Что такое радиочастотная идентификация? И почему ее внедряют не так часто...

 

Уровень знаний в области RFID у отечественных специалистов по логистике за последний год заметно увеличился. Да это и понятно: в России давно функционируют RFID-системы, которые наглядно демонстрируют экономическую эффективность новой технологии. Правда, внедрений не так много, и в основном это пилотные проекты.

 

Что дает RFID

RFID – уникальная технология, имеющая неоспоримые преимущества перед всеми известными способами маркировки и идентификации. Одной из областей применения RFID-систем является логистика. Пожалуй, именно здесь можно оценить всю экономическую и стратегическую выгоду от использования столь популярных сегодня систем.

Основное достоинство RFID-систем – возможность идентификации промаркированных объектов без обеспечения прямой видимости радиометки, при этом метка может находиться на значительном расстоянии, что выгодно отличает RFID, например, от системы штрихового кодирования. Кроме того, уникальный идентификационный номер метки наделяет маркированный объект индивидуальностью, дает возможность отличить абсолютно одинаковые товары. RFID очень быстрый способ идентификации: он позволяет практически моментально опознать сотни предметов.

– В конечном счете и управление складом, и управление бизнесом в целом становится проще, – говорит Антон Мурзин, директор консалтингового агентства ГКЦ. – Благодаря применению систем бесконтактной идентификации осуществляется автоматический сбор огромного количества недоступной ранее информации о перемещении товаров. Сокращается время на получение этой информации: если прием товара по штрих-коду требует десятков минут, то при применении RFID на это потребуются секунды. Время на проведение инвентаризации может сократиться в десятки раз. Очевидна эффективность системы и на производстве, когда промаркированная деталь на каждой стадии обработки фиксирует прохождение конкретного её этапа, позволяет в реальном времени проследить весь цикл, узнать по номеру метки, какие технологические этапы и когда прошло именно это изделие. Надо сказать, что на производстве часто применяются корпусированные метки, имеющие повышенный класс защиты и способные работать в самых жестких условиях. Хотя стоимость таких меток выше обычной и может достигать несколько евро за штуку, новые возможности контроля за производственным циклом позволяют сэкономить значительные средства.

 

Что тормозит внедрение

Тем не менее даже всеобщее знание о достоинствах данной технологии пока не привело к широкому ее внедрению. Чтобы ответить на вопрос, почему так происходит, рассмотрим более пристально все преимущества и недостатки данной технологии.

Среди тех, кто первым рискнул проводить внедрение, оказались самые разные по уровню развития бизнеса предприятия, работающие в различных отраслях. Однако большинство из них столкнулось с тремя однотипными проблемами. Вот мнение Антона МурзинА:

– Главная проблема – это та, что сопровождает любое внедрение автоматизации, она не является специфической для RFID. Люди хотят оставить на складе всё как есть, сохранить привычные бизнес-процессы, при этом получить результаты от внедрённой технологии, которая должна дать их как бы сама по себе. Да, автоматизация вообще и RFID в частности дают возможность значительно ускорить работу, повысить производительность. Однако если автоматизировать творящийся на складе бардак, он начнет твориться ещё быстрее – не более того. Сначала необходимо максимально упорядочить, а главное – самим понять (как это ни смешно звучит) те процессы, которые должна организовать и ускорить внедряемая система, подчеркиваю, любая система автоматизации. Например, конкретно при внедрении RFID сначала надо дополнительно выделить зону маркировки, проработать с исполнителями новые инструкции, обеспечить чёткую работу по вводу данных в систему управления складом. Без такой работающей в реальном времени системы, кстати, речь об использовании RFID идти не может. Более того, иногда анализ бизнес-процессов даёт понять: внедрение системы RFID непосредственно на складе невозможно. Если речь идёт о кросс-докинге, маркировка на складе только замедлит процесс, да её просто негде делать! В этом случае можно, например, перестроить отношения с партнёрами, передав маркировку на их ответственность. При внедрении RFID такая адаптация работы всей компании и даже работы её поставщиков под требования новой системы часто требуется на уровне, затрагивающем самые основы бизнеса. И это вторая, уже специфическая проблема, возникающая у тех, кто осознал и пытается решить первую. Необходимо, чтобы в процессе внедрения участвовало руководство всех отделов компании, поскольку человеческий фактор является тем камнем преткновения, который погубил немало самых лучших технически просчитанных проектов.

Ещё одна проблема в том, что заниматься RFID-системами сегодня модно. Количество компаний, которые стремятся занять эту нишу, растет с каждым днем. При этом многие забывают о том, что интеграция RFID-систем – дело очень сложное и ответственное. Мало даже набрать квалифицированный персонал, требуются достаточно серьезные вложения и знание специфики не только радиочастотной идентификации, но и смежных систем. Именно неспособность компании-интегратора спроектировать систему так, как того требует специфика оборудования и бизнес-процессы, становится третьей причиной неудачи проектов.

А вот цена внедрения, по мнению экспертов, практически не отражается на выборе технологии.

– Система, позволяющая экономить деньги, в принципе не может быть «дорогой» или «дешевой». Задача приобретения оборудования решается с учетом экономического обоснования применения технологии в конкретном случае. Проблема только в том, что необходимо детальное исследование бизнес-процессов предприятия, анализ и понимание изменений, которые неминуемо повлечет за собой интеграция RFID-системы. Остается также вопрос: когда система окупится и начнет приносить реальную прибыль? Не все готовы вкладывать деньги в перспективу, однако тех, кто видит возможность не «потратить», а «сэкономить» деньги, не останавливала и достаточно высокая цена меток на начальном этапе, а тем более не останавливает теперь, когда технология становится массовой и поэтому ощутимо дешевеет, – полагает Антон Мурзин

Следующий вопрос связан с частотами, которые использует оборудование. Дело в том, что существует так называемая европейская частота (868 МГц) – она используется в Европе, России и Африке – и американская (915 МГц), которая используется в Северной и Южной Америке, Японии и Азии. Проблема существует на глобальном уровне, однако большинство компаний ведет деятельность на достаточно ограниченной территории и может выбирать, исходя из своих предпочтений.

Что же касается стандартов складской логистики, то, хотя метки и оборудование производят самые разные производители в разных странах мира, с 2004 года, когда был принят международный стандарт Gen 2, проблемы совместимости для устройств, поддерживающих этот стандарт, не являются значимыми. Gen 2 – результат процесса стандартизации, управляемого EPC Global, дочерней компанией Uniform Code Council, и EAN International, международных организаций по стандартизации, ответственных за широкое внедрение штрих-кода (Universal Product Code UPC). Gen 2 представляет собой концепцию с улучшенными качествами и стандартами работы, такими как функционирование нескольких считывателей в непосредственной близости друг от друга, соответствие всем нормам мировых регулирующих органов, высокий уровень качества считываемости меток, высокая скорость считывания, возможность многоразовой записи информации на метки и повышенный уровень безопасности.

 

 

Немного конкретики

Область применения радиочастотной идентификации чрезвычайно велика. Если говорить о логистике, то сегодня применение RFID-систем экономически оправданно в двух случаях.

– Радиочастотная идентификация – это технология для отслеживания передвижения товаров (или шире – любых объектов), – поясняет Антон Мурзин. – Соответственно, если передвижение это является разовым (например, прямая перевозка товара от производителя в магазин), то, возможно, RFID и не понадобится. А вот если постоянным или достаточно сложным – это область, где применение RFID-систем даст наибольший эффект. Во-первых, они позволяют отслеживать движение маркированных объектов в замкнутой системе. Например, в производственном цикле, даже если этот цикл охватывает не только территорию предприятия, но и всю страну. Хороший пример – маркировка возвратной тары. Тут мы имеем замкнутую систему и в случае невозврата автоматически можем моментально выяснить виновника. Второе направление – это маркировка товаров в цепочке поставок. Чем сложнее цепочка, тем более целесообразным может быть применение технологии RFID. Если информация хранится в самой радиометке и она доступна, можно при этом отслеживать прохождение объектом конкретных этапов.

Во всех случаях следует учитывать специфику как самой радиочастотной технологии, так и конкретного товара и конкретной цепочки поставок. Например, когда мы имеем дело с «радиопрозрачными» товарами (в частности, не содержащими жидкости и металлы), то проводим идентификацию всего промаркированного товара без вскрытия транспортной упаковки. Если же мы имеем дело с товарами, содержащими жидкость или металл, то можно проводить либо маркировку паллеты, либо размещать метку между слоями стрейч-пленки. Далее, в этих случаях следует учитывать расположение промаркированных объектов относительно считывающих антенн, чтобы радиочастотные метки смотрели не внутрь, а на установленные по периметру антенны, то есть чтобы линию считывания не преграждал радиопоглощающий или радиоотражающий материал. При этом обеспечивать визуальную видимость радиометок необязательно, их можно расположить в таких защищенных местах, как внутренняя сторона упаковки.

  Технологию RFID нельзя ни недооценивать, ни переоценивать. Каждый склад, каждая цепочка поставок имеет свои особенности, и целесообразность применения этой технологии определяется ими. Лучший способ получить выгоду от новых технологий – поручить работу квалифицированному интегратору и учитывать «подводные камни», о которых говорилось выше.

 

Автор Владимир Поликарпов

Торговое оборудование на Урале

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"