Охрана в магазине

      Для охраны имущества магазина, кроме установки систем видеонаблюдения и противокражных систем, о которых мы уже писали в журнале «Торговое оборудование на Урале», заключается договор об охране объекта (с организацией, либо с частным сотрудником), которые визуально, в реальном времени, оценивают момент совершения кражи. Предполагается, что сотрудники охраны имеют соответствующую профессиональную подготовку и действуют в рамках законодательства РФ.

   Нужно сразу разделить понятия охранник, - сотрудник охранного агентства (ЧОП), имеющий соответствующее удостоверение частного охранника, и сторож, - сотрудник магазина, работающий по трудовому договору с ритейлером, и не имеющий такого удостоверения. У сторожа нет полномочий охранника, прописанных в федеральном законе об охранной деятельности. Ритейлеры, которые пренебрегают юридическими тонкостями закона, могут, в дальнейшем, попасть в неприятную ситуацию. Случаи избиения покупателей охранниками магазина «Пятерочка» в Екатеринбурге, Магнитогорске, Перми, вызвали волну негодования. Возможно, это были наиболее известные случаи наиболее известной торговой сети в России. Но факт остается фактом. Как ритейлеру защититься от юридических преследований при таком неадекватном поведении сотрудников охраны?

  О решении ритейлера по вопросу охранных услуг, Дмитрий Потапенко на форуме «Наше дело-магазин» высказался категорично: - Обязательно на аутсорсинге должна находиться охрана магазина. Это не обсуждается. Во-первых, чтобы не давать повода для сговора сотрудников магазина с охраной. Затем, всегда лучше спрашивать с компании, чем с человека, И наконец, если сотрудник «запил», что иногда бывает в российской действительности, ответственность по договору несет охранная компания, а вы всегда сможете получить другого охранника.

  При выборе охранного агентства ритейлеру прежде всего нужно смотреть на квалификацию персонала. Проведите тест сотрудника охранного агентства на знание им прав охранника, о том, как осуществляется их охранная деятельность. Дополнительным аргументом при выборе компании служит наличие при ЧОПе центра обучения, в котором проходят плановые занятия по профессиональной подготовке сотрудников охраны

  Взаимодействие ритейлера с охранным агентством начинается c заключения договора об охране объекта. Заключение охранными организациями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 ФЗ об охранной деятельности, при этом к договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  Согласно федеральному закону, обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.

   Оптимальное число охранников в магазине варьируется в зависимости от площади, особенностей интерьера каждого помещения и количества входов и выходов. Тут могут быть совершенно разные решения. Однако ни в коем случае нельзя набирать слишком много. Если в магазине присутствует излишнее количество сотрудников охраны, то это может вызвать недовольство постоянных покупателей. Если речь идет о супермаркете, то рекомендуется ставить одного охранника на 4-5 касс, по одному охраннику на ряд и охранника на выходе.

На данном этапе взаимодействие руководителя предприятия с сотрудником охраны не заканчивается. Ваша задача не только минимизировать кражи их магазина, но и быть готовым к другим непредсказуемым ситуациям.

  Для более тесного практического взаимодействия ритейлера с сотрудниками охраны руководителю предприятия следует рассказать работниками магазина о правах охраны в тех, или иных ситуациях. В этом вопросе необходимо различать функции охранника и функции правоохранительных органов (полиции) Так, сотрудник охраны не имеет право на досмотр вещей покупателя. Применять силу при задержании подозреваемого в краже, охранник может лишь в том случае, если он видел лично или посредством камеры видеонаблюдения, что покупатель украл что-либо из магазина или еще каким-то образом нарушил закон. Сразу после задержания, охрана должна вызвать милицию – и не более того. А сторож при такой ситуации применять силу вообще не имеет право.

  По закону посетитель магазина вправе зайти в магазин с любой вещью, пусть даже продаваемой в магазин. Единственное, что он должен сделать, поставить в известность работников магазина. Сотруднику охраны разрешено попросить чек, показать сумку и даже «пройти для выяснения обстоятельств». Но покупатель имеет право не подчиниться. Превышение полномочий охраны, при наличии заявления в полицию от покупателя, влечет за собой проверку предприятия лицензионно-разрешительной службой, выдавшей лицензию. И если допущено грубое нарушение закона, то охранное агентство может лишиться лицензии.

  После прибытия сотрудников охранного агентства на место работы, руководителю магазина необходимо провести инструктаж для сотрудников охраны возможным ситуациям: действие сотрудника охраны при возникновении пожара, технических неисправностей, могущих вызвать пожар, возникновении драки в магазине, вооруженное ограбление и террористический акт, хищение имущества магазина.

  Охрана имущества магазина общее дело сотрудников магазина и сотрудников ЧОПа.

Дополнительный совет, при заключении договора пропишите смену сотрудников охранного агентства, работающих на объекте, раз в квартал. Это обезопасит вас от сговора между охраной и сотрудниками магазина.