Складская база станет Международным логистическим центром

В Екатеринбурге построят Международный сельскохозяйственный логистический центр. Реализация этого проекта позволит городу стать лидером по хранению и переработке фруктов и овощей в центральной части России. Инициатором создания данного объекта является ООО «Продовольственная база № 4», имеющая большой опыт управления плодоовощным торговым предприятием.   – Надо сказать, что по наличию складских помещений категории «А» и «В» Екатеринбург уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу, причем ненамного. Однако если сравнивать наш город с европейскими странами, то наши показатели в разы ниже европейских. Дефицит складов класса «А» и «В» составляет сегодня 800–900 тысяч квадратных метров. И речь в данном случае – только о сегодняшних потребностях. Завтра они, разумеется, возрастут. Ведь если говорить о конкретных потребителях складских услуг, то в Екатеринбурге ими являются 560 предприятий оптовой торговли, из них 318 торгуют товарами продовольственной группы. Площадь склада более 500 кв. м имеют 62 продовольственных и 73 непродовольственных оптовых фирмы. Если же учитывать рост потребления и появление в городе крупных торговых сетей и оптовиков, дефицит окажется еще больше. А это значит, что для реальной интеграции города в мировую логистическую систему нам придется активно заниматься строительством складов высокого класса. До 2015 года их будет построено 1 миллион 100 тысяч квадратных метров. В результате должны сформироваться две основные зоны транспортно-логистических центров оптовой торговли. Первая – внутригородская зона, базирующаяся на существующих складских территориях, хотя и прошедших реконструкцию, она будет ориентирована в основном на внутригородской рынок. Вторая – это внешнее кольцо логистических центров, ориентированных, главным образом, на область, регион и базирующихся в районе Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги. Дополнительный стимул для этого дает включение Екатеринбурга в международный транспортный коридор (МТК № 2). В Екатеринбурге для реализации этой идеи есть все необходимое, город располагает крупной железнодорожной станцией и имеет международный аэропорт, – полагают в Комитете по товарному рынку Екатеринбурга.   – Что касается торговли продовольствием, то достаточно напомнить: средний возраст продовольственных баз города составляет 50 лет. Ни один из крупных складов не отвечает современным требованиям, – подчеркнула руководитель проекта Татьяна РУСИНА. Та же продовольственная база № 4 имеет еще более солидный возраст и расположена в городе, что весьма неудобно для транспорта. Необходимо вынести региональные логистические потоки за город и сосредоточить все товарные группы на одной площадке. Кроме того, новый комплекс призван решить еще одну проблему: инвестиционная идея проекта связана в первую очередь с необходимостью организации единой торговой площадки для централизованной оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией в Уральском регионе.   В разработке проекта «Международного сельскохозяйственного логистического центра» участвовали ООО «Бюро Управления и Развития Бизнеса», Market Consulting Team (Германия) и Европейский институт торговли, которые осуществляли консалтинговую и информационную поддержку. – Максимальный ассортимент овощей и фруктов круглый год, создание гарантированного рынка сбыта, развитие сотрудничества с зарубежными и российскими производителями – вот что должен обеспечить новый центр.

Одной из сильных сторон проекта является и создание большого количества рабочих мест. Планируется, что в новом логистическом центре будет работать около 5 тысяч человек, – сообщила Татьяна РУСИНА. Цель проекта «Международный сельскохозяйственный логистический центр» – расширение рынка сбыта продукции сельскохозяйственных производителей, крестьянских хозяйств Уральского региона и юга России, удовлетворение спроса в сельскохозяйственной продукции городов Свердловской области и Уральского региона, а также создание современных форм оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией. Реализация проекта позволит развивать биржевые торги, для чего предусмотрено специальное здание. Это возможность регулирования и управления ценовой политикой на региональном рынке, профессиональный логистический менеджмент сельскохозяйственной продукции с комплексной компьютеризированной системой контроля. Инфраструктура же дополнительных услуг позволит оптимизировать все бизнес-процессы: на той же площадке можно будет пройти, например, все необходимые проверки и сертифицировать продукцию. В целом это даст возможность организации интегрированных поставок в крупные торговые  и перерабатывающие предприятия региона. Подчеркивается, что проект предполагает комплексную реализацию различных бизнес-процессов (сортировка, упаковка, переработка мясной, овощной продукции, система контроля качества, автоматизированные заказы и т. д.). Комплекс будет включать в себя торговые терминалы, склады, крытые торговые платформы, загрузочную железнодорожную станцию, а также всю необходимую инфраструктуру. Предусмотрены и отель (вернее, два: для покупателей и для персонала), и банк, и собственная электростанция. Под возведение центра уже выделен земельный участок общей площадью 60 га в двух километрах от аэропорта «Кольцово», в 1-м километре от кольцовского тракта и железнодорожной ветки на Тюмень. Объем инвестиций в проект составит до 260 миллионов евро. Конкретная сумма не разглашается. Собственно, сейчас, когда еще идет корректировка проекта, она и не может быть определена точно. С рядом западных банков ведутся переговоры по участию в проекте.

Как подчеркнул вице-мэр Екактеринбурга Виктор КОНТЕЕВ, иностранные банки охотно идут на контакт, поскольку на Западе о такой норме прибыли, как сегодня в России, остается только мечтать. В число инвесторов войдут и отечественные логистические операторы. Строительство планируется проводить в 2 этапа. Первый этап начнется в конце текущего года и продлится весь 2008 год. За этот период времени будут построены торговый и складской терминалы. Все терминалы будут только класса «А». На втором этапе в логистическом центре будут построены две гостиницы, административное здание, зал утилизации, здание торгов и автозаправка.

Как сообщил разработчик проекта Олег ФОМИН, тендер на строительство Евроазиатского логистического центра будет проведен в ближайшее время. При поэтапном строительстве полная окупаемость проекта предполагается через 10–11 лет, с учетом, что доходная часть в первые 5–6 лет будет использоваться на строительство второго этапа.   Инициаторы не скрывают, что предвидят немало трудностей в развитии проекта. Это и отсутствие единых стандартов качества сельхозпродукции, и достаточно крупные суммы инвестиций, и просто сложность организации бизнес-процессов с участием большого количества организаций. Однако уже ясно, что проект – способ решения целого комплекса назревших проблем. Решать же их, так или иначе, необходимо, и чем скорее, тем лучше.

Характеристики проектируемого центра

Основные объекты Площадь земли,  кв. м. Площадь зданий, кв. м.
Торгово-складской терминал 120 000 50 000
Цветочный торговый павильон 10 000 3620
Торговый павильон гастрономии и напитков 10 000 2130
Обработка продовольствия, упаковка и погрузка растений 30 000 5000
Многоярусный склад с системой подбора заказов 10 000 2750
Склад моечная станция для разовой и возвратной тары 10 000 5074
Терминал киосков и ларьков для постоянных торговцев 10 000 2130
Крытые платформы для торговли с автотранспорта 10 000 6270
Административное здание (вкл. таможенную и ветеринарную администрацию) 5000 1670
Гостиничный комплекс 7500  1350
Входные ворота 10 000 1000
Бензоколонка/ магазин/ кафетерий или закусочная 10 000 -
Ж/д подъезд 5000 -
Электростанция 310 -
Очистные сооружения - -
Установка по переработке отходов 10 000 2300

 

Автор : Владимир Поликарпов

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"