Электронные весы в магазине

   Торговые весы – изобретение древнее. Первые найденные археологами образцы весов относятся к V тысячелетию до н. э., применялись они в Месопотамии. В Древней Руси товары взвешивали на равноплечих весах - скалвах. С XIV века на Руси появляется слово «безмен». Современные торговые весы – это, по существу, компьютер, решающий одновременно несколько задач. Правильно подобранное весовое оборудование позволит увеличить прибыль магазина, увеличит производительность труда персонала, ускорит многие операции, наконец – станет еще одним инструментом для повышения лояльности покупателей.

 

Они такие разные

В том случае, когда торговля производится через прилавок, назначение весов заключается в том, чтобы в автоматическом режиме произвести расчёт цены на товар, после того, как введена единичная расценка за килограмм, суммировать стоимость всех отобранных товаров и пробить чек. Для ускорения процесса

необходимо, чтобы на весах можно было подсчитать стоимость товара после ввода цены за килограмм, суммировать стоимость всех покупок и сосчитать сдачу. Существуют модели весов, которые снабжены так называемыми «горячими клавишами», представляющими собой ячейки памяти, в которые заложена цена товара. Как правило, это самые востребованные товары, ибо таким образом возможно сократить время обслуживания покупателей.

В настоящее время большая часть магазинов работает по принципу самообслуживания, поэтому наибольшим спросом пользуются весы, специально предназначенные для этого вида торговли. Такие весы предоставляют возможность маркировать товар с помощью штрих-кода и печатать этикетки с информацией о названии, весе, стоимости, единичной расценке товара. Плюс к этому они обладают дополнительными функциями и значительным объемом памяти для хранения характеристик всего ассортимента товаров. Оплата за взвешенный товар производится на кассе по штрих-коду на этикетке.

Наглядность показаний измерений, точность взвешивания и надежность - важные качества для таких весов.

Показания измерений отображаются на дисплеях – один для покупателя, другой для продавца. В торговых весах используют три типа буквенно-цифровых дисплеев: жидкокристаллические (ЖК), светодиодные и вакуумно-флуоресцентные (ВФ). Светодиодные дисплеи отличаются высокой контрастностью и яркостью свечения, однако по другим характеристикам уступают ЖК и ВФ дисплеям. В частности у них жестко фиксированы знакоместа, их выпускают только 7 и 16-сегментными. Два других вида дисплеев бывают точечными или матричными, что даёт возможность вывода на экран любых символов или бегущей строки.

Преимущество ЖК-дисплеев заключается также в малом энергопотреблении (в качестве источников питания можно использовать пальчиковые батарейки или миниатюрные аккумуляторы), а к их недостаткам можно отнести малый контраст и ограниченный угол обзора.

ВФ-дисплеи обладают относительно низким разрешением и к тому же со временем тускнеют, кроме того они не подлежат ремонту, колба всегда заменяется полностью, что является недостатком.

Что касается точности взвешивания товара, то в показаниях весов допускается определенная погрешность измерения. Торговые весы относятся к оборудованию среднего (III) класса точности, то есть все измерения такими весами от наименьшего (НмПВ) до наибольшего (НПВ) предела взвешивания производятся с погрешностью не менее 0,1%.

Одной из важнейших характеристик торговых весов является их надёжность. В принципе электронные весы вполне надёжны, однако некоторые факторы способны повлиять на их показания. К ним относятся магнитные поля устройств, которые размещены на небольшом расстоянии от весов, повышенная влажность, пыль и т.д.

Степень пылевлагозащиты весов обозначается двузначным числом, где первая цифра обозначает степень защиты от пыли (от 0 до 6), а вторая цифра — степень защиты от воды (от 0 до 8). Максимальная степень пылевлагозащиты IP 68 (это означает условно полностью герметичное оборудование).

 

Выбор весов

Главным фактором, определявшим выбор весового оборудования, ранее была низкая цена. Поэтому еще несколько лет назад количество продаваемых в России механических весов превышало продажи электронных, но сегодня предпочтения ритейлеров сменились. Причем выбирают именно качественную многофункциональную технику.

Имеет смысл проконсультироваться со специалистом, если речь идёт о выборе весов.

Это поможет соблюсти оптимальное соотношение параметров: качество – цена – надёжность – функциональность – удобство в обслуживании и т.д. Важно определить

такие характеристики как наибольший предел взвешивания, точность, размер платформы, наличие дисплея покупателя, объём памяти, необходимость технического обслуживания весов.

Помимо этого, необходимо учитывать формат магазина (включён ли он в сеть или нет), наличие сертифицированных ЦТО по ремонту данного оборудования, стоимость обслуживания, стоимость комплектующих, статистику по поломкам, требования к автоматизации магазина.

Современные условия торговли, тенденции к качественному обслуживанию покупателей диктуют и повышенные требования к весовому оборудованию.

Объём памяти на большое количество товаров, возможность форматирования этикетки – эти требования уже относятся к разряду обычных. Всё чаще возникает необходимость именно в улучшении качества и удобства работы с оборудованием: весы должны обладать дисплеем покупателя, кнопками быстрого вызова цены товара из памяти, весы самообслуживания должны быть оснащены удобной клавиатурой и понятной для покупателя навигацией по товару.

Условия использования весов определяют конкретные требования, предъявляемые к их функциональным возможностям. Например, торговые весы для прилавков. Такие весы должны быть оснащены дисплеем для покупателя на стойке, должны быть эргономичными. А для автономных весов – важна длительность работы аккумуляторной батареи. Импортные весы имеют как правило низкий уровень энергопотребления и время работы от аккумулятора составляет не менее 1000 часов.

Напольные весы используют в зоне приёма и разгрузки товара. Главное требование, предъявляемое к ним - это надёжность и удобство в использовании.

Торговые весы с печатью этикеток - в этом случае важна функциональность моделей и возможность соответствующего сервисного обслуживания.

Протокол ТСР/IР является наиболее распространённым в использовании для коммутации весового оборудования с персональным компьютером. Стоит подчеркнуть, что системные весы работают и в том случае, если они не подключены к компьютеру. Все необходимые данные они сохраняют на модуле встроенной памяти, чтобы потом при подключении передать их в базу данных. Если в магазине работают более десятка наименований весового оборудования, подключённого к персональному компьютеру, необходимо коммутировать их с главным или даже выделенным сервером. Программное обеспечение обычно поставляется в комплекте с весовым оборудованием.

 

Тенденции рынка

Говорит Максим Коряков, начальник отдела продаж торгового оборудования компании «АРТО»:

- Основной бренд, представляемый нами сегодня, это весы CAS. Привлекательный дизайн, высокоскоростная и надежная работа в сети, надежный принтер, легкодоступный сменный картридж этикеток, дружественный интерфейс пользователя – отличительные особенности данных весов. Они подразделяются на весы фасовочные настольные (серии AD, SW) которые используются как в продуктовых магазинах так и в ресторанах, товарные напольные (серии BW, DB, DL): они используются для приемки товара на складе, торговые (с выделением цены и массы серии AP, ER) для продажи товара, весы с печатью этикеток (серии LP, CL5000J) – используются для взвешивания и фасовки товара с последующей печатью этикетки со штрих кодом, которая наклеивается на взвешенный товар. Отдельно стоит упомянуть весы с печатью штрих-кодовых этикеток для магазинов самообслуживания – используются так же, как и простые весы с печатью штрих-кодовых этикеток, за исключением того, что товар на них взвешивает покупатель а не сотрудник магазина, что сокращает затраты на заплату и экономит время покупателя, который может в любой момент взвесить необходимые им овощи или фрукты, не дожидаясь, пока освободится продавец. В качестве примера можно привести одно из внедрений: при автоматизации в продуктовый магазин «Тройка» в Екатеринбурге были установлены:

На фасовке и в зале – весы с печатью штрих-этикеток CAS CL5000J-15IP. CL5000J (I) – бюджетная версия торговых системных весов CAS с печатью этикеток и индикацией наименования товара.

На складе установлены напольные весы CAS DL-100. В новой версии эти весы идут с рифленой платформой, что позволяет товару не скатываться с весов.

Как видим, у весового оборудования для разных видов розничной торговли есть свои тонкости, и грамотный менеджер просто обязан учесть все детали, определенные спецификой торговой точки. Ведь сегодня весы выполняют не только функцию взвешивания, но и многие другие.

Автор: Владимир Поликарпов