Логистические комплексы Екатеринбурга: итоги и ожидания

 Емкость российского рынка логистических услуг достигает $70 млрд., потенциал на перспективу оценивается в $120 млрд. ежегодно. Объем рынка транспортно-экспедиторских услуг составляет порядка $2 млрд., рынка логистического аутсорсинга – до $500 млн. Темпы роста экспедиторского рынка составляют около 7% в год, логистического аутсорсинга – до 30% в год. При этом, по оценке экспертов, на долю Екатеринбурга приходится не менее четверти емкости российского транспортно-логистического рынка.

* По прогнозам Института экономики УрО РАН, к 2025 году в Уральском федеральном округе потребности в автоперевозках возрастут в 6,2–7,6 раза.

* В УрФО в настоящее время работает свыше 2000 транспортно-логистических компаний, ежегодно появляется до сотни новых, однако лишь 40 компаний – крупные.

Развитие логистических услуг привело к необходимости таких специалистов, как логист.

Декабрь – время подведения итогов за год и ожидания: каким-то окажется год наступающий? Мы попросили поделиться мыслями на эту тему нескольких специалистов по логистике.

Сегодня итоги уходящего года подводят и рассказывают о своих планах наши эксперты:

Наталья Гудкова, начальник склада компании «ПФ-Урал», Сергей Малышев, начальник отдела логистики ООО «Ритм», Антон Мурзин, директор консалтингового агентства ГКЦ.

– Что, на ваш взгляд, можно считать основным событием уходящего года в уральской логистике? Что было для Вас знаковым?

Антон Мурзин:

– Прежде всего, это появление «Концепции развития транспортно-логистической системы Свердловской области на 2008–2015 годы (с перспективой до 2030 года) и плана мероприятий по ее реализации». Я с большой осторожностью отношусь к различным концепциям, но в данном случае следует отметить, что она, во-первых, появилась в ответ на реальные потребности логистов, а во-вторых, разрабатывалась именно специалистами, а не чиновниками. Причем в ней зафиксирован абсолютно новый для нашего региона подход к взаимоотношениям власти и бизнеса, и это показывает, что уральская логистика достигла определенного уровня, способного обеспечить качественный рывок. Суть вот в чем. Идеальный вариант, когда система логистических центров формируется «сверху». В действительности же сегодня частный бизнес действует, не согласуя свои действия с органами власти. Как правило, такие комплексы строятся обособленно, без учета реальной транспортной пропускной способности, главное же, они не учитывают планов развития территорий. Да и как может быть иначе, если многие города до сих пор не имеют генерального плана, а там, где генплан есть, он вызывает много вопросов у согласующих организаций. Более того, обычно такой комплекс – это пусть большой и современный, но просто склад, а не то, что понимается в Европе под названием транспортно-логистический комплекс. Отличие – не только в уровне сервиса, а прежде всего в том, что у нас, как правило, имеется собственник склада – крупная логистическая компания – и арендаторы, каждый из которых просто использует площади, в лучшем случае пользуется какими-то элементарными услугами компании-собственника. Если же взять Европу, то там такой комплекс – предоставленная государством территория, на которой работает множество конкурирующих фирм, оказывающих услуги: от полного аутсорсинга до отдельных услуг вроде юридических. Государству же принадлежит, как правило, инфраструктура логистического комплекса. Размеры комплексов огромны: например, в Берлине, откуда к нам пойдет международный транспортный коридор МТК-2, несколько комплексов площадью до полутора сотен гектаров каждый. Причем все они действуют в единой системе управления! Отчасти поэтому Берлин и был выбран в качестве исходного пункта МТК-2. Иными словами, нам надо переходить на новый уровень развития логистики, и Концепция развития транспортно-логистической системы Свердловской области – один из первых шагов в этом направлении. Она предлагает то, что давно следовало бы сделать: на условиях государственно-частного партнерства строить логистические парки, а не просто склады, создавать единую сеть логистических центров в масштабах Урала, а не отдельные объекты.

Сергей Малышев:

– Если говорить о корпоративной логистике, то за прошедший год в ней произошли достаточно сильные изменения в лучшую сторону. Прежде всего, в городе появилось некоторое количество специалистов. Разумеется, потребность в них осталась, и она весьма остра, но сейчас это потребность в высококвалифицированных людях, а ведь еще недавно дипломированными логистами могли похвастаться только немногие специализированные компании. Изменяется и отношение производственников к логистике. На мой взгляд, сейчас завершается продолжавшийся последние несколько лет процесс формирования новых стандартов ведения бизнеса в большинстве крупных и средних компаний. И логистика, ранее разделенная по нескольким службам, бывшая одним из чисто вспомогательных подразделений, либо стала самостоятельным отделом, который участвует в принятии решений, либо уж передана на аутсорсинг. В любом случае, система стала более цивилизованной, логичной. И хорошо, что мы прошли этот этап раньше других. Событий же, на мой взгляд, особо ярких в этом году не было. Идет развитие, строятся новые логистические комплексы…

 

Наталья Гудкова:

– Из знаковых событий уходящего года следует назвать приход в регион крупных игроков рынка складских услуг с достаточно амбициозными проектами. Еще несколько, несмотря на кризис, намерены развернуть свою деятельность в следующем году. Они принесли с собой в том числе и новые стандарты ведения бизнеса. Это подталкивает всех участников рынка к развитию, дает им стимул внедрять новые технологии работы. Радует, что местные компании оказались в целом готовы к конкуренции.

– Каковы перспективы роста уральской логистики?

Антон Мурзин:

– По сути, уральская логистика еще в начале пути. В Европе показатель обеспеченности складскими площадями достигает 700–800 квадратных метров на 1000 человек, Свердловская область имеет около 80 квадратных метров на 1000 человек. Учитывая, что сейчас реализуются крупнейшие международные проекты, включая тот же МТК-2, плюс строительство трасс на Север, по которым будет осуществляться переброска грузов в этот интенсивно развивающийся регион, Свердловская область имеет большой потенциал. Разумеется, это касается не только складской, но и транспортной логистики. Ее развитие связано прежде всего с тем, что создаваемые в настоящее время логистические парки станут точками входа для импортных товаров, что позволит формировать отправки по всему Уралу и на Север страны, а также с транзитом грузов на восток.

Сергей Малышев:

– В условиях кризиса трудно делать какие-либо прогнозы. Не думаю, что будет падение, однако развитие замедлится, это очевидно. В целом же, полагаю, ранее намеченные проекты будут реализовываться, пусть и с некоторым отставанием. Однако доля корпоративной логистики в общем объеме складирования и перевозок, несомненно, будет уменьшаться, причем быстрыми темпами, процентов на 10 в год. Кризис кризисом, но логистическая инфраструктура постепенно появляется, и передача логистики на аутсорсинг большинством предприятий (кроме некоторых крупных производителей) неизбежна.

Наталья Гудкова:

– Сейчас мы проходим тот путь, который прошел весь мир. Перспективы ясны: развитие специализированных компаний и изменение самого содержания логистики. На Урале спросом раньше пользовались простейшие услуги: экспедиторские, аренда складов и так далее. Сейчас, с приходом крупных компаний – и ритейлерских, и идущих следом за ними логистических, – ситуация коренным образом изменилась. Причем и местные предприятия, не желая отставать, перестраивают свою логистику. В результате появился спрос на комплексные логистические услуги, и он будет расти. Соответственно, появилось и предложение, активно идет создание логистических комплексов. Не знаю, кому сказать за это спасибо, но складская логистика на Урале получила пару лет форы, когда серьезные потребители услуг уже были, а соответствующее предложение почти целиком формировалось местными компаниями, спешно налаживавшими работу по новым стандартам. С этим уральцы в целом справились и сейчас могут воспринимать приходящие национальные и международные компании не как угрозу, а как партнеров по созданию общеуральской системы логистики. Места на рынке, как показывает практика, хватит всем.

Автор: Владимир Поликарпов

"Торговое оборудование на Урале" №11/2008 г.

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"