Логистический аутсорсинг

  Для современного бизнеса логистика является не только жизненно необходимой услугой, но и той сферой, которая позволяет получить конкурентное преимущество. Профессиональные складские и транспортные услуги способны на порядок снизить затраты на перевозку и хранение грузов. К тому же задачи логистики сегодня определяются более широко. Это сокращение сроков прохождения товаров по товаропроводящим каналам и минимизация затрат на всем пути движения товарных потоков при максимальном уровне обслуживания посредников и конечных потребителей. Поэтому сейчас многие предприятия передают логистику на аутсорсинг третьей стороне.

 

Введение в тему

3PL (Third Party Logistics) – это предоставление логистических услуг, выходящих за пределы простой перевозки или хранения товаров. Сам термин явно сформулирован «с позиции клиента»: сторона поставщика услуги яв­ляется третьей, промежуточной, связующей производителя и потребителя. Цель 3PL логистики – взять на себя всю работу, необходимую для движения товара по цепочке поставок клиента, дать ему возможность отказаться от собственных логистических подразделений, поручив эти задачи логистической компании. В функции 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю. Клиент получает полный пакет всех необходимых услуг, отвечающий его логистическим потребностям – это и есть современная комплексная логистика.

Вот что говорит директор логистической компании «Кинетика» Константин КАЛИСТРАТОВ:

– Передача логистики на аутсорсинг – это инструмент снижения издержек на логистику, повышения скорости товародвижения и увеличения показателя оборачиваемости склада. Если перед компанией стоят именно такие задачи, то решения два – либо передать логистику на аутсорсинг, либо самим решать эти вопросы. Но во втором случае надо четко понимать, что для оптимизации логистических процессов потребуются очень серьезные инвестиции: во-первых, в инфраструктуру, во-вторых – в информационные технологии, ну и наконец – в обучение людей.

 

Преимущества аутсорсинга

Преимущества аутсорсинга очевидны. Прежде всего, это экономия ресурсов: можно сосредоточиться на профильной деятельности, переключить освобождающиеся ресурсы на собственные бизнес-проекты.

Далее, важным фактором является разделение ответственности. Можно передать управление цепочкой поставок внешним операторам, поддерживать их усилиями товарные остатки и уровень исполнения заказов.

Для сетевых компаний важна быстрая настройка каналов ди­стрибуции: аутсорсинг позволяет мгновенно реагиро­вать на изменения конкурентного окружения, оперативно изменять логистику вслед за изменениями запросов потребителей. Казалось бы, ситуация парадоксальная, ведь лучше самой компании-клиента никто не знает его бизнес. Но дело в том, что замена технологии работы собственной логистической службы требует времени, а для логистического провайдера, уже располагающего всем комплексом технологий, длительной перестройки не требуется.

Передача вспомогательного сервиса профессионалам позволяет использовать опыт участников цепоч­ки поставок, применять их ноу-хау. Специализация, как известно, всегда дает выигрыш в качестве работы.

Наконец, у компаний, ввозящих товары из-за границы, имеются дополнительные трудности, связанные с этим, причем решать их приходится в самых разных местах страны, вдали от основного офиса. В этом случае использование 3PL также может быть удобным и выгодным.

Можно отметить еще и такой довод, пока не слишком актуальный в России: передача на аутсорсинг логистики приводит к тому, что затраты на нее переходят из группы постоянных в переменные, а это повышает инвестиционную привлекательность компании.

Таким образом, для каждой компании могут быть свои основные причины обращения к логистическому провайдеру.

– Для того, чтобы перейти на логистический аутсорсинг, эту идеологию нужно сделать стратегией. Нужно четкое понимание, для чего нужен аутсорсинг, какие проблемы могут быть решены и что это за собой повлечет. Прежде всего, логистический аутсорсинг нужен тем компаниям, у которых интенсивный грузопоток на складе, – полагает Константин КАЛИСТРАТОВ.

 

Особенности и перспективы 3PL

Несмотря на все преимущества аутсорсинга, он входит в отечественную (и, в частности, уральскую) логистику не всегда легко. Специфика бизнеса в нашей стране накладывает свой отпечаток. Вот что сказала начальник склада компании «ПФ-Урал»Наталья Гудкова:

Это – главная причина, все остальное – слова. Можно ссылаться на недостаток высококлассных услуг, другие вещи… Но о какой передаче бизнес-процессов на аутсорсинг может идти речь, если эти процессы, сформулируем так, непрозрачны? К тому же привычка обходиться собственны­ми ресурсами бывает оправданной в условиях, когда успех работы в значительной мере зависит не от технологий, а от внешних обстоятельств, например, от того же человеческого фактора.

Тем не менее рост потребности в таких услугах сегодня заметен и у нас. В услугах ЗРL в первую очередь заинтересованы крупные ритейлеры, особенно это относится к иностранным розничным сетям. Приходя на российский рынок, они желают получить сервис того же уровня, к которому привыкли в Европе, и именно они принесли к нам понятие «аутсорсинг».

Как полагает Константин КАЛИСТРАТОВ, вРоссии процесс передачи логистики на аутсорсинг только начинается, в отличие от Европы.:

– По данным КИА-центра, в России лишь 23% компаний используют логистический аутсорсинг, в то время как в Европе эта цифра достигает 55%. Прогнозируется, что к 2010 году в Европе на аутсорсинг перейдет до 60% компаний. Россия достигнет показателя в 35% через 5 лет.

 

Как выбрать провайдера

Стоимость услуг, надежность, компетентность, многофункциональность и гибкость – именно эти преимущества становятся решающими при выборе поставщика 3PL-услуг.

Статус логистического оператора, как 3PL-провайдера, предполагает высокую клиенто-ориентированность услуги, и это имеет свою оборотную сторону. Чем больше функций передано на аутсорсинг, тем индивидуальнее технологии работы с клиентом. Тем не менее 3PL-провайдер всегда имеет четко прописанные стандарты, регулирующие взаимодействие его подразделений между собой и с субподрядчиками. При оценке способности провайдера обеспечить требуемый уровень услуг можно ориентироваться, например, на критерии, применяемые для логистического аудита. Система таких стандартов включает:

стандарты управления логистическим предприятием;

стандарты технических средств (транспортные средства, складские помещения и оборудование, и т.п.);

технологические стандарты;

стандарты информационного обеспечения и документооборота;

стандарты обеспечения безопасности грузов, их страхования и ответственности.

Разумеется, данный список не является обязательным, как и сам аудит, однако без всего этого трудно обеспечить, допустим, кросс-докинг, то есть поставки товара без промежуточного хранения его на складе.

 

И далее…

Выше мы вели речь о 3PL-логистике. Однако существует и следующий уровень аутсорсинга, получающий распространение сегодня, с переходом торговых сетей на новый, международный уровень. При реализации схемы 4PL управления логистикой компания передает специальной 4PL компании функции планирования распределенных логистических процессов и ответственного управления поставщиками логистических услуг. В новом тысячелетии 4PL схема активно внедряется в Европе и позволяет достичь высокой эффективности логистики и существенно сократить логистические затраты. Более того, уже стала реальностью так называемая интернет-логистика, полу­чившая название 5РL (логистика пятой сто­роны). Суть ее в использовании интернета как единой вирту­альной платформы для потоков информации.

Автор: Владимир Поликарпов

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"