г-н Огузхан ГЮНАЙ - директор ювелирного салона ZEN Diamond

  Он почти в совершенстве говорит по-русски, читает Пушкина и Чехова. Директор ювелирного салона ZEN Diamond в ТРЦ «Мега» г-н Огузхан ГЮНАЙ приехал из Турции в Россию полтора года назад. За это время он успел изучить особенности российского национального шоппинга, создал дружную и стабильную команду продавцов-консультантов, а организация продаж с использованием восточных традиций торговли сделала ZEN успешным игроком бриллиантового рынка Екатеринбурга.

Огузхан Гюнай: «Россия – страна прекрасных женщин и щедрых мужчин».

– Огузхан, расскажите, как Вы решились поехать работать в Россию?

– А разве для этого нужна особая решительность? Мне стало очень интересно, когда появилось предложение поработать за рубежом, особенно привлекательным стало то, что это Россия. Мне предложили самому выбрать город, в котором я буду открывать магазин. У меня был выбор: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Екатеринбург. Я стал собирать информацию, читать, спрашивать у людей. Екатеринбург советовали многие, да и я сам склонялся к этому мнению.

– Почему?

– После столичных городов у вас самая активно развивающаяся экономика. Высокая конкуренция, признаюсь, не пугала. Россия – страна красивых женщин, любящих приумножать свою красоту. А наша продукция уникальна и необычна, коллекции ZEN Diamond всегда объединены какой-то идеей и всегда непохожи на то, что предлагается вокруг. Это подтверждается тем, что порой мы замечаем в других магазинах украшения, копирующие модели нашего производства. Результаты первого года работы радуют – наши ювелирные изделия востребованы екатеринбуржцами.

Как появилась марка ZEN Diamond?

– История компании насчитывает около 110 лет. Марка ZEN Diamond была создана Эмилем Гузелишем, который является основателем и председателем совета директоров нашей компании. Семья господина Гузелиша занималась ювелирным делом с 1800-х гг., и он, являясь ювелиром в 3-м поколении, принял решение о создании брэнда и развитии собственной розничной сети ювелирных изделий по всему миру. В 2006 году компания пришла в Россию – открылся первый магазин ZEN Diamond в Казани, а затем всего за 5 месяцев одновременно открылись магазины в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Последними приступили к обслуживанию покупателей магазины в Новосибирске и Ростове-на-Дону.

Сегодня у нас есть узнаваемый брэнд и два производства – в Турции и Таиланде. Офисы компании располагаются в крупнейших городах мира, фирменные розничные магазины работают в странах Европы, Америке, России и арабских странах. В результате профессиональной организации труда деятельность ZEN Diamond за короткое время расширилась, была поставлена цель стать мировой маркой, и сегодня мы уже можем претендовать на это звание.

Согласно стратегии развития компании планируется открытие 100 ювелирных бутиков в России, но мы собираемся делать это не в одиночку, и соответственно привлекаем франчайзинговых партнеров. Так помимо руководства екатеринбургским магазином я занимаюсь развитием отношений с партнерами, открывающими магазины ZEN Diamond по франчайзингу. Как раз на днях мы открыли новый ZEN Diamond в Перми в ТЦ «Семья».

– Что скрывается за именем ZEN?

– У названия ZEN есть два значения. Одно из них – «красивая женщина» в переводе со старотурецкого, а другое – японская философия дзен, которая означает «постоянное развитие, обновление».

Красивая женщина символизирует марку ZEN Diamond, а постоянное развитие и обновление философии дзен мы используем в создании новых коллекций. Каждая следующая не похожа на предыдущую. Над этим трудятся дизайнеры и модельеры, работающие на наших фабриках.

В чем же уникальность концепции магазинов? Отражена ли в них восточная стилистика продаж?

– Да, можно так сказать. Исторически на Востоке покупатель, выбирая товар, удобно сидит, продавец предлагает ему чай и ведет неторопливую беседу, одновременно раскладывая товары.

В наших магазинах посетителей тоже приглашают присесть и предлагают угощение: чай, кофе, сладости.

Интерьер ювелирных салонов ZEN Diamond создавался так, чтобы покупателям в первую очередь было комфортно делать выбор. Выбор украшения из драгоценных металлов и камней – процесс длительный, факт покупки и выбор часто зависит от настроения и самочувствия посетителя в данный момент. Поэтому ему должно быть приятно и уютно в салоне.

Наш подход к продажам таков: на покупателя никогда не давят и не говорят неправду только ради того, чтобы продать изделие. Мы продаем красивые украшения и хотим, чтобы люди носили их с удовольствием, не разочаровываясь в выборе. Для нас важнейшими ценностями являются дружба и доверие. Чтобы завоевать их, мы стремимся делать процесс покупки приятным и интересным, а также снабжаем покупателя всей необходимой информацией о бриллиантах.

А торговаться, скидку попросить, как на Востоке, тоже можно?!

– Конечно, мы не торгуемся, но для постоянных клиентов у нас действует определенная система скидок.

 

– И все же наверняка есть особые секреты, как повлиять на выбор покупателя?

– Универсальных рецептов нет. Помогать в выборе ювелирного изделия – как и в выборе парфюма: трудно угадать, что предпочитает человек. Продавец-консультант в процессе общения старается понять вкус сидящего перед ним человека и может не только показывать то, на что упал взгляд покупателя, но и предлагать свои варианты. Но иногда бывает опасно переборщить с предложением. Эту ситуацию нужно увидеть. Когда человек уже склоняется к покупке какого-то изделия, а продавец в последний момент предлагает ему «Посмотрите еще вот это…», это может запутать, вызвать усталость, рассеять внимание и человек в результате уйдет ни с чем. Надо чувствовать человека, не только помогать ему в выборе, но и не мешать. Таких нюансов множество.

Если говорить о других способах повышения лояльности клиентов, мы используем такой известный инструмент, как заполнение анкеты покупателем. Человека, сделавшего покупку, мы просим оставить информацию о себе, о днях рождения своих родственников. И обязательно звоним, поздравляем. Мы не посылаем смс – считаем это некорректным, стремимся не беспокоить людей. Гораздо лучше поздравить лично. Для этого мы приглашаем наших постоянных покупателей в магазин, когда им это удобно, поздравляем, дарим конфеты с шампанским или коньяком. Человек приходит, чтобы получить подарок, – и заодно может присмотреть что-то из украшений... Но даже если он не совершает покупку, мы радуемся тому, что смогли сделать человеку приятно. Как продавцы на Востоке – они всегда благодарны человеку, который хотя бы пообщался с ним и проявил внимание к его товару.

– Нехватка персонала и высокая текучесть – одна из главнейших проблем при развитии розничного бизнеса в России. Как Вы решаете эту проблему в своем магазине?

– Я знаю об этом, вижу, что происходит вокруг: в одном бутике продавцы-консультанты могут меняться каждый месяц.

Но могу похвастать тем, что в магазине, которым руковожу я, коллектив стабильный – 5 человек, которых мы приняли на работу накануне открытия, работают здесь по сей день. Конечно, это очень хорошо. Ведь сотрудник накапливает опыт, становится специалистом по нашей продукции. Это ценят покупатели, которые получают самую профессиональную консультацию, с ростом профессионализма растут показатели работы продавцов-консультантов.

 

– Кстати, Вам тоже пришлось серьезно поучиться перед приездом в Россию… Когда Вы начали изучать русский язык?

– Когда было принято решение о том, что я еду открывать магазин в Екатеринбурге, я пошел и купил стопу книг. У меня было три месяца… Целыми днями и даже по вечерам я штудировал самоучители по русскому языку. В течение одного месяца у меня был преподаватель, с которым мы изучили алфавит, самые простые слова и выражения. 10–15 новых слов в день – такой был мой план. У меня, как у студента, русские слова были расклеены по дому: на зеркале в ванной, над обеденным столом, у кровати, на дверях. А еще я установил кабельное телевидение и каждый вечер смотрел русскоязычные каналы.

Уже что-то понимали или просто «вслушивались»?

– Нет, конечно, еще ничего не понимал. Просто слушал, пытался уловить уже знакомые слова. А приехал в Россию и достаточно быстро заговорил. Русский язык, по моему мнению, невозможно изучить без практики. Если английский или некоторые другие языки можно выучить по книгам и на лекциях, то русский – только в общении. Я попал в среду и быстро адаптировался в ней. Сейчас я не думаю, о чем говорю. Общаться мне легко и комфортно, как на родном языке. Я знаю всех великих русских писателей – Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и других. Читаю русскую прессу, а что касается художественной литературы, то романы все же сложны, но рассказы – вполне «по зубам»! Люблю рассказы Пушкина, очень нравится Чехов.

 

– Вы быстро нашли «общий язык» с партнерами и сотрудниками в России. Приносит ли Вам удовольствие Ваша работа?

– Где бы я ни работал, чем бы ни занимался – всегда делаю это от души. Что такое «работа не нравится», «не интересно» – я не знаю. Если я чем-то начинаю заниматься, то мои голова и душа – целиком в том, что я делаю. Так я работал в экспортной компании в Турции, затем так служил в армии, так работаю и в ZEN Diamond.

 

Где Вы служили?

– На Кипре полтора года, связистом. Плюс призывной системы в Турции в том, что мужчинам, окончившим вуз, дается три года для того, чтобы, не потеряв квалификации, получить опыт работы, а после армии можно вернуться не в неизвестность, а на прежнее место работы. Служил я серьезно, не халтурил. Да и служба на Кипре была не «для галочки», нас готовили по-серьезному. На Кипре в свое время были серьезные греко-турецкие конфликты, и хоть с 1976 года военных действий не велось, бойцы постоянно должны быть готовы.

 

Армейских баек наверняка – не перечесть?

– Это правда. Но сейчас мне вспомнился не смешной, но очень забавный случай. Помню, в нашей части начались плановые проверки. И все время результаты не устраивали начальство. Проверяют – плохо, значит, через месяц снова проверка. Снова плохо, и снова. Когда комиссия устала, решили: выбирают одну роту, дают 10 дней на подготовку и затем снова приезжают. Выбор командира пал на нашу роту. А поскольку у меня успехи в обучении были хорошие, мне и поставили задачу в течение 10 дней обучать, в меру своего понимания, других солдат (120 человек!). Приезжает проверка – наконец мы показываем хорошие результаты. И мне командир дает мне полтора месяца отпуск! Вот это было грандиозным событием в армейской жизни!

Потом меня очень долго уговаривали остаться в армии, командир говорил: «Нам такие, как ты, очень нужны». Но моя позиция была несгибаемая: я честно послужил, но оставаться не хочу. И уехал в Стамбул, вернулся в компанию, где работал до армии. Вскоре меня пригласили заниматься оптовыми продажами в ZEN. А через два года предложили заняться открытием бутика в России.

Огузхан, расскажите немного о своей семье.

– У нас очень дружная, счастливая семья. У меня двое сестер. С сестрами мы – лучшие друзья. Я знаю, чем они живут, знаю их мечты и планы, мы всегда делимся переживаниями и поддерживаем друг друга. Даже сейчас, когда я так далеко, мы все равно рядом. Любая проблема в их жизни – они знают, что есть старший брат, к которому они могут обратиться за помощью.

 

Вы женаты?

– Пока нет. Создание семьи для меня – очень серьезно. Я не хочу пытаться, а потом говорить «не получилось» раз, два, три... По моему мнению, семья должна создаваться раз и навсегда. А для этого нужно встретить человека, с которым будет полное взаимопонимание, не будет ни капли сомнений, что вы создадите счастливую семью.

 

– Турция становится все более светским государством. Вам это нравится?

– Мне нравится, как развивается моя родная страна. Крупные города Турции сейчас ничем не отличаются от западных мегаполисов. В то же время мы не теряем свои культурные особенности, не стремимся бездумно походить во всем на европейцев. Экономика страны развивается очень динамично и становится все более важной частью мировой экономики. Турция в географическом, а сегодня и в экономическом отношении, как мост между Западом и Востоком. Европейские страны хотят сотрудничать с азиатскими, и многие деловые коммуникации в этом направлении идут через Турцию.

Что касается роли женщины в обществе, по этому поводу еще очень много заблуждений в мире. На самом деле права женщин и мужчин в Турции давно уравнены. Среди турчанок есть политики, профессора университета, писательницы, журналистки, судьи, адвокаты и врачи, а также певицы, балерины, драматические актрисы. Достаточно сказать, что 25% депутатов турецкого парламента составляют женщины – это значительно больше, чем в России! А 10 лет назад женщина была премьер-министром страны… Поэтому мне, безусловно, нравится, как развивается моя страна.

 

 

Какие аксессуары и украшения носите Вы?

– Бриллиант – самый совершенный камень. В зависимости от того, как он применен, он может придавать роскошь, изящество, строгость. Мужчина, по-моему, должен выглядеть строго. Я выбрал классическую модель часов ZEN с бриллиантами по периметру квадратного корпуса, выполненного из белого золота, которое сейчас становится все более актуальным и преобладает в коллекциях.

 

У Вас есть хобби?

– Я рисую. В Турции и Иране есть очень интересное древнее искусство рисования – эбру. В эбру используются только натуральные материалы. На первом этапе в небольшую прямоугольную емкость выливается специально приготовленный густой раствор из воды и нектара гевена (растение это встречается только в Турции, оно и придает воде вязкость). Далее в смесь добавляют натуральные краски, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры, многим они напоминают облака. Затем на смесь накладывают бумагу и через 5–10 секунд осторожно снимают и подсушивают. Уникальный фон готов, после чего на него наносится задуманная художником тема.

В первое время, когда у меня еще не было друзей в Екатеринбурге, мое увлечение эбру очень помогало не скучать, вечерами я часто рисовал. Можно сказать, это был «золотой» период моего творчества (улыбается), создалось много красивых работ, которые я дарю друзьям, знакомым, коллегам. Сейчас уделяю этому не так много времени – появились друзья, различные интересы. Жить и работать в Екатеринбурге мне очень нравится. Я люблю динамику этого города и уже считаю его родным.

Автор: Александра Тимакова

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"