Штриховое кодирование и автоматическая идентификация

  Эффективность и адекватность управления любой компанией во многом зависят от того, насколько быстро руководство получает исчерпывающую информацию о текущих бизнес-процессах, от степени её полноты, оперативности и доступности. Соответственно наиболее конкурентоспособными являются компании, которые используют самые современные информационные технологии, включающие штрих кодирование, организацию замкнутого цикла передачи данных по всем информационным каналам, а также наличие цифровых устройств в точках первичного сбора информации, которые облегчают ввод данных, уменьшают количество ручных операций, минимизируют ошибки.

 Зачем это нужно

Автоматическая идентификация – это способ распознавания разного рода предметов (различные товары, документы, багаж). Для этого каждому предмету присваивается идентификатор (номер или код), наносится на предмет специальная метка (штрих-кодирование), содержащая идентификатор, затем цифровое устройство считывает данные с метки и переводит их в электронный вид.

Максим Коряков, начальник отдела продаж торгового оборудования компании «АРТО»:

− С помощью штрих кода можно быстро и безошибочно найти любой товар в системе. Штрих-код несет в себе информацию о цвете, размере, количестве, весе и цене товара. Не будь штрих кодирования, процессы на предприятии были бы трудоемкими и отнимали массу времени. Но штрих-код не имеет ценности сам по себе. Он полезен только там, где организован полноценный обмен данными между точками продажи и управляющей компьютерной системой. Если на торговом предприятии существует такая система и на большинстве товаров есть штрих-код, то от этого выигрывают все: и продавцы, и покупатели, и управленческий персонал. Продавцы - за счет уменьшения числа ручных операций и, как следствие, увеличения скорости работы и уменьшения числа ошибок. Покупатели - за счет улучшения уровня обслуживания. Крупные торговые сети уже обязывают поставщиков наносить штрих-код на все поставляемые товары.

− Технологически это наиболее простой метод и, что немаловажно, довольно дешёвый – говорит Максим Коряков. − Нанесение штрих-кода типографским способом не влияет на стоимость упаковки, если же он напечатан на самоклеящейся этикетке, то стоимость упаковки увеличивается незначительно. Тенденция такова, что всё большее количество производителей стараются обеспечить свои товары штрих-кодами, поэтому затраты на самостоятельную маркировку сокращаются. Наличие штрих-кода на товаре, организованный обмен данными между торговыми точками и управляющей компьютерной системой обеспечивают неоспоримые преимущества для всех участников процесса: уменьшается число ручных операций у продавцов, улучшается и ускоряется процесс обслуживания покупателей, управленческий персонал имеет возможность оперативного получения информации о продажах и запасах различных товаров.

Штрих-код представляет собой графическую метку, в которой по определённым правилам закодирована информация, чаще всего это алфавитно-цифровой код-идентификатор. Штрих-код должен быть доступен для считывания электронным устройством. Изображение штрих-кодовой метки создаётся на ПК с использованием специализированных шрифтов. Кроме штрих-кода, на макете упаковки возможно размещение алфавитно-цифрового эквивалента штрих-кода и дополнительная информация, которая предназначена для чтения человеком. В настоящее время используется около 50 систем штрих-кодирования. Наиболее популярными являются EAN/UPC, Code39, Код «2 из 5» (Interleaved 2-of-5) и Codabar.

В России и в Европе преимущественно применяется  штрих-код EAN13 (еан 13). Упомянутый код состоит из следующих компонентов  - префикса, кода и контрольного символа. Различают два типа штриховых кодов EAN: обычный штрих-код, присваиваемый товарам промышленного производства, и внутренний штрих-код, присваиваемый товарам в пределах одного предприятия. Внутренний штрих-код может использоваться только в пределах одного предприятия.  Первым символом этого кода должна быть цифра 2, вторым символом  - любая цифра от 0 до 9. Например, можно определённым значением второго символа обозначить штучные товары, а остальные значения использовать для обозначения весовых товаров. Штрих-код штучного товара содержит только код товара, штрих-код весового товара содержит также его вес.

Обычный тип кода содержит код страны, код предприятия и код товара. Товарам с разными потребительскими свойствами (сорт, вес, расцветка, номер модели) присваиваются разные штрих-коды. Номера штрих-кодов, присваиваемые товарам массового производства, должны быть уникальны, т.е.  во всём мире не может быть другого товара с таким же кодом.

− Существуют  два вида штриховых кодов: одномерные и двумерные − поясняет Максим Коряков. − Чаще всего в настоящее время используется одномерный штрих-код, его изображение представляет собой ряд прямоугольных полос. Информация, содержащая в нём, имеет одно измерение и доступна для считывания обычным однолучевым сканером. Двумерные коды содержат гораздо больший объём информации и применяются в частности на акцизных марках алкогольной продукции. Информация содержится на всей плоскости штрих-кода сразу в двух измерениях и считывается специальным сканером. Высокая стоимость таких сканеров сдерживает пока распространение двумерных штрих-кодов.

Существует специальная организация, которая присваивает номера штрих-кода EAN – это добровольная некоммерческая Ассоциация EAN, (в неё входят 98 организаций из 100 стран). В нашей стране Ассоциацию представляет организация ЮНИСКАН. Все товары российского производства получают префикс в диапазоне от 460 до 469, далее следует  номер предприятия и номер товара, которые также присваиваются ЮНИСКАНом.

 

Нанесение и считывание

Существует специальное программное обеспечение для создания изображения штрихового кода и принтеры для его печатания.  На ПК вместе с программным обеспечением устанавливаются специальные шрифты, которые можно использовать

для создания штрих-кода в любых приложениях. Изображение штрихового кода можно распечатать на специальном принтере или обычном офисном.

Если предприятие производит товар в больших количествах, удобнее и выгоднее печатать штрих-код типографским способом вместе с ярлыком или упаковкой товара, т.к. при больших объёмах на стоимости упаковки это не отразится.

В этом случае оправдано применение и специальных принтеров, тем более, если штрих-код должен быть уникальным, или есть необходимость часто менять информацию на этикетке. В том случае, если штрих-код предполагается печатать нечасто, (например, около 10 этикеток в день), то это можно сделать на обычном лазерном принтере.

Для считывания штрих-кода (bar code) используются сканеры - рабочие места кассиров современных магазинов оснащены ими - при этом непосредственный контакт со штрих-кодом не является необходимостью, расстояние считывания зависит от модели сканера и составляет 20 – 300 мм. Промышленные сканеры считывают и с большего расстояния. С помощью сканера данные штрих-кода переводятся в электронный вид и передаются для дальнейшей обработки в кассовый аппарат, ПК или POS-систему.

 Выбор принтера этикеток

Принтеры этикеток различаются по способу печати:

  • принтеры с прямой термопечатью;
  • принтеры с термотрансферной печатью.

При прямой термопечати головка разогревается и воздействует на определенные участки термобумаги, при этом и получается изображение. Чувствительность материала к теплу, свету и механическим воздействиям приводит к тому, что срок службы этикеток, напечатанных таким способом, обычно составляет не более полугода, затем возникают сбои при считывании штрих-кода. Поэтому этикетки из термобумаги имеет смысл использовать, если срок реализации товара небольшой.

При термотрансферной печати краситель со специальной ленты в принтере под воздействием тепла переносится на этикетки. В качестве материала для этикетки, в этом случае, могут быть использованы бумага, картон, либо синтетический материал. Этикетки, напечатанные этим способом, устойчивы к внешним воздействиям, соответственно более долговечны и их можно использовать для товаров с длительным сроком реализации (до 2лет).

При выборе принтера этикеток необходимо знать ответы на следующие вопросы:

Сколько этикеток необходимо печатать в день?

Чем больше этикеток, тем выше должна быть скорость печати (указывается в миллиметрах или сантиметрах в секунду).

Для каких товаров будет использоваться этикетка?

Если срок реализации товаров составляет менее полугода, то можно приобрести недорогой термопринтер, если более - термотрансферный.

Каков максимальный размер этикетки?

Определяется максимальной шириной и длиной листа, и максимальным диаметром рулона.

Каким должно быть качество изображения?

Качество изображения напрямую зависит от разрешения принтера, однако печать с высоким разрешением сильно замедляет скорость работы. Разрешение печати указывается в точках на дюйм [dpi].

По какому интерфейсу будет подключаться принтер к ПК?

Чаще всего для подключения принтера используется параллельный интерфейс Centronics, но иногда может потребоваться подключение через последовательный интерфейс RS-232C.

Нужны ли дополнительные функции и механизмы?

Среди них могут быть отделитель подложки, отрезчик, намотчик ленты, дополнительная память.

Устройства для чтения штрих-кода

Для чтения штрихового кода применяются:

  • сканеры штрих-кода;
  • терминалы сбора данных;
  • щелевые считыватели штрих-кода;
  • сканеры «световое перо».

Последний тип сканера применяется преимущественно в офисах, а щелевые считыватели предназначены для считывания штрих-кодов с карточек. Певые же два типа устройств как раз и предназначены для считывания штрих-кодов товаров, поэтому их рассмотрим подробнее.

Сканеры штрих кода можно классифицировать по типу источника света, интерфейсу подключения, корпусу и технологии считывания. По источнику света: простые CCD сканеры штрих-кода (использующие в качестве источника излучение светодиоды) и лазерные (использующие маломощные лазеры). Светодиодные сканеры излучают один сканирующий луч и могут читать штрих-код только в одном положении. Лазерные сканеры по числу плоскостей сканирования делятся на одноплоскостные и многоплоскостные. Многоплоскостные излучают несколько сканирующих лучей в различных плоскостях и могут читать штрих-код в любом положении. По подключению можно выделить сканеры штрих-кода, подключаемые в стандартные разъёмы PC/AT или PS/2, сканеры штрих кода с интерфейсом RS-232, и с интерфейсом USB. По исполнению корпуса выделяют ручные сканеры штрих кода, стационарные сканеры (монтируются на столе кассира) и встраиваемые сканеры штрих-кода (монтируются в стол кассира). По технологии считывания сканеры подразделяют на одноплоскостные (при сканировании расположение этикетки на товаре и плоскости сканирования должны совпадать) и многоплоскостные (ориентация штрихового кода в пространстве не так важна).

Терминал сбора данных, как тип оборудования, разрабатывался как устройство для оперативного сбора информации о товаре, поступающем на склад или списываемом со склада. Сегодня же это – по существу, мобильный компьютер небольшого размера (устройство умещается в руке), оснащенный сканером штрих-кодов, клавиатурой (или сенсорным дисплеем), получающий питание от аккумуляторов, а так же имеющий достаточно мощный процессор и память. Терминалы различаются по способу передачи данных:

  • Batch-терминалы, или терминалы с пакетной передачей данных в режиме off-line (после процедуры сбора данных оператор вставляет устройство в специальную коммуникационную подставку и результат передается в центральную систему).
  • Терминалы с передачей данных в режиме on-line (мгновенный обмен данными между устройством и центральной системой – как правило, по радиоканалу).

 

Современные технологии штрих-кодирования проникли во все сферы жизни, и их грамотное использование может значительно облегчить повседневные операции, высвобождая силы и средства для решения более важных вопросов.

Автор: Владимир Поликарпов