Кредит в магазине от Сбербанка

 Сбербанк планирует создать совместное предприятие с «дочкой» французского BNP Paribas для кредитования в магазинах. Банк будет работать под брендом Cetelem (подразделение группы BNP Paribas, специализирующееся на кредитовании в торговых сетях). «Бизнес специфический, и бренд Сбербанка плохо под него подходит», — пояснил член правления Сбербанка Денис Бугров. Сбербанк будет мажоритарным акционером, сказал он, отказавшись назвать его долю и сумму сделки.

Через 2-3 года компания должна занять 25-30% этого рынка, ставки на котором с приходом Сбербанка пойдут вниз. Подписание обязывающих документов планируется через два месяца, а полноценный запуск проекта — в начале 2012 г. За 2-3 года банк должен стать лидером рынка pos-кредитования с долей в 25-30%, заявил Бугров. Сейчас столько (28%) у безоговорочного лидера рынка pos-кредитования — ХКФ-банка. Сбербанк вел переговоры о его покупке, но стороны не сошлись в цене, рассказывали источники в обоих банках. Cetelem в 2004 г. собирался купить ведущего в то время игрока — «Русский стандарт», но сделка сорвалась.

До сих пор Сбербанк не выдавал кредиты в магазинах, а Cetelem с долей 3,5% занимает 7-е место на этом рынке: по данным Frank Research Group, его портфель pos-кредитов к апрелю составлял 5,4 млрд руб. (объем всего рынка — 151 млрд руб.). «Мы не чувствуем влияния Cetelem на рынке», — признает директор по маркетингу и прямым продажам ХКФ-банка Денис Власов.

 

В pos-кредитовании важны налаженные отношения с торговыми сетями, а Cetelem в этом продвинулся недалеко, отмечает он. Из крупных федеральных торговых сетей французы присутствуют только в «М.видео» и «Евросети».

 

Сбербанку же по силам занять 25-30% рынка, предложив более низкие ставки заемщикам и привлекательные комиссии ритейлерам, в сети которых он может пойти для быстрого наращивания портфеля, признает Власов.

 

«Мы готовы рассматривать партнерство со Сбербанком, — говорит главный финансовый директор “Техносилы” Вадим Сорокин. — Это самый сильный игрок на всех рынках, он способен предложить лучшие ставки для клиентов».

 

Миссия Сбербанка — сделать рынок более цивилизованным. «Присутствие Cetelem будет способствовать повышению прозрачности этого рынка для клиентов и, что особенно важно для нас, распространению стандартов «ответственного кредитования», — заявил Бугров. СП будет использовать концепцию «ответственного кредитования», подразумевающую предоставление «понятных и прозрачных для клиентов продуктов по разумным ставкам», сказал Бугров, но какой уровень ставок он считает разумным, не уточнил.

 

С приходом Сбербанка ставки в pos-кредитовании пойдут вниз, ожидает один из игроков, чтобы сохранить маржу, остальные будут вынуждены либо кредитовать тех, кому отказал «Сбер», либо сильнее смещаться в регионы, где конкуренция не так высока.

 Участники рынка надеются, что Сбербанк не переусердствует в снижении ставок. «Рынок высокорисковый, и выдавать pos-кредиты под 20% не будет даже он», — полагает Власов. Доля в 25-30%, которую определил для себя госбанк, оставляет возможность для работы другим банкам, говорит он.

  Партнерство со Сбербанком «открывает новые перспективы для развития нашего бизнеса в России» и «соответствует стратегии развития BNP Paribas Personal Finance в тех странах, где поддержка ведущей банковской группы может обеспечить устойчивое развитие», отметил заместитель гендиректора BNP Paribas Personal Finance S. A. Алан Ван Гренендель. Представитель Cetelem отказался от дополнительных комментариев.

 

Наталия Биянова

Наиля Аскер-заде

Ведомости