Михаил Клопоух: как открыть в Казани 14 ресторанов

   Компания OFS - 7 ресторанных брендов (YAHHOO, Хмельная №1, Italiano, State 51, Капитал, BEERЛОЖА, Пивной двор), завод по производству катеров Velvette, международный сайт по продаже водной техники Rotatemarine.com

 История началась с дискотеки

 - Принципы моей компании - мои личные принципы - да вот они, - Михаил Клопоух, с первого взгляда понятно - уверенный, открытый, ясный человек, протягивает по столу визиткой. Он обводит пальцем рыжий круг логотипа OFS, по контуру которого на английском языке написано: Честность, Верность делу, Порядочность. - и продолжает отвечать на вопрос о своих ценностях, благодаря верности которым в жизни удалось добиться таких результатов, улыбается, - а вот эти зубчики — это 24 «лучика», которые говорят, что мы работаем 24 часа в сутки...

Принципы моей компании - мои личные принципы - Честность, Верность делу, Порядочность...

 Все просто. Как кажется простым сейчас все, что было у молодого бизнесмена за 14 лет работы. Сейчас у него компания с тремя направлениями — ресторанный бизнес, завод по строительству катеров и яхт, лицензированный договор с японской Yamaha, международный специализированный сайт. В целом — это группа компаний, по открытым данным за 2010-й год — с годовой выручкой почти 450 миллионов рублей, с общей площадью всех помещений 7 532 кв.м., с 500 сотрудниками.

 

Для того, чтобы определиться, в каких направлениях себя искать потребовалось более 10 лет.

 Киоск открыть не успел... — открою ресторан!

 - С детства мечтал: буду делать что-то свое! Не знаю, откуда это. Все мечтали стать юристами, футболистами, еще кем-то, с определяемой осязаемой профессией…, а я — чтобы было свое дело, и не думал, какое, просто, свое...

 

- пытается вспомнить, с чего все началось Михаил Клопоух, - Что я видел вокруг — все открывают киоски — и очень расстраивался, ну вот, все киоски уже открыли, что мне останется?...Потом как грибы стали расти минимаркеты — снова думал: не успел, все открыли! Но дальше появились супермаркеты и т. д. С возрастом пришло и понимание: да нет в бизнесе такого понятия «не успел» - всегда есть, чем заняться, что открыть, придумать... Позже с друзьями перепробовали работать в разных направлениях, чтобы остановиться всего на трех.

 Первый раз с бизнесом Михаил столкнулся на третьем курсе Юрфака, когда миллион идей все-таки материализовался пока в одном деле: начали заниматься дискотеками. Нет, он не был ни ди-джеем, ни ярым фанатом музыки — просто хотелось свое дело. Открыли первый казанский клуб для юристов (для факультета) — «Планетарий», у медиков тогда был «Доктор». И с первого раза получилась не просто корпоративная тусовка — а общегородское мероприятие в д/к «Химиков» — все как положено с аншлагом, с успехом.

 Это и был первый урок управления. Нужно же было и юрлицо свое открыть, и команду набрать, и с арендой разобраться, звук, свет, продвижение — пусть на студенческом уровне — но это был первый управленческий опыт доведения идеи до результата. А дальше — яркими картинками ошибки, успехи 90х. В 1999-м открыли 3 музыкальных киоска в городе, продавали модные, не попсовые кассеты и диски, потом торговали бытовой химией в ТЦ «Муравейнике», даже пробовали заниматься оптовыми поставками в супермаркеты. В общем, начало, похожее для многих думающих и двигающихся парней того времени, только результат Клопоух — удивителен.

 Первая «Бирлога»

 Первый шаг к ресторанному бизнесу — приглашение на работу в «Арену», вернее не на работу, а на выполнение четкой задачи: поднять клуб — тогда он был слабоват и по выручке, и по контингенту гостей... В «Арене» был ресторан, раскруткой которого Клопоух с командой тоже занялся. А 6 августа 2001 года его пригласили уже на пост генерального директора «Арены». Тот день Клопоух и считает - рождением OFS (ozonе food service — так назвалась тогда команда молодых людей, потом управляющая компания всего бизнеса).

 Как удалось запустить свой первый самостоятельный проект, Клопоух сам удивляется, - «Бирлога» (сейчас BEERЛОЖА) на Пушкина была первым своим творением - от идеи, до светильника над столами. А опыта создания ресторанов с нуля ни у кого из нас не было.

 

Этот ресторан стал учителем — первые задания - развивать дело, раскручивать, быть внимательным к мелочам, к деталям.

 

Его название — не от слов «медвежья берлога», как тогда было «модно» в стране (все помнят шкуры на стенах, массивную грубую мебель), в голове недавнего студента было другое - beer- пиво, logo — логистика = пивная логистика. Бизнесмен с командой замахнулись не просто на заработок денег на пьющих, они хотели чуть ли не самого высокого в бизнесе - формировать культуру потребления пива. И ведь получилось. Тогда здесь, пожалуй, впервые в Казани было предложен ассортимент 12 сортов хороших пивных брендов.

 И к интерьеру ресторана подошел иначе — свои идеи и четкие решения (Михаил вообще похоже всегда знает, чего хочет, даже, если не является экспертом в отрасли. Этакая дерзость и вызов то ли себе, то ли обществу проявится и в других проектах дальше) материализовал через руки, мозг талантливого дизайнера Альберта Эйналиева. В итоге, в ресторане все было уникальным — авторские интерьеры, мебель, свет, отделка. Всё - от названия до фирменного стиля - всё концептуально.

 

Немного позже, рядом, на месте мучного, кондитерского цехов и за счет оптимизации горячего цеха появилась светлая кофейня «Капитал».

 

- Когда мы поняли, что можем все это делать сами — мы осознали, это очень интересно, но очень сложно. Рестораны вообще тяжелый бизнес. Совмещает и производство и сервис.

Мы должны быть всегда на высоте: с точки зрения кухни — это работа поваров, продукты свежие, доставленные вовремя, к определенному часу — работа закупщиков, и еще десятки звеньев одной цепи успеха ресторана. Блюдо должно иметь постоянный вкус — только тогда сможем «отработать» любой каприз гостя — это уже по части сервиса.

 Однозначно, это бизнес не для всех, - продолжает ресторатор (хотя сам себя Михаил Клопоух так не называет, говорит, он просто занимается бизнесом, создаёт систему), - многие думают, открою ресторан, друзей буду водить... Эх, да друзей дешевле в Монако поужинать несколько раз за свой счет скатать... Рестораны - это бизнес, который нуждается в каждодневном внимании, загубить за несколько месяцев даже уже раскрученный ресторан — легко!

 Я строю бизнес-модели

 Сейчас Михаил Клопоух открывает 15 й проект в Казани. Определенная строгость и стройность ведения дел из личных черт Михаила перешла в особенность работы ресторанов. Ничего лично-лишнего, например, он никогда не делает рестораны под себя — под свои предпочтения. Сам не готовит, и не вмешивается в кухню. Любой проект — 100% но соответствует выбранному направлению — а направление диктует рынок. Нужны яркие демократичные кафе — появляется сеть пиццерий «Italiano» (сочетание американского и итальянского настроений — и в дизайне и в кухне), есть мода на японскую кухню — появляется YAHHOO.

 Людям интересны пивные рестораны хорошего качества — «Хмельная №1». И так далее! Все — исходя из четкого концепта, готового копируемого «чертежа-схемы» бизнеса. Все заведения ориентированы на клиента среднего и выше среднего уровня.

 

Сейчас в «Парусе» готовится к открытию караоке-бар, над клубом «Штат 51». По плану в дальнейшем — выход на парапет у Казанки, где будет открытый лаунж, пляж и причал для яхт, катеров. Гости смогут отдыхать и днём и ночью. Будет возможность подъехать с воды и провести время в самом центре Казани. Это будет удобно и для яхтсменов-туристов. Сейчас уже известно, что внутренние водные пути России в 2014 году будут открыты для иностранных судов. Сейчас лишь только в двух странах мира действует запрет на навигацию по внутренним водам. Первая - Северная Корея, вторая - Россия. Инфраструктура начнёт резко развиваться, и мы с этим проектом попадём в точку.

 

- Моя задача: стараюсь строить систему принципов, ценностей, бизнес-модель, которые потом смогут работать сами, их воплощают люди - профессионалы моей команды. Если бы я вмешивался везде, а не распределял четко работу, сейчас не смог бы управлять тремя отдельными направлениями.

Моя роль — создавать условия, развивать и стимулировать рост дальше...

 

Конечно, не все еще идеально, я не могу просто оставить управление, думая, что все пойдет само собой. Не пойдет пока. В любой команде должен быть лидер. Чтобы мне отойти от оперативного управления кто-то должен работать лучше меня. Я к этому стремлюсь.

 

Смотреть на тех, кто добился гораздо большего

 Бизнес школ, великих дельцов в роду у Михаила не было. Он сложился как-то сам, без пафоса, без громких дел, без выпячивающих амбиций. Просто усвоил с детства ценности отца, просто работал, строил по кирпичику день за днем свою компанию.

  - Мой учитель во многом - отец.

 Яков Борисович. В юности он был известным казанским спортсменом, четырехкратным чемпионом Татарстана по боксу, никому здесь не проигрывал. Потом стал хоккеистом — он тогда был первый хоккеист, который закончил Юрфак, первый уехал заниматься спортом профессионально в Москву. Во многом первый. Я - за ним. - пытается определить, что повлияло на его характер и способности Михаил. - Главное, конечно, спорт, вслед за отцом я занимался хоккеем — оттуда жажда азарта, умение отдаваться делу, умение работать в команде, на результат. Я был вратарем — это очень большая ответственность, причем, не только за себя - за всю команду. Если нападающий не забил гол — ну что делать, игра идет дальше, если защитник пропустил атаку — бывает.. Но если вратарь пропустил гол — это изменение счёта на табло... Такая же ответственность сейчас и в бизнесе, может, поэтому и справляюсь — закалился характер в юности.

- Что еще? Всегда ориентировался на людей, которые успешнее меня. Иначе - давно бы успокоился. И компания бы остановилась. Смотрю выше.

   Сильно повлиял на меня Олег Тиньков. Человек, который создает шикарные бизнес-системы, все, что он делает, заводы по изготовлению продуктов быстрого приготовления, пивоварни, рестораны, сейчас банк — все креативно, технологично и отточено. В этом мне очень близок его подход к организации бизнеса. На мой взгляд мы отличаемся тем, что Тиньков создает бизнес, чтобы потом продать, я стараюсь строить бизнес навечно.

 Мы лично общались с Олегом в Москве и здесь, в Казани. Я немного помог ему подобрать помещение для ресторана в Казани.

Источник Prokazan.ru

Публикуется в сокращении: продолжение здесь: http://prokazan.ru/newsv2/47621.html