Магазин самообслуживания: автоматизация трех основных зон...

  Современный магазин самообслуживания можно условно разделить на 3 зоны: торговый зал с кассовыми узлами и точками взвешивания, зону временного хранения товара и офис. Каждая из этих зон имеет свои особенности и выдвигает ряд присущих только ей требований.

 Кассовый узел может быть создан либо на базе POS-терминала – специализированного компьютера, оборудованного фискальным принтером и дисплеем покупателя, либо с использованием кассового аппарата, объединяющего в одном корпусе принтер, клавиатуру, модуль фискальной памяти, индикаторы покупателя и продавца. Для идентификации товара используется считыватель штрих кода.

 – При выборе «POS-терминал или кассовый аппарат» необходимо учитывать следующее – говорит Владислав Гришенко. – POS-терминал является, по сути, компьютером, его функциональность определяется программным обеспечением и может быть легко изменена. А кассовый аппарат, работающий в автономном режиме, имеет достаточно жесткую логику работы, зачастую количество товаров, которыми он может оперировать, не превышает 2 тысяч, а список поддерживаемого оборудования (считыватели штрих кода, ридеры карт и т.п.) ограничен. Компания Ориент-96 предлагает линейку POS-систем, которые позволяют автоматизировать предприятия формата самообслуживания, например, POS-системы ForPOSt и ForPOSt.CE.

   Для взвешивания овощей и фруктов предусматривается одна или несколько точек взвешивания. В области выкладки товара устанавливаются весы с печатью этикетки, на которую наносится штрих-код, содержащий информацию о коде товара и весе. Эта этикетка наклеивается на пакет, а при расчете считывается сканером штрих кодов.

 Маркирование товаров в зоне временного хранения обычно осуществляется с помощью этикет пистолета (в этом случае на этикетке указывается код товара) либо наклейкой этикеток со штрих кодом. Второй способ предпочтительней, потому что позволяет ускорить идентификацию товара на кассовом узле. Если количество этикеток со штрих кодом невелико, для их печати можно использовать недорогой офисный принтер и специальную перфорированную самоклеящуюся бумагу. В противном случае применяются специализированные принтеры, обеспечивающие скорость печати от 3 до 8 этикеток в секунду. Независимо от используемого принтера, в точке маркировки устанавливается компьютер с программным обеспечением, которое имеет доступ к справочникам товаров. Значительная часть товаров продуктовой группы перед выдачей в торговый зал должна быть расфасована, взвешена и снабжена этикеткой, содержащей код товара, его цену, вес и стоимость. Для повышения скорости работы кассиров желательно также нанесение штрих кода с информацией о коде и весе. Для автоматизации этого процесса применяются развесочные комплексы, которые создаются либо на базе весов с печатью этикетки, либо в виде комбинации обычных весов, компьютера и принтера этикеток. Второй вариант может оказаться предпочтительным, поскольку позволяет использовать одно и то же оборудование, как для развески, так и для печати этикеток для точки маркировки.

   Среди перспективных технологий автоматизации магазинов самообслуживания Евгений Найдин называет электронные ценники, на которых цены на товар изменяются автоматически при изменении цен в товароучетной системе, применение в торговом зале информационных киосков, при помощи которых покупатель может узнать не только цену на товар, но и его подробное описание, применение терминалов сбора данных в качестве системы «Убийца очередей», которая позволяет разгрузить POS-терминалы в часы их особой загрузки. Все эти системы в настоящее время уже используют многие магазины. Набирает популярность в настоящее время система RFID (Radio Frequency Identification – радиочастотная идентификация). RFID завоевывает свое место в торговле благодаря новым возможностям, которые она предлагает. Прежде всего, это бесконтактное считывание, возможно даже вне зоны видимости, на расстоянии до нескольких метров (в зависимости от размера метки и мощности считывателя). Радиочастотные системы в розничной торговле позволяют более точно и оперативно осуществлять такие действия, как приемка товара, сбор возвратов или просто продажа, а так же вести быструю и точную инвентаризацию.

 

  Максимальной отдачи от применения технологии самообслуживания можно достигнуть только при комплексной автоматизации торгового предприятия, которая предполагает совместное использование специализированного электронного оборудования и программных средств.

 

Автор: Владимир Поликарпов