Управление складом

 Когда складское хозяйство перестает удовлетворять потребностям предприятия, большинство руководителей пытается решить проблему, покупая новую технику, программы автоматизации и другие дорогостоящие вещи. При этом зачастую забывают о том, что является более важным, и менее дорогостоящим: организации бизнес-процессов.

 Между тем, даже самая лучшая программа автоматизации, например, может только помочь автоматизировать то, что уже имеется… Поэтому вложенные средства отнюдь не всегда приносят желаемый результат. Зато совсем простые организационные преобразования позволяют добиться улучшения быстрей, с меньшими затратами и с большим эффектом. В этой статье мы приводим несколько советов, как улучшить работу склада.

 

Сначала присмотримся

Для начала не пожалейте времени, чтобы выяснить, где именно находятся те «узкие» места, из-за которых замедляется работа на складе. Внимательно понаблюдайте за рабочими, изучите их действия, проанализируйте и перемещение документации. Как часто рабочие подходят к местам хранения и выдачи товаров и каких товаров там оказалось недостаточно? Почему работнику, подбирающему заказ, мешают выполнять его действия другие работники? Имейте в виду, что именно с таких мелочей и следует начинать выявление всего комплекса причин, замедляющих работу склада.

– Проводя такое исследование, не стремитесь изучать деятельность лишь лучших работников, – советует Сергей Малышев, начальник отдела логистики ООО «Ритм». – Чтобы иметь полную картину, надо свежим взглядом взглянуть на работу персонала всех категорий. Не ограничивайтесь наблюдением: побеседуйте с работниками. Вы сделаете открытия! К тому же работники почувствуют, что их мнение важно для компании и проникнутся корпоративным духом, а вы легче осуществите те преобразования, которые наметили.

– Введите в практику регулярные собрания сотрудников, на которых должны обсуждаться проблемы повышения производительности, – предлагает начальник склада компании «ПФ-Урал» Наталья Гудкова. – А проверки по заранее установленному графику позволят выявить все факторы, снижающие производительность.

Изыскивайте возможности сократить время, которое работники затрачивают на хождение по складу. Специалисты складского дела считают, что время, затрачиваемое на перемещения, может составлять до 60–80% всего процесса подбора заказа! Поэтому можно утверждать, что каждый сэкономленный шаг работника будет приносить вам реальную прибыль.

 

Избавьтесь от лишней работы

Организуйте работу с поставщиками таким образом, чтобы они помогали вам. Постарайтесь, чтобы они, например, упаковывали доставляемые на ваш склад товары в количествах, которые необходимы для каждого предприятия или магазина, куда их будут отгружать. Каждая такая упаковка должна снабжаться ярлыком, на котором указано место назначения товара, т. е. адрес, по которому его должны затем доставить. Шире используйте штриховое кодирование.

– Конечно, не все поставщики готовы к этому, – говорит Сергей Малышев. – Но ведь они все равно производят наклейку этикеток! Если поставщику сложно самому обеспечить такую работу, просто сами обеспечьте его уже отпечатанными наклейками со штрих-кодами на каждую упаковку, предоставив подробные инструкции, как их наклеивать. Экономите и вы сами, и поставщик, а главное, не надо будет распаковывать и заново упаковывать груз, останется только рассортировать готовые упаковки по местам назначения и погрузить на транспорт. Снабдите табличками для штрих-кодов паллеты и выделите для каждого груза специальное место на площадке. Рабочие при помощи сканера будут считывать коды и расставлять паллеты быстро и правильно.

– Важно полностью использовать потенциал существующих информационных технологий, – дополняет Наталья Гудкова. – Сегодня системы управления складом (WMS), радиотехнологии (RF) и штриховое кодирование занимают важное место в организации работы складов. Но важны и стандарты работы конкретного склада, адаптация этих технологий к конкретным условиям.

Например, сначала водитель погрузчика должен получить команду вывезти груженый поддон, а затем подвезти ближайший свободный поддон на участок погрузки для укладки товара. Если команды будут поступать в правильной последовательности, погрузчик никогда не будет совершать поездок без груза. Кроме того, систему WMS и технологию RF следует использовать для того, чтобы на участках, примыкающих к транспортным проходам склада, всегда находились товары, которые вывозят в данное время.

 

Распределите товар…

Внимательно проанализируйте, как распределяются на складе разные категории товаров по местам хранения и выдачи. Обычно товары распределяют по скорости расходования: наиболее востребованные и быстро расходуемые товары располагаются ближе всего к месту комплектования заказов. Для менее ходовых товаров выделяются площади позади товаров категории А; наименее расходуемые товары располагаются в самых дальних местах помещений. Такое размещение кажется естественным, однако часто на складах товары располагают по видам продуктов, а скорость их расходования не учитывается!

– Очень важно правильно определить наиболее быстро расходуемые и востребованные товары, и первостепенное значение здесь имеет именно то, как часто приходится обращаться к этому товару, а не какое количество товара отпускается, – полагает Сергей Малышев. – Удобным может оказаться и размещение рядом товаров, которые часто заказывают вместе, даже если один из них относится к разным категориям. Добавлю: не следует думать, что, один раз распределив товары на складе, на этом можно успокоиться. Экономическая эффективность размещения товаров меняется вместе со структурой спроса.

– В конце узких складских проходов создавайте участки, на которых можно оставить и взять груз, – советует Наталья Гудкова. – Штабелеры следует использовать главным образом для вывоза и доставки грузов по узким проходам склада. Более универсальные, снабженные противовесами и высокой мачтой вилочные погрузчики можно использовать для транспортировки паллетизированных грузов на участках с большой свободной площадью, расположенных в концах узких межстеллажных проездов. Важно правильно выбрать и размер подборочной тележки для каждого продукта.

 

…и время работы

Применение кросс-докинга – эффективнейший путь повысить производительность склада. При такой технологии товары поступают на склад и практически без размещения и хранения в нем сортируются непосредственно в доке, перегружаются на другие транспортные средства и отправляются по местам назначения. Для организации кросс-докинга необходимо определить расход товаров, колебания спроса на которые известны, и составить прогноз на перспективу. Конечно, организация такой технологии не всегда возможна, однако необходимо, как минимум, распределить время работы.

– Составьте четкий график поступления и выдачи грузов, – говорит Сергей Малышев. – Отсутствие порядка серьезно затрудняет и замедляет работу. Расписание приема и отгрузки товаров должно быть согласовано с остальными работами на складе. Когда нет отдельных специализированных доков отгрузки и приемки, для этих операций лучше выделить разные смены.

 

Правильная комплектация

Проанализируйте структуру подбираемых заказов. Гораздо рациональней комплектовать заказы не по одному, а группами. Таким образом можно существенно повысить экономическую эффективность. Ведь подбирая два заказа одновременно, вы почти вдвое экономите время на перемещениях!

– Чтобы сократить время на перемещение товаров, можно создать линию предварительного комплектования заказов, – предлагает Сергей Малышев. – При этом для комплектования контейнеров необходимо выделить отдельную зону. Конечно, устройство такой линии требует дополнительных затрат, но очень скоро вы убедитесь, что полученные выгоды превзойдут затраты на ее организацию. Впрочем, не все товары лучше комплектовать таким образом.

– Заказы на товары, пользующиеся малым спросом, выгодней отбирать непосредственно с места хранения, – советует Наталья Гудкова. – Это проще, чем перевозить их сначала на площадки для комплектования заказов, так как в этом случае путь перемещения товаров удлиняется. И лучше отбирать товар прямо в транспортировочную тару. Упаковщикам останется лишь переложить товары упаковочным материалом, заклеить ящики и прикрепить этикетки. А самый экономичный способ подбора заказов из изделий малого размера – это снабдить рабочих-подборщиков фартуками с множеством карманов, в которые они будут складывать каждый заказ отдельно.

 

Как видим, существует множество простых вещей, способных значительно улучшить работу склада, повысить экономическую эффективность, снизить затраты и время, затрачиваемое на различные операции. Оглянитесь: возможно, вы увидите, что простые организационные меры помогут значительно повысить эффективность работы?

Автор: Владимир Поликарпов

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"