Проблема кадрового дефицита №3/2008г.

Наталия Коршунова
 
Кадры решают все,
или Где взять персонал
 
Бурное развитие потребительского рынка сдерживается за счет массового кадрового дефицита. На предприятиях общественного питания и в розничной торговле остро не хватает линейных специалистов. Многие предприятия вынуждены «спасать» ситуацию самостоятельно: набирать, учить и мотивировать своих сотрудников. Наш собеседник Алексей Иванович ПодолякО, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Альянс».
 
Алексей Иванович, можно ли сказать, что сегодня в сфере потребительского рынка наблюдается острый кадровый дефицит?
 
– Кадровый дефицит есть, и он прогрессирует. К сожалению, мы сегодня можем констатировать, что ножницы между спросом и предложением рабочей силы существенно сказались и на развитии отраслей в регионе в целом,  и, в частности, потребительского рынка. Начиная с 2000 г. прямой дефицит рабочих мест рос гигантскими шагами – в конце 2007 г. эта цифра перевалила за 60 тысяч. Мы считаем, что причин две – объективная и субъективная. Объективная – демография, которая в плане ее положения пока идет по нисходящей. Этот нисходящий тренд постоянно уменьшает свой угол и приближается к нулю, но в ноль пока не перешел. При этом тренд развития потребительского рынка направлен резко вверх, градусов на 30–40. Отсюда – потребность в кадрах, особенно в массовых профессиях. Другими словами, спрос растет гораздо быстрее предложения. Предложение не растет вообще: как в плане общего, так и в плане профессионального аспекта. Сейчас даже людей «с улицы», без образования найти все сложнее, потому что их мало и они всем интересны. Развиваются практически все ключевые отрасли: металлургия, машиностроение. А людей у нас поступает на рынок 300 тыс., а нужно миллион. Завтра будет нужен 1 миллион 200 тысяч, а на рынке будет всего 350 тысяч. И из этой демографической ямы – последствия 90-х годов – мы будем выходить еще лет семь. Это объективная причина, которая серьезно сдерживает развитие. В результате массовые профессии, не требующие специального образования, закрываются за счет мигрантов: в клининге, в строительстве, в сферах потребительского рынка.
 
Это плохо или хорошо?
 
- Это не плохо и  не хорошо. Это факт. Данность, которая неизбежно должна быть, поскольку другого притока массовой рабочей силы у нас сегодня нет. Проблема обостряется в том случае, когда нам нужны профессионалы, люди конкретных профессий, которых раньше в нужном количестве и качестве готовили наши учреждения профобразования: училища, техникумы. Сегодня картина такова, что при многократно возросшем спросе количество предложений этих профессионалов осталось на прежнем уровне. Как предлагали нам училища и техникумы 7–8 лет назад порядка 20 тыс. выпускников ежегодно из своих учебных заведений, так они и предлагают сегодня. Из этих 20 тыс. – большинство так называемых маргинальных профессий, которые очень сложно использовать целевым образом. Например, коммерсант, менеджер по управлению предприятием. А вот число профессиональных специальностей, таких как продавец, парикмахер, повар, кассир, не увеличивается. По тем специальностям, в которых как раз и существует острая необходимость, количество групп не расширяется.
 
Для этого есть какие-то объективные причины?
– Причины, которые мы слышим из уст представителей профессионального образования, носят субъективный характер и  звучат как оправдание собственной недостаточной активности, а иногда и профессиональной некомпетентности. Я нашел образное выражение: «Мало того, что их готовят мало, их готовят еще и мимо». Учебные программы малоприменимы к сегодняшним потребностям работодателя, они по-прежнему заточены на теоретические либо общие предметы, которые занимают большую часть учебного процесса. Поэтому даже выпускников с серьезным намерением работать в сфере потребительского рынка приходится доучивать и переучивать. У них очень слабо проработан блок практических навыков. Вся практика в учреждениях профобразования формальна, коротка, она не вырабатывает нужные нам умения и не закрепляет их в навыки в той степени, в которой они бы устраивали работодателя. Работа учреждений профобразования с предприятиями торговли по поводу предоставления практики зачастую налажена по принципу «вам надо – вы и проявляйте инициативу». Конечно, это касается не всех училищ и техникумов. Есть учебные заведения, которые, несмотря на всякие барьеры в нашем образовании, умудряются менять работу с учетом потребностей работодателя, находят контакт, устраивают возможность для детей проходить реальные практики, и этих детей с удовольствием берут.
 
Ситуация как-то решается?
 
– Сегодня у многих работодателей, ритейлеров, производителей есть свои корпоративные учебные центры, свои тренеры, наставники, педагоги и преподаватели. Они не претендуют на всеобщее профессиональное образование. Им не нужна для этого лицензия, сертификация, хотя они могут это сделать. Они готовят людей, затачивают под свои нужды, которые для них жизненно важны, без которых человека просто нельзя выпускать – садить за кассу, ставить за прилавок, пускать к оборудованию. Это занимает от 2–3 недель до 1,5 месяцев. На эти цели предприятия тратят от 3–5 млн руб. в год до 15 миллионов. «Юнилэнд», «Купец», «Атлант» и другие прочно стоящие на ногах местные игроки… Что, им больше делать нечего? Но по-другому просто не выкрутиться. На конец 2006 года, по данным областного министерства торговли, порядка 25% работников торговли имеют профессиональное образование, остальные – нет. В общепите только 33% имеют специальное образование. Когда мы делали аналитику по своим предприятиям, входящим в «Альянс», по итогам 2006 года цифра в торговле была 17%, в общепите – 22%. Поэтому предприятиям и приходится брать людей «с улицы», учить их основам профессии, а дальше человек получает среднее либо высшее образование, уже работая. Так вот эти деньги предприятия с удовольствием будут тратить на того партнера, которому они доверяют. Но такого партнера 95% предприятий в долгосрочной перспективе найти не могут. Они не в состоянии доверить эти средства, потому что не уверены, что получат гарантированный продукт.
 
Каких конкретно навыков не хватает сегодняшним выпускникам?
 
– Торговля – это продажи, вы либо покупатель, либо продавец. Я не могу избавиться от непонимания в глазах представителей образования, когда говорю, что блок продаж в наших техникумах и училищах не преподается как класс. Это должно быть образовательной категорией, потому что является основой всего потребительского рынка. Блок продаж – основа большинства учебных процессов корпоративных центров. Людей учат общаться, влиять на человека, убеждать его в своей правоте, переубеждать. Нужна программа, заточенная под работодателя. Сегодня это делают единицы.
 
Качество образования – вторая по величине проблема потребительской сферы. Первая – мало кадров. Третья – следствие первых двух. «Мало и мимо» – и потому в эту сферу, в эти профессиональные заведения школьники и старшеклассники идут все с меньшей охотой. Сегодня на фоне демографического спада в вузах мест больше, чем выпускников школ. Поэтому они бьются за каждого выпускника, чего не скажешь об училищах или техникумах. Работа по профориентации, которая в советские времена велась в учебно-производственных комбинатах, сегодня только начинает возрождаться. У старшеклассников в этом плане вакуум. Свято место пусто не бывает, оно заполняется предложениями вузов. В результате аналитика французских специалистов говорит о том, что в России, и на Урале в частности, дикий перекос в сознании старшеклассников. Они считают, что высшее образование – это единственный способ самореализации. У нас желающих развивать свою личность через высшее образование – 86–90%, в Европе – 18–30%. Это тревожный сигнал, который говорит о том, что у ребят и их родителей в сознании очень четкая установка – «если человек без образования, он никто». А во всем мире 70% ребят либо не видят смысла получать дальнейшее образование, либо получают его постепенно. При этом они остаются нормальными людьми.
Престиж профессии нужно поднимать и расширять, в том числе – через увеличение профориентационной работы. Нужно помогать ребятам и родителям менять представление о непогрешимости  и необходимости высшего образования. И если такой поток пойдет, его нужно будет принять. Для этого нужны новые производственные помещения, базы, классы практики, преподаватели.
 
На предприятиях ребята тоже сталкиваются с какими-то проблемами?
 
– Все зависит от предприятий. Там, где поняли, что работать в правовом поле, в белом формате и в законодательно равном с работником пространстве выгодней, идет работа на удержание персонала. Эти предприятия конкурентоспособные, там хорошие зарплаты. Другая проблема – обязательства не всегда работником воспринимаются и исполняются. И ребят тоже надо этому учить – быть клиенториентированными. Это очень серьезный блок: приобретение навыков доброжелательных улыбок, приветствия и расставания. Соответствовать мировым стандартам – это залог конкурентоспособности и дальнейшего выживания на рынке. Поэтому серьезные компании персонал набирают, доучивают и «затачивают» под свои нужды.

Лучшие предложения от Aviasales