Нестандартные решения: Кассы самообслуживания

  28 сентября 2013 года в Сургуте открылся новый современный супермаркет, принадлежащий торговой сети «РОСТ». Компания «ДатаКрат» приняла участие в автоматизации торговых процессов данного магазина, удивив своими нестандартными решениями даже ко всему привыкших жителей нефтяной столицы.

  Корпорация «ДатаКрат» – крупная многопрофильная компания, занимающая позицию одного из ведущих разработчиков программного обеспечения и системных интеграторов в области автоматической идентификации в России, а также крупнейшая региональная компания в сфере автоматизации торговли и сферы услуг на Урале и в Сибири.

 «ДатаКрат» – многофункциональная компания, активно развивающая сразу несколько направлений деятельности, предлагающая индивидуальные интегрированные решения «под ключ», включая проектирование, поставку оборудования, монтаж, пуско-наладку, авторский надзор и дальнейшее сервисное обслуживание. Единый Федеральный сервис в области IT, объединяющий все филиалы и дочерние структуры компании, позволяет клиентам оперативно в круглосуточном режиме получать квалифицированную техническую поддержку вне зависимости от их географического месторасположения.

 Торговая сеть «РОСТ», отмечающая в этом году свое пятилетие, – это магазины с высоким уровнем сервиса и уникальным ассортиментом товаров, ориентированные на людей с различным достатком и хорошим вкусом. Здесь любой покупатель может приобрести как продукцию, необходимую ежедневно, так и редкие, экзотические яства. Разумеется, и технологические решения для такой особенной торговой сети были выбраны неординарные.

 Значительную роль в уникальном оснащении нового супермаркета, открывшегося в торговом центре «Агора» (г. Сургут), сыграла компания «ДатаКрат», фактически на всем протяжении существования сети «РОСТ» поставляющая ей кассовое оборудование с соответствующим программным обеспечением собственной разработки. На этот раз специалисты «ДатаКрат» не остановились на уже привычных технологиях и предложили сети РОСТ совершенно новый проект – кассы самообслуживания немецкой компании Wincor Nixdorf.

 Wincor Nixdorf AG – немецкая компания, один из ведущих производителей современного высокотехнологичного оборудования и бизнес-решений для кредитных организаций и финансовых институтов. Основной специализацией компании является создание и внедрение ноу-хау для оптимизации банковской и торговой сфер.

 Являясь интернациональным предприятием, Wincor Nixdorf представлен в 110 странах мира, в том числе в 42 из них – дочерними предприятиями.

 Реализуя концепцию «Безупречной организации розничной торговли», компания Wincor Nixdorf помогает розничным компаниям оптимизировать и стандартизировать процессы покупок, осуществляемые во всех каналах продаж. В конце 1990-х годов компания вышла на российский рынок, где за несколько лет заняла ведущие позиции в сфере автоматизированных систем самообслуживания.

 Кассы самообслуживания (экспресс-кассы) – это комплексное оборудование, при помощи которого клиенты могут совершить покупки самостоятельно, не прибегая к помощи кассира или продавца. Любой посетитель магазина может взять свою корзину, сосканировать товар, взвесить выбранные фрукты или овощи и расплатиться удобным для него способом: экспресс кассы принимают к оплате как наличные денежные средства, так и банковские карты. Такая технология позволяет сокращать очереди и ускоряет процесс обслуживания покупателей.

 Зону самообслуживания, оборудованную четырьмя такими кассами, контролирует один интендант. Оставить автоматику совсем без человеческого присмотра, конечно, нельзя. Например, при приобретении табачной или алкогольной продукции необходимо подтвердить возраст лица, оплачивающего товар. В этом случае касса сама вызывает консультанта, который должен проверить документы у покупателя. Порой возникают и проблемы, связанные с отменой покупок, по которым аппарат не способен принять самостоятельное решение. Вопросы, касающиеся мер безопасности и удобства покупателя, решает все-таки специалист. Но в целом клиенты магазина справляются с задачей сами, без привлечения персонала магазина.

 На сегодняшний день осуществленная компанией «ДатаКрат» установка касс самообслуживания для супермаркета сети «РОСТ» в ТЦ «Агора» является уникальной для Ханты-Мансийского автономного округа и входит в пятерку аналогичных пилотных проектов, запущенных на территории России.

 Уже в течение первого месяца использования этого оборудования сеть «РОСТ» получила множество положительных откликов со стороны потребителей. Со своей стороны компания «ДатаКрат» провела мониторинг и собрала определенную статистику за тот же период.

Так, максимальный пик покупателей на кассах самообслуживания составил в течение месяца 18%, что является позитивным показателем для первых недель работы: фактически 1/5 часть покупателей самостоятельно оплачивают свои покупки.

 Скорость обслуживания на этих кассах возрастает с каждым днем. В первые дни после открытия супермаркета еще имела место некоторая неуверенность – казалось, что покупатель, не знакомый с новой технологией, столкнется с определенными сложностями. На самом же деле в этих кассах реализован дополнительный функционал, который при помощи видеоролика и звуковых подсказок детально объясняет, что нужно делать, и у потребителя не возникает никаких проблем.

 Оценка среднего возраста пользователей касс самообслуживания в Сургуте пока не проводилась, но приблизительно он варьируется в диапазоне 25–45 лет. Впрочем, аудио- и видеосопровождение касс настолько понятны и удобны для восприятия, что в процесс активно включаются и пенсионеры. Оказалось, что они зачастую даже четче следуют написанным на дисплее инструкциям, чем более молодые покупатели.

 Рассказывает руководитель отдела перспективных технологий компании «ДатаКрат» Максим Родин:

 – На данный момент мы уже видим, что покупатели, которые пришли на открытие супермаркета, возвращаются сюда снова и снова. Они уже приноровились самостоятельно сканировать продукты и товары, у них получается все лучше и лучше. Соответственно скорость прохождения через кассу самообслуживания возрастает. Исходя из отзывов потребителей, они, обнаружив очередь в обычную кассу, предпочтут воспользоваться кассой самообслуживания, поскольку это избавляет их от непродуктивной траты времени на ожидание.

 Также, согласно опросу, современный покупатель высоко оценивает перспективность такого решения, поскольку оно широко применяется в Европе. Молодое поколение, которое много путешествует, быстро осваивает подобные нововведения, уже опробованные им на Западе. А особенно они нравятся детям. Родители, приходящие за покупками вместе с малышами, как правило, идут на кассы самообслуживания, где их отпрыски чувствуют себя взрослыми, помогая родителям взвешивать покупки. Этот процесс они находят весьма увлекательным.

 Но все мы понимаем, что ни одно высокотехнологичное оборудование, поставленное зарубежным партнером, не начнет само по себе функционировать в российских реалиях. Понадобились долгие месяцы совместной работы компаний Wincor Nixdorf и «ДатаКрат», в ходе которой отечественные специалисты прошли обучение в Германии и создали стыкову кассового программного обеспечения DK Link FO с программным обеспечением, управляющим аппаратной частью данных касс, а также решением по визуализации.

 Сегодня с полной уверенностью можно говорить о том, что компания «ДатаКрат» осуществила внедрение в региональный рынок нового продукта, который, несомненно, в ближайшее время вызовет заинтересованность целого ряда крупных торговых сетей.

Источник: 

Журнал "Ваш бизнес. Магазин. Ресторан. Отель"