Металлические стеллажи: от классики к новинкам

  При оснащении склада приходится выбирать конструкцию стеллажного оборудования. Непросто сделать выбор среди множества конструкций: существуют стеллажи фронтальные, стационарные и передвижные, глубинные, проходные и тупиковые, консольные, гравитационные, стеллажи элеваторного типа, универсальные... А еще существуют стеллажи для магазинов. Каждый тип отвечает своим задачам.

Фронтальные стеллажи

Впрочем, еще недавно выбор большинства владельцев складов был однозначен: фронтальные стеллажи и сегодня наиболее распространенный вид стеллажных конструкций.

– Единственным серьезным минусом этой системы является недостаточно полное использование площади склада: обычно стеллажами занято только 40% общей площади – говорит начальник склада компании «ПФ-Урал» Наталья Гудкова. – Немаловажно, однако, что при этом обеспечивается высокий грузооборот, в том числе благодаря тому, что в одном межстеллажном проходе может одновременно работать сразу несколько единиц техники. Еще один плюс: хорошие возможности для комплектации непосредственно с места хранения, поскольку для этого доступен каждый грузопакет. Таким образом, относительно низкие капитальные и эксплуатационные затраты на оборудование склада позволяют обеспечить высокий грузооборот, и если вместимость склада достаточна, то данную систему складирования можно считать близкой к оптимальной.

Сегодня, однако, получают распространение и многие другие виды стеллажей. Выбор зависит от многих факторов: типа груза, оборачиваемости, зонирования склада, его назначения.

Набивные стеллажи (drive-in)

Эта система называется ещё глубинной, тоннельной, или въездной – многоуровневая пространственная конструкция, предназначенная для складирования паллет в каналах по принципу «LIFO»: последний зашел – первый вышел.

Набивные стеллажи представляют собой систему, состоящую из вертикальных рам и направляющих, на которые ставятся поддоны с грузом. Системы набивных стеллажей чаще всего используются на складах, где хранятся однородные грузы: в том числе в камерах с искусственным микроклиматом (низкотемпературные, холодильные, с системой кондиционирования и т.д.).

– Набивные паллетные стеллажи особенно эффективны для ограниченного ассортимента однородных товаров при невысокой интенсивности обработки, – считает Наталья Гудкова. – В глубинных стеллажах отсутствует прямой доступ к каждому паллету, зато достигается максимальная плотность хранения за счет уменьшения числа проездов между отдельными блоками стеллажей. Кроме того, так как паллеты укладываются на направляющие (глубинные балки) узкой стороной, существует возможность в одном канале использовать EURO и FIN паллеты. Загрузка и выгрузка паллет происходит путем въезда погрузчика внутрь канала системы.

Стеллажи Cash&Carry

Распространение формата «торговли со склада» привело к появлению особого типа стеллажей, приспособленных к нему: это торгово-складские стеллажи. Они устанавливаются в магазинах самообслуживания (супермаркетах), либо в магазинах-складах, т.е. там, где площадь используется одновременно для хранения товаров и торговли.

Стеллажи Cash&Carry – это комбинированная конструкция, которая состоит из паллетных и торговых стеллажей. Паллетные стеллажи предназначены для хранения товарного запаса, а торговая система – для выкладки товара. Торговая система – это лёгкая и прочная конструкция. Крепление металлических полок производится на зацепах (без применения болтового соединения). По необходимости можно изменять высоту установки полок. Используя систему Cash&Carry, можно обойтись минимальным количеством складских площадей – ведь если магазин расположен в помещении с высокими потолками, то над «торговой» частью стеллажа остается место для двух-трех ярусов для хранения товара.

Мезонины

Мезонин – это, по существу, не стеллаж, а многоуровневая система, предназначенная для складирования широкого спектра товаров. Мезонин строится на основе стандартных элементов полочных и паллетных стеллажей, а также специализированных мезонинных элементов: межэтажных перекрытий, лестниц с перилами, ограждений. Это позволяет создавать индивидуальные конфигурации в зависимости от конкретных требований заказчика. Там могут организовываться также и офисные помещения, зоны комплектации и др. Особенно эффективен мезонин в том случае, когда необходимо хранить товары большого ассортимента, т.к. позволяет максимально использовать весь предоставленный объем помещения.

Загрузка уровней хранения производится со стороны фронтальной плоскости. Основная форма складирования – хранение грузов на полках. Благодаря применению разделителей полок и других аксессуаров обеспечивается возможность безопасного и упорядоченного складирования товаров, которые хранятся россыпью (без упаковки) либо сгруппированных в произвольную упаковку.

Высота складирования определяется высотой помещения, благодаря чему максимально используется пространство помещения с высоким потолком. Пространство над основным уровнем складирования не пустует, несущие конструкции позволяют организовать дополнительную складскую зону над нижними ярусами. Загрузка и выгрузка товаров с мезонина может производиться с применением вилочных погрузчиков, с помощью лифтов и конвейеров.

– Несмотря на то, что мезонин сложнее в монтаже и, соответственно, дороже, он обладает целым рядом преимуществ, которые делают его применение оправданным, – полагает Наталья Гудкова. – Это увеличение площади хранения в 2–3 раза (в зависимости от количества этажей), возможность комбинированного хранения (на поддонах и на полках), быстрый доступ к любому товару. Индивидуальная конструкция, использующая весь полезный объем склада, особенно удобна в приспособленных помещениях, каких сегодня большинство.

Гравитационные стеллажи (Iive storage racking)

Эта система использует силу тяжести для самостоятельного скольжения поддонов по роликовым конвейерам, обеспечивая безупречный оборот складированных грузов, а также экономию складских площадей и времени на обработку поддонов. Данный вид стеллажей применяется для складов с небольшим товарным ассортиментом. Удобны для продукции, которая имеет срок годности. Склады, в которых применятся данный вид стеллажей, используются как транзитные. Данный вид стеллажей позволяет максимально использовать полезную площадь склада для размещения продукции (до 90%); предполагает работу не менее двух единиц техники: первая – в зоне приемки и загрузки товара, вторая – в зоне комплектации и разгрузки. Паллета с зоны загрузки медленно скатывается по роллерам с углом наклона 3–4 градуса к зоне разгрузки, где принимается погрузчиком, и уже следующая паллета занимает ее место. Данный вид стеллажей позволяет классифицировать товар, экономить время на транспортных операциях, удобен благодаря разделению зон загрузки и выгрузки. Впрочем, возможен также вариант с односторонней загрузкой-выгрузкой товара. Среди преимуществ таких стеллажей – свободный доступ к зонам загрузки и извлечения грузов, обеспечение полного контроля за товарами с ограниченным сроком годности, гарантированный самой конструкцией оборот поддонов, наконец, максимальное использование пространства, высотность до шести ярусов.

Гравитационные системы могут иметь различные варианты. Например, гравитационная система стеллажей Push-Back – одна из новейших разработок. Она совмещает характеристики фронтальных, глубинных и гравитационных стеллажей. PUSH-BACK позволяет максимально использовать пространство склада и в то же время размещать большой ассортимент товара. Push-Back – кумулятивная система стеллажей для поддонов, позволяющая их многоместное складирование. Все поддоны одного яруса, кроме последнего, помещаются на своего рода тележки, передвигающиеся по рельсам, установленным под небольшим наклоном в сторону передней части стеллажей. Таким образом, задние поддоны перемещаются вперёд при извлечении поддона, ближнего к рабочему проходу. Все поддоны каждого яруса должны содержать один и тот же тип груза, т.к. их оборот осуществляется по системе LIFO (последний загруженный поддон извлекается первым). По мнению Наталья ГудковОЙ, эта система идеально подходит для грузов со средним оборотом при наличии не менее двух поддонов одного и того же наименования. Она позволяет добиться максимального использования пространства в высоту благодаря специально разработанной конструктивной системе. При этом, в отличие от глубинных стеллажей, на каждом ярусе можно складировать разные типы грузов.

Сегодня выбор стеллажей велик, и большая часть присутствующих на рынке конструкций отвечает стандартным требованиям. Как полагают специалисты, для правильного выбора нужно сравнить варианты, исходя из величины капитальных затрат (включая технику) по отношению к результату (возможный грузооборот).

Термины

Стеллаж – многоуровневая пространственная конструкция, предназначенная для складирования грузов.

Стеллажная система – совокупность стеллажей, предназначенная для решения определенных функциональных задач (паллетные, полочные, гравитационные...).

Рама – вертикальный несущий элемент стеллажа.

Связи жёсткости – элементы, которые соединяют стойки и создают совместно со стойками раму стеллажа.

Грузовая балка – горизонтальная балка, соединяющая рамы в секции. Пара грузовых балок (горизонтальных балок) составляет основание ячейки.

Уровень складирования – высота и место складирования, измеряемая от уровня пола.

Ячейка – место для складирования грузов, ограниченное по бокам рамами стеллажа.

Паллет (поддон) – универсальная транспортная единица (как правило, изготовленная из дерева), предназначенная для укладки на ней штучных грузов.

EURO паллет – универсальная транспортная единица размером в плане 800 х 1200 мм.

FIN паллет – универсальная транспортная единица размером в плане 1000 х 1200 мм.

Паллето-место – место в ячейке стеллажа, рассчитанное на один паллет.

Стеллажная секция – конструкция, в состав которой входят 2 рамы и определённое количество пар грузовых балок, которые создают ячейки. Одна рама может быть использована как смежная для соседних секций.

Стеллажный ряд – конструкция, которая состоит из двух и более стоящих последовательно стеллажных секций.

Спаренный стеллажный ряд – конструкция, которая состоит из двух параллельно стоящих стеллажных рядов, соединенных между собой с помощью специальных элементов, называемых соединителями рядов.

Нагрузка стеллажа – масса груза, размещенная на стеллаже.

Номинальная нагрузка – (предельная нагрузка стеллажа) – максимальная задекларированная производителем масса груза, которая может быть размещена на стеллаже.

Продольная устойчивость стеллажа – способность стеллажа сохранять длительное равновесие под воздействием сил, действующих по горизонтали, вдоль вертикальной (продольной) плоскости симметрии стеллажа.

Поперечная устойчивость стеллажа – способность стеллажа сохранять длительное равновесие под воздействием сил, действующих по вертикали, вдоль вертикальной (поперечной) плоскости симметрии стеллажа.

Фронтальный стеллаж – многоуровневая пространственная конструкция, предназначенная для складирования грузов с загрузкой со стороны фронтальной плоскости.

Рамный стеллаж – стеллаж, основным конструкционным элементом которого является повторяющаяся система рам.

  Автор: Поликарпов Владимир

"Торговое оборудование на Урале" №10/2008 г.

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"