радиотерминалы являются наиболее современным и перспективным решением среди терминалов сбора данных. Многие такие терминалы имеют встроенные возможности передачи голоса, обработки данных и сканирования. Все эти функции сконцентрированы в мобильном компьютере. Некоторые модели могут иметь и возможность получения изображений с помощью цветной фотокамеры.

– Наличие микрофона, вибровызова и динамика в терминалах делают терминалы полноценным телефоном как для звонков по сотовой связи, так и для VoIP звонков – говорит Алена Федотова. – Среди других достоинств современных терминалов сбора данных следует отметить большой объем оперативной и энергонезависимой памяти, расширительный слот для карт памяти MicroSD, с помощью которых пользователь может существенно увеличить объем памяти устройства. Появились терминалы с возможностью зарядки аккумулятора без специальной подставки – зарядного устройства. В самом терминале есть гнездо для подключения блока питания и зарядки ТСД напрямую. Что касается аксессуаров – тут тоже есть где «разгуляться». Кроме стандартных коммуникационных USB подставок и зарядных устройств, доступны подставки с Ethernet интерфейсом, и заканчивая зарядными устройствами для автомобиля с питанием от прикуривателя.

Традиционная система приемки, с «открыживанием» кладовщиком принимаемого товара по накладной, сверкой полученного с заказом, последующим занесением данных в автоматизированную систему учета при использовании радиотерминалов заменяется одной операцией: считыванием штрих-кодов, при котором происходит моментальная передача данных в систему учета и формирование электронного документа. При этом одновременно происходит и автоматический контроль исполнения заказа. Такая же схема действует и при отгрузке товара. При проведении инвентаризаций в крупных торговых предприятиях, при большой номенклатуре товаров радиотерминалы так же вне конкуренции. В этом случае обычно трудоемкий поиск товара производится моментально, простым обращением с радиотерминала к базе данных. В целом, применение радиотерминалов на складе дает следующие преимущества:

– значительное уменьшение ошибок по сравнению с переносом информации с бумажных документов в информационную систему предприятия за счет заполнения электронных документов непосредственно в точке возникновения данных (т.е. электронные документы заполняются прямо на месте приемки/отпуска товара, а затем тут же попадают в информационную систему предприятия);

– уменьшение пересортицы за счет применения автоматической идентификации (считывание штрих-кода однозначно идентифицирует объект);

– данные по поступившему/отпущенному товару попадают в систему моментально и становятся доступны всем работникам склада;

– повышение производительности труда за счет применения автоматической идентификации (скорость приходования/отпуска/инвентаризации значительно возрастает);

– сокращение операторов по вводу информации и связанных с ними расходов компании (рабочие места, офисное и компьютерное оборудование, расходы на коммуникации, электричество, налоги и т.п.). После автоматизации будет нужен только один оператор, так как каждый работник сразу формирует документы в электронном виде, фактически выполняя функции оператора.

 

RFID на складе

Сегодня, с появлением технологий RFID задача быстрого учета содержимого склада более не стоит так остро. После установки радиочастотных систем, состоящих из стационарных считывателей и присоединенных к ним антенн, стало очень просто учитывать весь входящий и исходящий поток. Системы могут фиксировать каждую единицу товара прошедшую через ворота либо вблизи от считывателя. Так же можно дополнить систему персональными карточками сотрудников, определяя ответственность за нарушения.

При проходе через ворота четко фиксируется время выноса коробки, человек который вынес ее и содержимое самой коробки. Но не стоит забывать о законах физики. У RFID систем есть некоторые ограничения, одно из них: сложность использования на металлических поверхностях, для решения данных проблем существуют специальные корпусные метки, позволяющие добиться удаления антенны с чипом от поверхности металла на достаточное расстояние для уверенного прочтения. Система может дополняться ручными терминалами сбора данных для более удобного поиска и идентификации товара на складе и дополнительного контроля. Так же ручные терминалы могут быть использованы для инвентаризации склада.

– Одним из трендов на рынке терминалов заслуженно можно считать радиочастотные терминалы – считает Алена Федотова. – Последние разработки в этой области убедительно доказывают, что за RFID технологией будущее в области идентификации. Технология радиочастотной идентификации позволяет передавать и принимать информацию по радиоканалу. Эта особенность выгодно отличает метки RFID от этикеток со штрих кодом, так как более нет необходимости в наличии прямой видимости или непосредственного контакта между меткой и считывателем. Оснащение RFID-считывателем позволит применять ТСД для задач контроля билетов на общественном транспорте и на спортивно-массовых мероприятиях – в этих сферах все больше распространение получает применение RFID меток интегрированных в билеты. RFID-карты могут быть использованы для разблокировки самого терминала, вместо ввода пароля. Можно не сомневаться, что через несколько лет эта технология будет применяться повсеместно.

– В зависимости от целей и задач, которые будут поставлены перед интегратором во время разработки проекта, могут быть использованы различные метки: разрушаемые, перезаписываемые, с жестко заполненной памятью и.т.п. – говорит Евгений Найдин. – Должна быть также настроена дальность и направление считывания, во избежание проблем с излишним прочтением: ведь человек пронесший коробку около выхода, не обязательно вынес ее. Мы предлагаем решения с использованием RFID-оборудования компании Motorola, которые успешно выполняют свои задачи по всему миру. Теперь весь спектр оборудования доступен и в России, компания «АРТО» будет рада вам помочь в развитии и оптимизации ваших бизнес процессов.

Внедрение RFID на складе решает целый ряд задач:

 

Уменьшение человеческих ресурсов, необходимых на сбор товара по накладной и его отгрузку;

Ускоренное обслуживание, которое в конечном итоге сказывается на лояльности клиентов;

Окончательное решение проблемы идентификации товарной единицы;

Контроль за передвижением товара в режиме реального времени;

Самая быстрая и точная инвентаризация.

Здесь перечислены лишь некоторые тенденции развития техники для автоматизации складов. Разнообразие присутствующего на рынке оборудования позволяет для каждого склада выбрать программное обеспечение в зависимости от масштаба и решаемых задач.

Автор: Владимир Поликарпов

журнал "Торговое оборудование на Урале" №8/2010 г.

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"