Сгорая на работе, не забывайте о пожарной безопасности

За безопасность надо платить, за ее отсутствие – расплачиваться.

У. Черчилль

 

  Любой человек, поселившийся в гостинице или ужинающий в ресторане (если он не герой блокбастера), по умолчанию рассчитывает на приятное и безопасное времяпрепровождение – без эксцессов в виде внезапного пожара, криков и паники. И кто, как не хозяева заведения, обязаны ему обеспечить сохранность жизни, здоровья и имущества? Вот вам, например, хотелось бы в случае пожара в кафе нестись в неизвестном направлении, теряя обувь, любимую женщину и барсетку с кредитками? Очевидно, нет. Поэтому мы немного поговорим об обеспечении пожарной безопасности в организациях и учреждениях, в которых можете оказаться конкретно вы – как в качестве посетителя, так и в качестве владельца.

Сегодня наш консультант – Ильдар Вагизов, преподаватель кафедры пожарной безопасности УрФУ им. Ельцина.

 

В первую очередь, следует понимать, что система пожарной защиты учреждения – это целый комплекс мероприятий. А в основе его лежит обязательное обучение пожарно-техническому минимуму руководителей предприятий и работников организаций, ответственных за пожарную безопасность. Причем проходить это обучение упомянутые лица должны до вступления в должность и проведения самостоятельных работ, а не после того, как в заведение нагрянет с проверкой пожарная инспекция или, не дай бог, что-то полыхнет.

Отдельно стоит упомянуть и еще одну причину, по которой на сегодняшний день такое обучение является не просто желательным, а обязательным: год назад действующее законодательство значительным образом изменилось, о чем нигде не были развешаны сигнальные флажки. Требования к пожарной безопасности претерпели существенные изменения, и руководители магазинов, отелей и учреждений общепита, не обладая достаточными знаниями, оказались под ударом. Любая плановая или внеплановая проверка со стороны контролирующих органов может обернуться серьезными последствиями. Так, например, согласно таблице штрафов по ФЗ №120 определенные нарушения требований пожарной безопасности облегчат кошелек должностных лиц, осуществляющих ИП без образования юридического лица, на 20–30 тыс. рублей, а кассу юридического лица – уже на 150–200 тысяч. И таких позиций в таблице – с десяток, при этом штрафы за разные статьи, нарушения суммируются. Как говорится, думайте сами, решайте сами.

 

Найди десять отличий

А теперь рассмотрим подробнее, какие же конкретно изменения в интересующей нас сфере произошли за последний год. Конечно, в рамках одной статьи охватить все перемены невозможно, но некоторое представление о подводных камнях, затаившихся в глубинах законодательства, наши уважаемые читатели смогут получить.

До недавнего времени основным документом в области пожарной безопасности являлись ППБ 01 – 03 – «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. Однако 31 мая 2012 года МЧС РФ выпустило новый Приказ №306, благодаря чему предыдущий документ утратил силу. Уже 25 апреля 2012 года Правительство РФ и лично его Председатель В.В. Путин утвердили новые «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ N 390), и с 1 сентября минувшего года в силу вступил новый документ, в котором можно найти более пятидесяти (!) отличий от старого. И задача по их выявлению однозначно не станет веселой забавой вроде сличения двух детских раскрасок для загруженного совершенно другими проблемами руководителя.

– Обучая руководителей предприятий различного масштаба в Свердловской области, я сталкиваюсь с тем, что огромный процент предпринимателей просто не в курсе произошедших изменений, – рассказывает специалист в области пожарной безопасности Ильдар Вагизов. – Когда придет пожарная инспекция и обнаружит, что правильно и красиво оформленные бумаги предприятия базируются на устаревшем документе, она уже заявит о формальных нарушениях. А потом начнут выявляться нарушения фактические, и бизнесу придется туго.

 

Учиться, учиться и учиться...

Одно из основных изменений заключается в том, что больше ни один человек не может выйти на работу в организации, не сдав нормативы по правилами поведения при пожаре и мерами его профилактики. А под параметр «организация», как мы понимаем, подпадают все юридические лица, образованные и зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть, в числе прочего, рестораны, отели и магазины.

Итак, с точки зрения ст. 3 ППР в РФ, вступивших в силу в 2012 году, «Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности». Это означает, что все люди, работающие на объекте (а их может быть и десять, и четыре тысячи, как на крупном заводе), должны не просто пройти противопожарный инструктаж, но и сдать пожарно-технический минимум. Если руководитель об этом не знает, он узнает об этом от пожарного инспектора во время плановой проверки. Про последствия такого внезапного «просвещения» мы уже писали выше – бить будут рублем, и больно.

В оптимальном варианте руководитель, прошедший обучение по пожарно-техническому минимуму, получает удостоверение на три года, позволяющее ему проводить занятия в своем коллективе. Правда, здесь существуют некоторые нюансы. Оценивать знания сотрудников должна квалификационная комиссия в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности и получивших удостоверения. Согласно Приказу МЧС №645 от 2007 года выбирается программа, по которой на предприятии будет проводиться обучение (при подготовке специальных программ особое внимание уделяется практической составляющей: умению пользоваться первичными средствами пожаротушения, действиям при возникновении пожара, правилам эвакуации, помощи пострадавшим), на всех сотрудников формируется протокол проверки знаний, составляются билеты и проводится зачет.

– Говоря о практической части применения законодательства, мы должны учитывать такой момент, – поясняет Ильдар Вагизов. – Директор того же отеля, даже сведущий в теме пожарной безопасности, физически не может постоянно находиться на территории подведомственного ему заведения. Это значит, что в худшем случае с внештатной ситуацией, связанной с возгоранием, придется справляться его подчиненным – администраторам с ресепшена, уборщицам, кастеляншам. Смогут ли они принять правильное решение, не будучи обученными?

Правила, декларирующие обучение каждого сотрудника, писались не формалистами – они писались кровью. Помните историю 5 декабря 2009 года, когда в пермском клубе «Хромая лошадь» погибло 156 человек? Тогда на скамье подсудимых оказались владелец клуба, арт-директор, двое ответственных за организацию пиротехнического шоу, начальник пожарной инспекции всего Пермского края и двое его подчиненных. После этого эпизода в законодательство был введен пункт, регламентирующий назначение руководителем организации лица, ответственного за соблюдение требований пожарной безопасности на объекте. Отныне руководители не «имеют право» назначать ответственных – они «должны».

 

Практические занятия

На данный момент обеспечение пожарной безопасности во многих организациях сводится даже не к инструктажу персонала, а к формальной подписи под допуском к работе. И совершенно непредсказуемо, что в критической ситуации будет делать с огнетушителем та же уборщица, если она умеет исключительно протирать с него пыль.

– В гостиницах противопожарные и противоаварийные тренировки должны проводиться не менее двух раз в году – осенью и весной, – рассказывает Ильдар Вагизов. – И у каждого руководителя в обязательном порядке должен быть на руках такой документ, как «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях. Методические рекомендации» под общей редакцией главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору генерал-полковника Г.Н. Кириллова, выпущенный в 2007 году. В этой методичке полностью прописан алгоритм проведения тренировок по эвакуации посетителей и персонала, имеются шаблоны отчетно-планирующих документов, заполнение которых в обязательном порядке проверит пожарный инспектор.

По содержанию п.12 ППР конкретизировано, что в тренировках по эвакуации участвуют ВСЕ лица, работающие на объекте.

 

Куда бежать, куда податься?

Отдельно следует поговорить о путях отступления персонала и клиентов на случай возгорания. На видных местах должны висеть планы эвакуации, которые теперь разрабатываются на каждый этаж с 10-ю и более рабочими местами; к тому же они, в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 ССБТ, должны быть фотолюминесцентными, то есть, светиться в темноте.

Что касается пожарной сигнализации, от нее по-прежнему требуется всего лишь ее работоспособность. А вот оповещение о пожаре при наличии на территории клиентов-иностранцев должно в обязательном порядке проводиться на двух языках: русском и английском. К счастью, законодатели на этом остановились, не требуя хранения резервных записей на других распространенных языках для уведомления потенциальных франко-, немецко- испанско- или японоязычных посетителей.

Пункт 9 ППР сообщает нам, что «На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».

Таким образом, инструкция о порядке действий персонала перестала жестко привязываться к плану эвакуации. Зато введено концептуальное требование о необходимости обязательного наличия на всех объектах с ночным пребыванием людей телефонной связи и противогазов.

Также при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях со сгораемыми перекрытиями допускается использовать только помещения, расположенные на первом и втором этажах. И впервые запрещено устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров. Зато если это кого-нибудь хоть как-то утешит, больше нет запрета на устройство глухих металлических решеток в оконных проемах.

 

No smoking

Одним из спорных вопросов, касающихся пожарной безопасности и напрямую задевающих интересы как владельцев, так и потребителей сферы отдыха и развлечений, является вступивший в силу с 1 июня 2013 года Федеральный Закон «Об ограничении курения табака». Уже сегодня права курильщиков серьезно ограничиваются – в пользу некурящих граждан. Фактически цитируя ст. 6 Федерального Закона, Правила Противопожарного Режима декларируют, что «В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака».

Пока, вроде бы, ничего страшного. Но с 1 июня 2014 года закон запретит курить в поездах дальнего следования (и даже на пассажирских платформах), в гостиничных номерах, общежитиях и прочих помещениях, в которых предоставляются жилищные услуги. Также с этого времени нельзя будет дымить в местах общественного питания, помещениях, в которых оказывают бытовые услуги, услуги торговли. То есть сигареты окажутся под запретом в кафе, ресторанах, столовых, магазинах, на рынках.

В общем и целом борьба за здоровый образ жизни, конечно, достойна продолжительных аплодисментов. И защищать невинных жертв от тлетворного влияния курильщиков тоже надо. Но при этом нельзя не учитывать и тот факт, что курит в России порядка 40% работоспособного населения: то есть, запрет на курение нарушает права почти половины населения страны. И это мы еще не упомянули о глобальных убытках предприятий сферы обслуживания, из которых посетители разбегутся по уютным квартиркам с телевизорами, где никто не выпишет им штраф за выкуренную сигарету. А разорившийся спорт-бар или ресторан – это неуплаченные налоги, которые пошли бы на развитие образования, здравоохранения или обороноспособности страны. Так и до революции недалеко.

 

К нам едет ревизор

А теперь мы немного освежим память и вспомним, какие же позиции будет проверять в первую очередь пожарная инспекция.

Список бумаг, который пристально изучит ревизор, составляет 31 пункт. Помимо регистрационных документов он включает журналы учета инструктажей по пожарной безопасности, акты всевозможных проверок, техническую документацию и прочее. Потом от делопроизводства проверка перейдет в фазу проверки реального положения вещей: состояния путей эвакуации, работоспособности систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах. К слову, новым документом впервые руководитель организации обязуется не реже одного раза в квартал проводить проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

Когда же ждать ревизоров?

– Плановая проверка по пожарной безопасности проходит раз в три года, – поясняет Ильдар Вагизов. – Посмотреть, как скоро она вам грозит, всегда можно на сайте прокуратуры Свердловской области. Если ваше предприятие там наличествует – вы уже предупреждены. Уведомление о плановой проверке приходит руководителю предприятия за трое суток. Внеплановая проверка проводится с уведомлением руководителя за сутки в следующих случаях: если изменяется законодательная база, если в стране произошло крупномасштабное ЧП (например, когда горело Самарское ГУВД или тот же беспрецедентный случай с клубом «Хромая лошадь), или если на вас кто-то пожаловался в прокуратуру.

 

Что год грядущий нам готовит?

Следующая тема – вопрос не сегодняшнего дня, но готовиться к принятию нового законопроекта стоит все-таки заранее. Речь идет о законе, разрабатываемом при непосредственном участии Федерации рестораторов и отельеров. Суть его заключается в том, что бизнесмены гостиничной и ресторанной сферы в обязательном порядке должны будут страховать жизнь, здоровье и имущество своих клиентов.

– Данный закон уже два года находится в подвешенном состоянии, его рассмотрение планировалось еще в начале 2013 года, – рассказывает Ильдар Вагизов. – Когда разговоры закончатся и закон вступит в силу, ответственность руководителей предприятий обслуживающей сферы еще больше возрастет. То есть, чем дальше, тем большая нагрузка будет ложиться на плечи предпринимателей.

Но что мне очень нравится – это то, что ко мне на занятия все больше приходит руководителей, намеренных навести реальный порядок на своей территории, а не отметиться ради «галочки». Люди к этим вопросам стали относиться очень серьезно: они понимают, что дело не в деньгах, что самое главное – безопасность клиентов.

 Автор: Жанна Королева

Источник: 

Журнал "Ваш бизнес. Магазин. Ресторан. Отель"