Максим Городецкий: О бизнесе и магазинах

Как получилось. что вашим делом стала продажа торгового и холодильного оборудования?

По складу характера мне нравятся идеи, которые достаточно быстро приносят видимый результат. Мы живем в трех мирах: мир семьи, мир работы и мир магазинов. Для меня мир магазинов это маленькая победа современного общества над примитивным подходом , существовавшим в СССР: полупустыми прилавками гробовидного вида, похожими на ящики и злыми продавцами, встечающими вас с той стороны прилавка. А нынешнее посещение магазина с целью получения эмоциональной подзарядки от полноты цветовой гаммы и запахов вообще можно считать своеобразным шедевром нашего времени. И мне доставляет удовольствие принимать участие в воплощении новых концепций предприятий, когда за три месяца от обычной идеи хозяина магазина пустое помещение преобразуется в современный, красивый и удобный магазин.

 

Как вы считаете, каким основным качеством должен обладать любой руководитель?

 

Он должен быть лидером. У руководителя должна быть тяга к руководству людьми, он должен уметь брать ответственность на себя и нести ее, не перекладывая на других людей и обстоятельства. Но кроме этого, руководитель должен осознавать социальную ответственность перед обществом. Приобретая опыт положительного исхода в тех или иных ситуациях человек начинает транслировать его дальше. Это и отношение к людям, обществу, к ответственности, и к обязанностям... А в любой компании образ руководителя становится объектом копирования для более молодых сотрудников. И важно, чтобы эта трансляция была направлена на демонстрацию созидательного образа.

 

- Расскажите, как вам удается справиться с нехваткой времени?

Тайм-менеджмент, ежедневники, предварительное планирование и делегирование.

 

Мотивация, больной вопрос каждого руководителя. скажите, по вашему мнению, она должна быть? Если да. то в каком виде?

Материальная мотивация должна исходить из тех стрегических задач, которые ставятся перед компанией. Соответственно целям должны изменятся % и бонус за выполнение целевых показателей. Но человеку важны не только деньги. После получения желаемой суммы мотивация, основанная на деньгах ослабевает и тогда становятся важными другие вещи, например, признание, достижения. Самое главное тут, чтобы цели сотрудника совпадали с целями компании и тогда вопрос мотивации решается наиболее простыми способами.

 

За 10 лет было принято много законов о розничной торговле. Сейчас вам легче вести бизнес? Какие из принятых законов наиболее облегчили/усложнили условия ведения бизнеса?

Я не помню ни одного закона, который бы облегчил нам ведение бизнеса. Только усложняется. Кроме того, в нашей, как и во многих других отраслях, происходит монополизация бизнеса крупными предприятиями. Сетевые магазины проводят жесткие тендеры, диктуют свои условия и не оставляют пространства для творчества.

 

Вы бываете в разных городах разных стран. Какой из посещенных магазинов запомнился вам больше всего и почему?

Наверное, магазин кондитерских изделий в одном из торговых центров в Эмиратах. Там, посередине огромного торгового зала установлены 2-х метровые в диаметре тубусы, заполненные конфетами, шоколадом и другими сладостями. Такого запоминающегося решения я нигде больше не встречал. Из российских магазинов мне нравится «Купец» в Гринвиче, магазины сети «Бехетле» за их восточный колорит, которого не хватает на Урале.

 

Вы руководите компанией, реализующей торговое оборудование со времени, когда магазины только изучали причины перехода на самообслуживание. Как изменялись предпочтения компаний в оборудовании в течение этого времени? Какие требования сейчас предъявляются к оборудованию и чем они отличаются от требований 10 летней давности?

Раньше достаточно было просто расставить и подключить оборудование и владельцы были довольны. Сейчас случайных игроков на рынке осталось мало. Опытные игроки образованы, они понимают что делают, для кого делают и что хотят получить в результате. Учитывается все — от месторасположения магазина до портрета покупателя. Если раньше предпочтения отдавались максимизации заполненности товарных полок, то теперь максимальная индивидуализация: от названия до фирменной продукции и услуг. Максимальная просматриваемость полок. Визуализация пространства. В настоящее время расстановка оборудования это технологический процесс, прописанный на бумаге.

 

 

Считаете ли вы, что реальность будущего это магазин без продавцов?

Вполне возможно. Гибридные системы торговли не за горами. В Европе, наряду с кассовым боксом с кассиром есть касса самообслуживания. Покупатель сам сканирует товар, складывает в тележку, расплачивается картой или наличными, получает сдачу и уходит. Это элемент игры. Другое дело в России. Играет роль фактор менталитета и сознательности. Ведь, например в Германии, человек сам покупает билет на метро, несмотря на то, что никаких запретов на вход без билета нет. Думаю, что года через два в Екатеринбурге все же появится магазин с кассой самообслуживания.

Каким вы видите будущее торговли и оборудования?  

 

Для компании «Сити Айс Групп» в этом году преобладает тенденция увеличения спроса на импортное оборудование. Клиенты, которые приобретали оборудование в 2006 году оценили его долговечность, а новые дизайнерские решения еще более подхлестывают спрос на него. А перспективам экономии ресурсов, в виде дистанционного управления оборудованием, установки светодиодного освещения интересуются, но устанавливать не спешат из-за их высокой стоимости.

Для меня, как потребителя товаров и услуг магазина важны качественный товар, чистота в магазине и скорость обслуживания на кассе. Возможность свободного выбора, где и что покупать. Например, покупка в киоске давала иллюзию экономии времени на покупку нужного товара и очень жаль, что сейчас отобрали эту возможность. Или, например, создание касс для покупателей, купивших не более 5-и продуктов.

* Компания «Сити Айс Групп» занимается комплексным оснащением гипермаркетов, супермаркетов, предприятий общественного питания, холодильных камер и складов, а так же оснащением предприятий пищевой промышленности, включая проектирование, инжиниринговые решения, поставку, га-рантийное и сервисное обслуживание.

Беседовал: Меркулов Александр