Как открыть магазин парфюмерии и косметики

 Производство продукции парфюмерной и косметической промышленности набирает всё большие обороты, что понятно: есть спрос, есть и предложение. Количество компаний, торгующих косметикой и парфюмерией, тоже увеличивается, а уже существующие открывают все новые и новые магазины. Рынок парфюмерно-косметических товаров находится в стадии интенсивного роста, и перспективы для него огромны.

  Один из первых вопросов, который встает перед руководителем, – дизайн магазина, его оборудование. Оборудование для магазинов парфюмерии  косметики – это выражение стиля компании, оно очень важно для создания и поддержания имиджа, ведь чаще всего первое впечатление клиента или делового партнера формируется посредством зрительной информации.

 Конечно, оформление каждого конкретного магазина индивидуально, но главный принцип обустройства любых магазинов – удобство в пользовании, как для покупателей, так и для обслуживающего персонала. Однако различий оснащения и организации торгового пространства в элитном бутике и массовом магазине много: они касаются как качества, технических характеристик, подсветки и респектабельности оборудования, так и материалов, из которых оно изготовлено. В массовых магазинах при оформлении выставочных стендов используются такие материалы, как металл, пластик, потому что они должны выдерживать вес продаваемой продукции (как правило, она достаточно в больших по размеру упаковках). А для элитной косметики в бутиках используются дерево и стекло.

Специалист по торговой мебели ЗАО «Фолис» (подразделение «Офис-комплект, торговое оборудование») Ольга ЛЕОНТЬЕВА говорит, что в магазинах такого формата широко используются витрины и прилавки. Они могут иметь различные формы и размеры, что позволяет оптимально использовать пространство магазина. В бутиках используют витрины и прилавки, а для больших магазинов чаще выбирают конструкторские системы. В витринах можно применять различное количество полок, благодаря чему выкладка товара становится более удобной и наглядной. Данное оборудование может иметь как верхнее освещение, так и вертикальное, что является очень выгодным в бутиках с малой торговой площадью.

Демонстрация косметики – это целая наука. В магазинах с самообслуживанием мелкая косметика показывается путем свободной выборки: можно подходить и рассматривать. Различные духи, туалетная вода располагаются на стеллажах: там стоит образец и тестер, покупатель может свободно ознакомиться с запахом. Все это торговая мебель. Очень часто подобный продукт покупается спонтанно. Даже придя в специализированный магазин за конкретным ароматом, посетитель всегда может отвлечься и купить совсем другие духи. Если самообслуживания нет, то по просьбе покупателя продавец подает ему интересующий его товар. Как правило, мелкая косметика выставляется на стеклянных витринах.

 Необходимо, чтобы покупатель мог хорошо рассмотреть предлагаемую продукцию, а продавцу было удобно производить выкладку товаров на оборудование. Если в магазине самообслуживание и покупатель сам берет и складывает в корзину товар, нужен удобный доступ к предлагаемой продукции.

 В магазинах парфюмерии и косметики можно продавать товары мелкого бытового предназначения: и хозяйственный инвентарь, и товары так называемого импульсного спроса, за которыми человек может специально не пойти, а, покупая косметику или химию, он вспомнит, что у него сгорела лампочка или нужна, например, расческа.

 Для краски для волос существуют специальные буклеты либо рекламные панели, на которых закреплены образцы из искусственных волос и показано, какая из красок как выглядит. Многие поставщики устанавливают в магазинах специальные электронные панели. На них находится сенсорный дисплей и объем подбора. Покупатель может подойти и подобрать себе цвет краски с помощью фотомонтажа: цвет той или иной модели будет отображен на экране.

 Для защиты товаров от краж в магазинах монтируются системы видеонаблюдения, а также специальная магнитная маркировка, не позволяющая вынести товар через электронные ворота при выходе.

 Есть в магазинах косметики и парфюмерии и так называемый «подарочный бизнес», когда, например, при покупке товаров на определенную сумму покупатель получает подарок, товар-сувенир или карточку-скидку на последующие покупки. Во многих магазинах товары фасуются в тару с отпечатанным названием точки продажи. Во время предпраздничных и праздничных распродаж (к Новому году, к 8 Марта и др.) проводятся различные рекламные акции.

По словам Алексея ИСАЕВА, директора торговой сети «АтлантКосметик», массовый магазин и бутик – совершенно разные направления оформления торгового пространства. В обычном магазине нет необходимости в стеклянных стеллажах и галогеновой подсветке, а в бутике такая необходимость есть, потому что в нем товар рассчитан не на массового покупателя. Так, например, в бутике не продаются товары бытовой химии, которые к тому же нет смысла ставить в стеклянные витражи. В магазинах торговой сети «АтлантКосметик» этот товар присутствует, поэтому оборудование используется стандартное, российское, а оформление не должно быть очень напыщенным и дорогим: эта сеть ориентируется на финансовые возможности среднего покупателя. Здесь представлена продукция «первой необходимости» в широком ценовом диапазоне. Бутики, в отличие от массовых магазинов, рассчитаны на определенный покупательский сегмент: в них ходят специально (а не по пути с работы домой) за конкретным товаром определенной ценовой категории какого-то бренда. Там другой покупатель.

К оформлению элитных бутиков предъявляются высокие требования, – говорит заведующая магазином фирмы «Л Этуаль» Дарья Хижняк. – Наши магазины работают на российском рынке достаточно давно: в Москве более 10 лет, в Екатеринбурге – более семи. Оборудование – тоже элитного уровня – централизованно заказывается в Москве. Обслуживают его также московские специалисты. В магазине существуют различные специализированные зоны: промоутерские, стенды с декоративной косметикой, детекторы, стенды с косметикой по уходу за кожей. При изготовлении витрин и выставочных стендов преобладают материалы из дерева и стекла. Раз в три-четыре года обязательно происходит ремонт магазинов.

 Для демонстрации мелкой косметики используются тестер-стенды. Красивая выкладка привлекает внимание покупателей и покупаемость увеличивается. Духи, туалетные и парфюмерные воды обязательно выставляются по маркам фирм-производителей. Также учитываются объемы флаконов с парфюмом.

Специальные выставочные зоны отведены под новинки. Есть также зоны эксклюзивной продукции. Промо-зоны предназначены для продажи товаров по сниженным ценам. Обязательно раз в месяц на определенные товары предоставляются скидки.

 К персоналу в магазинах парфюмерии и косметики тоже предъявляются определенные требования. Для обучения персонала существует множество курсов (и платных, и бесплатных), которые проводятся на базе различных учебных заведений, в том числе и на базе высших. У продавцов первой категории, старших продавцов, заведующих обучение и повышение квалификации идет непрерывно. Как правило, сами поставщики организуют обучение прямо в магазинах, когда торговые представители рассказывают о товаре, который продают. Несомненно, продавцы должны обладать знаниями о том, что предлагают покупателям, и навыками общения с ними. Необходимо также знание закона «О защите прав потребителя» и внутренних правил и распорядков. Хорошо, когда в магазинах есть определенная форма одежды, либо так называемый дресс-код, предписывающий требования к внешнему виду. В любом случае, должен быть так называемый бейджик с указанием имени, фамилии и должности продавца и опрятный внешний вид.

 В магазинах сети «Л Этуаль», например, есть специальный учебный отдел – это штат тренинг-менеджеров, которые обучают вновь поступивших на работу продавцов или устраивают повторные тренинги. Обучение проводится обязательно (так называемые базовые тренинги), когда на рынке появляются новинки парфюмерной и косметической промышленности. Часто для обучения приезжают специалисты из Франции. В магазинах постоянно проходят различные акции: подарки по маркам, подарки по корзинам. При покупке на определенную сумму – подарок. Покупатель может позвонить в магазин и его проинформируют об ассортименте. За последний год фирма «Л Этуаль» дополнительно открыла в России более ста магазинов. А торговая сеть «АтлантКосметик» планирует открыть в Екатеринбурге несколько новых магазинов, причем разных форматов, а также целый торговый центр. Директор сети Алексей ИСАЕВ считает, что, несмотря на конкуренцию, возможности для работы огромны.

 Специалисты говорят, что за последнее время рынок парфюмерно-косметических товаров очень изменился, появилось много новинок. Еще 5 – 6 лет назад люди были мало знакомы с парфюмерией и косметикой, не очень грамотно ею пользовались. Сейчас другое дело: покупатель очень грамотный, требовательный, да и спрос на эту продукцию сильно вырос. Сегодня екатеринбургский парфюмерно-косметический рынок насыщен, но вместе с тем продолжает динамично развиваться. Не только количественно, но и качественно. Новые магазины открываются как в центре города, так и в спальных районах – как магазины «шаговой доступности». Покупатели привлекаются за счет того, что косметику и парфюмерию они смогут купить рядом со своим домом. В свою очередь, федеральные сети, как правило, выбирают места в центре города или торговых центрах – там, где есть большой поток посетителей. Поэтому рынок производства и продажи торгово-выставочного оборудования для этого сегмента магазинов будут только расти.

Авторы: Наталия Коршунова, Ольга Речкалова

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"