Электронное обучение

Учиться можно везде и всегда. И для этого отнюдь не обязательны парты, учебники или строгие преподаватели. Вокруг всегда найдётся что-то, что заставит задуматься, сделать вывод, а значит, обучиться. Причем вы даже не заметите, как приобретете новое знание. Видите на улице жуткий билборд? Подумайте, почему он вам не нравится, что бы вы в нем изменили? А когда придумаете, обязательно запомните и при случае воспользуйтесь своими выводами – уродливая и неграмотно составленная реклама может стать вам настоящим учителем.

В чем идея e-Learning – электронного обучения? В том, что для обучения не нужны надсмотрщики и специальные условия. В том, что обучаться всегда интересно. В том, что обучение – это всегда САМОобучение, это всегда усилия самого обучающегося. В школе ли вы находитесь, в университете ли, на курсах или на работе – неважно. Функция преподавателя в том и состоит, чтобы помочь ученику включить механизм самообучения. Самообучение – это интерес к окружающему миру, активная позиция и готовность к работе. E-Learning помогает нам забыть непонятно зачем навязанное правило, что учиться – это скучно, бесполезно и трудно.

Миф 1. Е-Learning делает нас глупее

Дескать, привыкая к ярким картинкам и лаконичным формулировкам, человек отвыкает читать длинные тексты, не может надолго сконцентрироваться.

Точные и короткие формулировки – ключ к запоминанию. Человек запоминает главную мысль, а остальное всегда можно вывести самому. Именно поэтому в e-Learning не используются длинные тексты. Потому что ученик – существо думающее.

Проделывать путь «главная мысль → стройная теория» труднее, чем наоборот. E-Learning прививает привычку мыслить, делать выводы, а главное – потом эти выводы использовать в нужной ситуации.

Длинные теоретические тексты, через которые приходится буквально продираться, каждому знакомы из университетов. Они то и остались у нас в памяти как наглядное воплощение истинно научной литературы, которая призвана научить нас чему-либо. Но объём далеко не гарантирует качество. Неспособность выдать мысль концентрированно отнюдь не является показателем ума. И если у читателя возникают трудности с восприятием плохо написанного текста, то, думается, проблема здесь не у читателя.

И кстати, способность воспринимать страницы текста, представляющего собой откровенную демагогию, – это скорее показатель удивительного терпения, нежели выдающегося ума.

 

 

Миф 2. Е-Learning ничем по сути не отличается от очного обучения

 

Очное обучение очному обучению рознь. Рассматривать пример школы или вузовского традиционного образования в формате лекций мы не будем – слишком уж очевидны аргументы. Давайте лучше сравним очное корпоративное обучение и, к примеру, электронный курс.

 

1. Самый очевидный плюс электронного курса – его стоимость. Покупка одного электронного курса требует гораздо меньше средств, нежели оплата одного тренинга. Ведь не надо тратиться на командировочные для тренера и сотрудников, а также тратить своё время на организацию обучения и его проведение (ведь нужно ещё найти место, а за аренду всегда взимается плата), не нужно платить за каждого обучаемого. Экономия на таких моментах весьма ощутима.

 

2. Обучение проводится в удобное для учеников время. Без отрыва от работы. Каждый сам определяет, когда пройти курс и не зависит от других сотрудников. К тому же сами сотрудники не тратят времени на дорогу до места обучения. И время кофе-брейков они определяют тоже сами.

 

3. Курсы имеют своей целью научить какому-то конкретному навыку. И проверить эффективность можно очень легко – научился или нет. Сразу же по прохождении курса обучающийся проходит небольшое тестирование. Результаты этого «среза знаний» наглядно покажут, где есть пробелы, а что усвоено хорошо.

 

4. Проходить электронный курс можно неограниченное количество раз. А тренинг – только один.

 

5. Хорошо поданная информация (написанная, сверстанная, снабжённая аудио-комментариями и анимацией) всегда запоминается легче и приятнее, нежели что-то, раз проговоренное или услышанное. Это просто свойство человеческого мозга. Тут уж ничего не поделаешь.

 

 

Миф 3. Электронные курсы необоснованно завышают цены

 

Просто представьте, сколько человек трудится при создании электронного курса или организации дистанционного обучения. Дизайнеры, разработчики, организаторы – и все они крайне важны. Попробуйте создать свой электронный курс, качественный, красивый и эффективный. Посмотрите, сколько у вас ушло на это времени и сил. А потом, имея хотя бы примерное представление о необходимых для создания и разработки курса ресурсах, судите о ценах.

Конечно, есть и такие компании, которые оценивают свои услуги слишком дорого. Однако их не так много. Гораздо больше тех, кто просто качественно и профессионально делает свою работу. А за работу всегда приходится платить.

 

Миф 4. Надо быть продвинутым пользователем ПК для использования e-Learning

 

Развенчать этот миф можно при первом же практическом знакомстве с электронными курсами, дистанционным обучением и системами автоматизации управления знаниями. Все это ориентировано на рядовых пользователей. Максимальное удобство использования и минимизация времени и усилий на обучение программам – это первейшие задачи разработчиков. Работа их в том и состоит, чтобы сделать курс очень простым, понятным каждому. Иначе просто никто не будет покупать их продукты.

Зачем покупатели будут тратить время на то, чтобы научиться учиться? В данном случае, когда время – одно из конкурентных преимуществ электронного обучения, жизненно важно снизить расходы этого ресурса. И единственный способ сделать это – создать простые и понятные курсы, не требующие НИКАКОЙ дополнительной подготовки или знания специальных программ.

 

Миф 5. Пользоваться услугами e-Learning могут позволить себе только крупные компании. Малому и среднему бизнесу это не потянуть

 

Возможностей сотрудничества – море. Не обязательно покупать специально для вас разработанный курс. Это, конечно, стоит ощутимых средств: ведь работа специалистов-аналитиков, дизайнеров, разработчиков должна быть оценена по достоинству. Вместо индивидуально разработанного курса можно приобрести уже готовые, что заметно снизит цену.

Также можно договориться о других условиях сотрудничества: абонентской плате, скидках и т.п. Если вы действительно заинтересованы в максимально быстром и эффективном обучении, то выход есть всегда. К тому же малый и средний бизнес постоянно должен стремиться превратиться в крупный. А это возможно только с компетентными и квалифицированными сотрудниками. Чем шире компетенции вашего персонала, тем шире спектр услуг, которые вы можете предложить клиенту. Инвестиции в обучение персонала с помощью технологий e-Learning окупаются, причём достаточно быстро.

 

Безусловно, решение остаётся за вами. Просто для того, чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь полное представление о явлении, основанное не на стереотипах и мифах, а на реальных фактах.

Светлана БОРОДИНА, компания «Нова Консалтинг»

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"