Кросс-докинг

 Кросс-докинг – это способ организации поставок, при котором отгрузка товара на склад и его последующая доставка получателю согласованы по времени таким образом, чтобы исключить хранение товара на складе. В результате партия продукции доставляется за максимально короткий срок. В России кросс-докинг начал применяться в конце 90-х годов. Сегодня он считается важной составляющей логистической цепочки во многих отраслях.

 

Кросс-докинг с разных точек зрения

– Технология Cross-docking или Merge-in-Transit (MIT) – идеальное решение современных логистических операций, особенно в автомобильной промышленности, отраслях высоких технологий (high tech) и телекоммуникаций, ритейле, – считает Мария ИВИЧ, руководитель отдела маркетинга и продаж логистической компании «Кинетика». – В этих отраслях издержки, связанные с материальными запасами, а также со сроком жизни продукта, являются основными в формировании стоимости конечного продукта.

Кросс-докинг может иметь один или два этапа. При одноэтапном кросс-докинге товар направляется конкретной торговой точке, и груз обрабатывается как отдельный заказ без изменений. При двухэтапном партия товара, отгруженная поставщиком на склад, будет переформирована: разделена на группы (для разных магазинов) или, напротив, объединена в единый блок (логистическую единицу) вместе с другими частями этого же заказа. Хранение товара на складе при этом также исключается.

Для владельца склада основное преимущество в том, что кросс-докинг – совокупность операций с заказами, а не с товарами. Это позволяет значительно уменьшить стоимость его обработки, а ответственность за комплектацию товара переложить на поставщика, что позволяет повысить безопасность склада. А второе – в том, что заказ поступает на склад непосредственно перед отгрузкой. Тем самым обеспечивается минимальный срок пребывания товара на складе, растет оборачиваемость площадей. Для заказчика же выигрыш – в снижении затрат на складирование и в сокращении логистической цепочки. Процесс доставки товаров в магазины компании-заказчика при этом значительно упрощается, скорость оборота растет.

Несмотря на все эти преимущества, в настоящее время на пути внедрения кросс-докинга немало препятствий. Возможно, одной из причин является сложность восприятия самой идеи о том, что при прогнозировании спроса исчезает необходимость в хранении товара.

Возможности и ограничения

Сам процесс выглядит следующим образом. Сначала формируется заказ на те или иные товары, затем эта информация отправляется одному или нескольким поставщикам. В заказе отмечена точная дата доставки товара. Поставщик упаковывает товар, часть заказа, в транспортную тару, указывая на каждой единице тары номер заказа, и доставляет его на склад. Поддоны с товаром должны быть надежно упакованы, чтобы доступ к товару был полностью исключен. Для этого поставщики используют пленку-стрейч, а также специальную упаковочную ленту с логотипом своей компании и шпагат с пломбами. При этом работники склада не несут ответственности за товар, содержащийся в транспортной таре. Все части заказа доставляются на склад в течение одного дня. При поступлении они комплектуются в единый блок. А уже затем скомплектованный заказ отгружается покупателю в назначенный им срок.

– Не все товары можно обрабатывать в системе сквозного складирования. Лучше всего подходят те, которые характеризуются высоким уровнем прогнозируемости, максимальным спросом и большими объемами транспортировки; эти факторы должны быть определены для каждого товара путем анализа информации предыдущих периодов, – говорит Мария ИВИЧ. – Кроме того, для кросс-докинга идеально подходят: скоропортящиеся продукты; продукция, транспортируемая из одного розничного магазина в другой; возвращаемые товары.

При организации кросс-докинга преимуществами обладают производители, имеющие собственные центры дистрибуции. Они могут заранее предвидеть получение готовой продукции от постоянных поставщиков и изменять маршрут ее следования сразу же после получения. Поставщик должен быть способен не просто обеспечить необходимое количество требующейся продукции в нужное время, постоянство этой практики должно поддерживаться стандартами бизнеса. Это включает возможность подготовить продукцию для эффективной обработки на следующем участке в логистической цепочке, способность выполнить требования заказчика в отношении ярлыков, этикеток, упаковки и качества продукции и предполагает налаженную систему обеспечения информацией как своих подразделений, так и заказчика.

Если же говорить о выборе логистического оператора для кросс-докинга, то вот что советует Мария ИВИЧ:

– Технологию MIT характеризуют несколько основных черт. Это централизованный мониторинг и управление товарными потоками, поступление информации от торговых сетей и точек продаж производителям и на центральные склады, централизация управления запасами между производителями и клиентами, а также наличие транспортно-грузовых центров для группировки товаров и транспортно-логистической сети для поставок клиентам в торговые центры, где происходит физическая передача товаров.

Для эффективного применения технологии MIT в цепи поставок потенциальный логистический 3PL оператор должен обладать необходимыми технологиямив в этой области, а также возможностями полного контроля и прозрачности процесса управления, организации глобального обслуживания и кооперации с транспортными компаниями, складскими операторами, таможенными органами. Для постоянного обслуживания товарных транзитных потоков важно правильно организовать систему управления транспортно–логистической инфраструктурой типа «региональный cross-docking»

 

Организация работ

При разработке программы сквозного складирования важно в первую очередь оценить имеющиеся возможности предприятия, виды обрабатываемых грузов и способы их обработки. Транспортировку уже укомплектованных поддонов от разгрузочной до погрузочной эстакады внедрить достаточно просто, а разработать систему комплектования, при которой могут потребоваться сложные конвейерные сортировочные системы и отдельный участок для обработки заказов, гораздо сложнее и дороже. При создании проекта кросс-докинга необходимо учитывать следующие элементы: планировку склада, подбор оборудования и возможности стандартизации процессов, особенности организации потоков информации.

Планировка склада. Поскольку при сквозном складировании работа большей частью ведется в районе эстакад, необходимо предусмотреть достаточное количество ворот. Важно и обеспечить удобную транспортировку товара (на существующем складе для этого может потребоваться убрать часть стеллажей), спланировать и разметить маршруты движения, обеспечивающие быстрое перемещение товаров от входных ворот к выходным.

Собственно, оптимальным является специально построенный склад, предназначенный именно для кросс-докинга. Современные склады высоких категорий предназначены для «высотного» хранения, их задача – обеспечить максимальное использование объёмов и земли под складом. В случае же применения кросс-докинга склад не должен иметь большой высоты, тут экономия средств достигается за счет другого: скорости оборота.

Организация работы. Чтобы обеспечить интенсивный график выгрузки-отгрузки, необходимо применение современного оборудования. Использование выдвижных конвейеров, например, может значительно ускорить работу и увеличить пропускную способность. Ускоряют обработку и конвейерные сортировочные системы, автоматически направляющие коробки от приемки до отгрузки или, если необходимо, к станциям для печати и наклеивания новых этикеток. Конечно, одним из важнейших элементов организации системы сквозного складирования является квалифицированный персонал. Как полагает Антон Мурзин, директор консалтингового агентства ГКЦ, основным требованием к диспетчированию и менеджменту вообще при этом способе является способность не реагировать на возникающие ситуации, а предвидеть их, организовать работу в соответствии со стандартами.

– Стандартизация процессов требует перестройки мышления всего персонала, и это, пожалуй, самое трудное, – подчёркивает Антон Мурзин.

Информационные системы. Разумеется, кросс-докинг трудно представить себе без автоматизации: обмен данными тут ведётся в режиме реального времени. При этом обеспечивается отслеживание заказов и уменьшается уровень ошибок, характерный для бумажного документооборота. Лучший на сегодня вариант – система радиочастотной идентификации с помощью чипов – RFID, которая позволяет получать данные о поступающих и отгружаемых грузах без какого бы то ни было сканирования в пределах прямой видимости. Информация о поддонах автоматически считывается при пересечении грузом порталов, расположенных на эстакадах.

– Поскольку при кросс-докинге основная цель – сокращение времени обработки, важно не только получать информацию в режиме реального времени, но и обеспечить оперативное её использование, – считает Антон Мурзин. – Необходимо проверять целостность упаковки, отслеживать недостачи в заказах и организовать обмен данными с другими участниками логистической цепочки, чтобы устранить проблему. Если внедряется сквозное складирование, будьте готовы к возможным сбоям в системе. Не обязательно, чтобы вся продукция обрабатывалась посредством кросс-докинга: может понадобиться хранить какую-то её часть на складе. Операции без использования сквозного хранения также могут применяться, чтобы отправить заказ, даже если получено меньше товара, чем ожидалось. Это возможно, в частности, при перераспределении заказов.

В заключение хотелось бы сказать о том, что даст внедрение системы кросс-докинга всем потребителям. Вот мнение Марии ИВИЧ:

Автор: Владимир Поликарпов

– Сочетание логистических технологий кросс-докинга и соответствующей транспортно-логистической сети позволит торговым сетям снизить потребительские цены не только в центре России, но и в регионах. Технология Cross-docking или Merge-In-Transit не снижает транспортных издержек, но значительно увеличивает оборот складских запасов. Цель использования технологии участниками цепи поставок – снижение финансовых затрат, аккумулируемых в запасах товаров, и предотвращение производства невостребованных товаров. По этим причинам применение такой системы распределения даст наилучшие результаты для снижения стоимости поставляемых товаров, что приведет к снижению потребительских цен.

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"