Магазин Карусель в Екатеринбурге

  Гипермаркет «Карусель» принадлежит розничной компании X5 Retail Group N.V. Это крупнейшая в России по объемам продаж розничная компания. Ей принадлежат бренды «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». Общая площадь гипермаркета «Карусель» в Екатеринбурге составляет около 6 500 м², торговая площадь – 4 000 м². Ассортиментный портфель включает 21 000 наименований товаров, из которых 55% – продовольственные и 45% – непродовольственные. Значительную часть ассортимента составляют товары местных производителей, особенно в таких категориях, как молочные продукты, мясная гастрономия и бакалея.

В самом конце 2008-го, за две недели до новогодних праздников, в ТЦ «Парк Хаус» состоялось открытие гипермаркета «Карусель». Объект был запущен компанией «ЛЭНД», признанным лидером в сфере магазиностроения. Казалось бы, ничего необычного – ну, запустили очередной гипермаркет. Но уникальность ситуации состояла в том, что проектирование, поставку и монтаж оборудования в «Карусели» компания «ЛЭНД» осуществила всего за месяц (!). И это притом, что специалистам компании пришлось демонтировать ранее располагавшийся там гипермаркет «Гроссмарт».

Об особенностях проектирования больших магазинов нам рассказывает Дмитрий Олегович ВЕПРЕВ, директор компании «ЛЭНД-Екатеринбург»:

Сразу оговорюсь, что мы не будем рассматривать проектирование гипермаркетов от А до Я. По этому поводу написано большое количество умных книг и повторяться не стоит. Будем рассматривать только некоторые особенности…

Товары: СКОЛЬКО, ГДЕ И КАК

Что в нашем понимании является большим магазином? В Екатеринбурге это магазин площадью от 2000 м² и более, то есть большой супермаркет или маленький гипермаркет.

Коренное отличие таких магазинов от торговых предприятий меньшей площади – большое количество стеллажного оборудования. Количество холода нелинейно зависит от увеличения площади магазина. Ведь количество продукции, которое мы можем выставить на полки холодильных витрин, на самом деле ограничено. Разместив 50 брендов молока с 5 видами жирности, мы добьемся только одного – будет продаваться та продукция, которая активно рекламируется или знакома с детства. Остальное будет киснуть. Больше определенного количества сортов колбасы тоже продавать нет смысла. Поэтому товарная матрица должна качественно выдерживаться. Увеличивать ассортимент товаров до бесконечности невозможно. Человек за свою жизнь ест определенный набор продуктов и лишь время от времени пробует что-то новое. Когда в магазине более 20 тысяч наименований продуктов питания, покупатель начинает теряться. Кроме того, даже 20 тысяч наименований товаров – это огромное количество поставщиков, это потери на приемке товара, возможная просрочка и возврат товара и т.д. Здесь очень много факторов: слишком хорошо – тоже плохо. Как в таком случае насытить торговые площади? В дело вступает непродовольственная группа товаров. И большие магазины, как правило, начинаются именно с непродовольственных отделов. Вы заходите и видите постельное белье, посуду, бытовую химию, недорогую электронику и прочее. В некоторых магазинах отделы разделены этажами, как, к примеру, в «Мегамарте» на ул. Айвазовского.

При проектировании гипермаркетов главное слово остается за отделом маркетинга. Гипермаркеты, как правило, четко позиционированы, есть понимание того, что необходимо продавать и на кого рассчитана та или иная группа товаров. Отдел маркетинга заранее просчитывает, что будут продаваться, допустим, 50 видов молока, 100 видов пива и так далее.

Таким образом, кроме планировки магазина, мы имеем пополочную планограмму размещения товара. А из этого мы получаем четкое понимание о виде оборудования, его ширине, высоте, глубине, нагрузках на полки и пр.

 

Оборудование в торговом зале и за его пределами

Чтобы обеспечить товарным запасом большие площади, как правило принимается решение о хранении большей части товара непосредственно в торговом зале. Представьте: у нас 3000 м² торгового зала, которые надо заполнить. Всегда есть проблемы с поставками товара, спрос на товар неравномерен по времени - необходим складской запас. В результате внутренняя логистика магазина просто кричит о том, что необходимо разместить товарный запас в торговом зале. С одной стороны, за счет этого мы мгновенно можем пополнить полки по мере того, как товар разбирают. С другой – мы не забираем квадратные метры подсобных площадей (которые стоят столько же, сколько метры в торговом зале, если мы покупаем помещение; если арендуем – это дешевле, но ненамного). Соответственно, одна из основных тенденций при проектировании больших магазинов – это ориентация на уменьшение площади складских помещений. Нельзя сказать, что их вообще нет – они есть, и достаточно большие. Но, если не требующие специальных условий хранения товары мы разместим в торговом зале, мы разгрузим склад и сэкономим сотни и тысячи километров пробега работников магазина. Соответственно, стеллажное оборудование в гипермаркетах, как правило, многоярусное, и верхние ярусы, начиная с высоты 2-2,5 метра, используются для выкладки складского запаса. В этом случае при выборе оборудования максимальное внимание должно уделяться нагрузкам, которые действительно оно может выдержать, так как, к сожалению, перегрузки – не редкость и есть вероятность обрушения полок. Поэтому используются усиленные или складские стеллажи, в нижней части которых встроены обычные стеллажи для выкладки товаров.

Перейдем к холодильному и технологическому оборудованию.

Первая особенность – использование холодильного оборудования с максимальной выкладкой. Например: глубина пристенных витрин – 120 см, глубина выкладки гастрономических витрин – 100 см, глубина морозильных ванн – 40-45 см.

Это связано с большой ротацией продуктов и необходимостью уменьшить количество выкладок товара в смену. Когда весь зал заставлен продукцией и заполнен покупателями, донести одну коробку с рыбой до ванны весьма проблематично.

Обязательно использование больших обзорных стеклопакетов.

Вторая особенность подобных форматов – большое количество холода за пределами торгового зала. Товарные потоки огромные, необходимо четко разделение путей прохождения всех видов продукции. Если в маленьких магазинах овощи и фрукты могут храниться вместе с молочными продуктами, мясо – вместе с рыбой, здесь это невозможно, поэтому в гипермаркетах большое количество холодильных и морозильных камер. Продукция, поставляющаяся в магазин, подчинена строгой поточности. Увязано все – приемка, хранение, переработка, выкладка в торговом зале. Допустим, мясо попало в камеру, где с одной стороны дверь загрузочная, а с другой стороны через вторую дверь это мясо попадает в дефростерную-разделочную-порубочную, а потом – либо в цех, либо на фасовку и в торговый зал. В маленьком магазине в этом смысла нет: проще позвонить на завод и вам привезут уже разрубленное, упакованное мясо, на которое надо только наклеить этикетку. Существуют технологии, связывающие в единое целое пристенные холодильные витрины в торговом зале и камеры дневного запаса (POST – контейнер). Суть состоит в том, что загрузка товара в холодильник осуществляется через заднюю стенку непосредственно из холодильной камеры. Достигается незаметность загрузки для покупателя, отсутствует перемещение товара по торговому залу и, самое главное, при такой технологии практически не может быть просроченных продуктов. Товар, первым попавший на полку, и будет куплен первым.

  Собственное производство. В крупных магазинах – максимальное количество сервисов, поэтому сложно представить себе гипермаркет без полуфабрикатов и продуктов высокой степени готовности собственного производства. Что это может быть – собственная пекарня, кондитерская, приготовление салатов, охлажденка, гриль, готовые блюда. Мы ранее уже писали об организации собственного производства. Поэтому подробно на этом останавливаться не будем. Замечу лишь, что в гипермаркетах собственное производство ориентируется на максимальную обработку продукции. Например, мясо поступает в магазин полутушами, а не крупнокусковыми полуфабрикатами. Это понятно – чем больше обработаем, тем больше заработаем. Это, соответственно, накладывает отпечаток на структуру и количество технологического оборудования в цехах. Ценовое соотношение холодильного/стеллажного оборудования к технологическому может достигать 2/1. Это очень много, но оправдано значительно большей наценкой на продукцию собственного производства. В свою очередь, «собственная еда» формирует свой рисунок в узоре торгового зала: здесь большее в сравнении с обычными магазинами количество гастрономических витрин либо витрин специального назначения. Например, витрины для хранения рыбы на льду, для горячих полуфабрикатов и т.д.

Что касается соотношения торговых площадей… Если взять магазин площадью 1000 м², то соотношение площади, на которой размещен холод и стеллажное оборудование, где-то приблизительно 40% на 50%, и 10% торговой площади занимает непродовольственная группа товаров (dvd-диски, книги, бытовая химия и т.д.) Если говорить о крупном магазине, то соотношение коренным образом меняется. Непродовольственная группа занимает от 30% и выше (в некоторых магазинах – до 70%). Суть подхода проста: предположим, на покупки (продукты и другие товары – подарки, бытовую химию и пр. ) вы тратите 15 тысяч рублей в месяц. Так потратьте их в одном месте, принесите их к нам!

 

Мимо кассы

Важная особенность больших форматов – это то, что кассовая линейка должна быть представлена большим количеством касс. Это связано с тем, что необходимо обслужить огромное число покупателей с большими покупками. Например, в «Карусели» около 30 касс при площади торгового зала около 4000 м².

Что касается самих кассовых боксов, то здесь есть свои подводные камни. Порой в погоне за экономией гипермаркеты устанавливают неподходящие кассовые боксы, а именно – узкие и короткие. Во-первых, в гипермаркете, где товарная корзина больше, где люди закупаются продуктами на неделю, а то и на две, длина транспортера должна быть максимальной, какую только можно спроектировать. Во-вторых, ширина транспортера тоже должна быть максимальной. Ведь смысл транспортера – выложить продукцию так, чтобы, пока кассир считывает одного покупателя, второй и третий уже выложили свои товары на ленте. Мы можем научить кассира быстро сканировать, быстро сдавать сдачу, но мы не можем заставить его повлиять на покупателя, который медленно выкладывает и неторопливо складывает товары. Длинный и удобный транспортер в разы увеличивает скорость работы касс. Если же транспортер короткий или его вообще нет, скорость работы кассира уменьшается в три-четыре раза.

 

«Завлекалочки»

«Завлекалочек» в магазине может быть великое множество. Охлаждаемые комнаты для свежего мяса, аквариумы с живой рыбой, зоны сезонных распродаж, свежевыжатые соки, гастрономические островки, чайные и сырные домики, зоны дегустаций, приготовление еды на глазах покупателя, стеклянные стены в цехах… Всего и не перечесть. Но каждая предназначена для одного – остановить покупателя и заставить его сделать спонтанную покупку.

 

 

Николай СОКОЛ, ведущий проектный инженер компании «ЛЭНД-Екатеринбург», руководитель проекта «Карусель»:

- Я буквально жил на этом объекте. Работать было очень интересно, каждый день приходилось решать какие-то нестандартные проблемы. Одновременно шел ремонт помещения - работали электрики, укладчики полов, другие специалисты и мы. Перед нами стояла задача запустить магазин до 12 декабря: обороты перед Новым годом просто колоссальные, а в Пионерском поселке больше нет крупных магазинов. За месяц мы запустили огромный объект: площадь только одних камер в подсобных помещениях составила 350 м² (это равняется площади среднего «магазина у дома»). Как говорилось в одном известном фильме: «Я не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть…»

 «КАРУСЕЛЬ» «ВЕРТИТСЯ»

Мы это сделали! Это была по настоящему сложная и интересная задача. Командная игра двух команд - Х5 и «ЛЭНД» - привела к нужному результату: гипермаркет «Карусель» получился современным, стильным. И я считаю, мы отлично справилась с поставленной перед нами задачей, запустили объект в намеченные сроки и выполнили свою работу наилучшим образом. Глядя на предновогодние очереди в кассах «Карусели», я видел, что покупатели довольны нашей работой, а это для нас – самое главное.

Автор: Елена Семеновых

Источник: 

Торговое оборудование