Магазин будущего: престижно, но очень дорого

  Два года назад чиновники и бизнесмены Екатеринбурга посетили единственный в мире «магазин будущего» – в Германии – и загорелись идеей организовать нечто подобное у нас. На реализацию этого проекта требуется не менее трех с половиной миллионов долларов, и инвестор, готовый вложиться в высокотехнологичный магазин, пока не найден. Но администрация Екатеринбурга уверена, что рано или поздно проект будет реализован. А пока элементы «магазина будущего» внедряются в уже действующих екатеринбургских торговых центрах и супермаркетах. Подробнее о проекте рассказывает вице-мэр Екатеринбурга Виктор КОНТЕЕВ.

         – Еще раз хотелось бы вернуться к этому проекту, потому что для города он очень интересен. Мы составили примерный концептуальный план работы, который включает в себя несколько основных блоков. Первый – информационный: это применение современного программного обеспечения, необходимого для таких магазинов. Второй блок – это максимально современные образцы технологического оборудования для обслуживания покупателей. И третий – это та внутримагазинная логистика, которая бы позволила оптимально и в короткие сроки завозить и выкладывать товар в торговый зал. Мы делаем все необходимое для того, чтобы подготовить данный проект и начать реальную работу с застройщиками и инвесторами. Так, в течение 2007 года велись собеседования со многими заинтересованными организациями – операторами продовольственной и непродовольственной торговли. По итогам было решено, что работу по реализации проекта мы разделим на две части. Во-первых, мы не отказываемся от реализации проекта «магазина будущего» в полном объеме и продолжаем достаточно активную работу по поиску инвестора. Во-вторых, постараемся максимально в уже открывающиеся современные магазины внедрять отдельные элементы проекта. Это предусматривает прежде всего развитие технологий продаж, информационной обеспеченности, внедрение самых современных видов технологического оборудования в тех магазинах, которые должны начать работать на территории города в ближайшее время. Я думаю, что вы уже встречались в магазинах с подобными вещами: например, те же информационные киоски очень удобны, потому что они говорят не только о наличии в ассортименте товара, находящегося в зале, но и позволяют оценить какие-то характеристики данного товара. Мы начали внедрять прайсчекеры, потому что в магазинах остро стоит проблема с ценниками. Неоднократно покупатели обращались к нам с просьбой решить эти вопросы. На сегодняшний день где-то у десяти предприятий торговли есть прайсчекеры, которые позволяют оперативно реагировать на изменение цены товара, а кроме того, помогают ознакомиться с определенными характеристиками  продукта. Начали внедрять весы для самообслуживания – это очень удобное весовое оборудование, которое позволяет оптимально определить вес заданного товара, его характеристики и даже определенные свойства. И наконец, еще одно перспективное направление реализация программы по внедрению  чипов. Европа уже начала претворение в жизнь этого проекта: чипы наносятся самим изготовителем, и потом, на протяжении всей логистической цепочки (производство – склады торговый зал), можно реально следить за движением товара вплоть до его реализации покупателю. И я думаю, что пока хотя бы в таком виде нам удастся внедрить элементы «магазина будущего» в нашу торговлю.
-         А где уже есть эти информационные киоски и прайсчекеры?
-         В «Рамсторе» есть информационный киоск, есть такой киоск в «Купце», в ТЦ «Семь Ключей». Прайсчекеры имеются в «Ашане», супермаркете «Елисей». В этом же магазине есть весы самообслуживания. Радиотерминалы есть в «Звездном», в «Магнуме».
-         Что эти инновации дают непосредственно магазину, кроме затрат на дорогостоящее оборудование?
-          Это позволяет снизить издержки,  дает большую возможность для продвижения конкретного вида товара, в том числе тех, которые были выпущены недавно, это максимально улучшает культуру обслуживания, сокращает очереди в кассовых терминалах, если таковые имеются, позволяет персоналу более внимательно работать с покупателями.  Сокращаются расходы на содержание продавцов, уменьшается воровство, появляется возможность индивидуального обслуживания покупателей и «клубный» подход к постоянным клиентам.
-         И как скоро, на Ваш взгляд, он будет реализован?
-         Сложно говорить о сроках... В принципе мы рассчитывали, что этот проект будет реализован в ближайшее время, но, к сожалению, пока конкретных результатов нет. А раз нет конкретного инвестора, то и не хотелось бы называть сроки реализации.
-          А когда примерно он себя окупит?
-         Я думаю, что сроки окупаемости проекта такого уровня, как этот, – это четыре-пять лет, и считаю, что это абсолютно реально. Некоторых пугает, что стоимость оборудования отразится на ценах, но не думаю, что это так. Мы считаем, что это абсолютно окупаемый проект, который позволит нашим покупателям достаточно комфортно делать покупки, с учетом своих финансовых возможностей.
-         На какой сегмент покупателей рассчитан магазин?
-          «Магазин будущего» будет рассчитан на покупателей со средним и выше среднего доходом.  Это те, кто уже умеет пользоваться современными информационными носителями. В начале 2007 года мы провели мониторинг среди покупателей, чтобы узнать, что они считают необходимым для того, чтобы совершенствовать формы организации продаж в магазинах. Они ответили: увеличить количество автоматических дверей, сделать более эффективной систему кондиционирования, повысить культуру обслуживания. Это говорит о том, что нашим потребителям интересны самые современные формы организации продаж, с которыми они познакомились в Европе. Причем наши люди хотят не только посмотреть, но и воспользоваться этими формами.
-         Мне кажется, не каждый психологически готов к тому, чтобы зайти в этот магазин… Как вы считаете, легко ли наши покупатели смогут адаптироваться к инновациям?
-         Да, российский покупатель в определенной мере действительно закомплексован и запрограммирован. Но наши люди быстро привыкают ко всему хорошему. И к инновациям, я думаю, тоже  привыкнут. За последние годы наши потребители в достаточной степени продвинулись в своих требованиях к покупке, к качеству товара. Так что мы растем.
Чтобы узнать отношение горожан к проекту «магазин будущего», наш корреспондент Александр КОМАРОВ провел небольшой опрос.
    Екатеринбуржцы неоднозначно относятся к «магазину будущего». А некоторые внесли в проект свои предложения.

Екатерина ШИЛОВСКИХ, журналист:

          – Не все могут позволить себе холодильник со встроенным Интернетом. Идея с мычащими витринами мне не очень нравится. Лучше просто включить приятную музыку. А вот система быстрого расчета на кассе – это мысль. Из всех этих наворотов я бы оставила только «умные» тележки, которые сканируют цены.

Максим КРАВЧУК, владелец интернет-портала:

          - Этот проект слишком дорогостоящий и долго будет окупаться. К тому же оборудование могут растащить: кто компик унёст домой, кто датчик…

Елена КОВРОВА, собственник магазина:

          - Думаю, проект вполне реальный. Покупки совершать в таком магазине буду поначалу, интересно же. Потом посмотрим, все зависит от местоположения магазина, уровня цен и разнообразия товара. Надеюсь, что в «магазине будущего» можно будет сократить время на поиск нужного товара и стояние в очередях. Сейчас я делаю покупки в близлежащих супермаркетах. Если мне нужно «затариться» месяца на два, то еду в крупные торговые центры: «Мега», «Карнавал», METRO.

Мария ГЛАДЫШЕВА, менеджер:

          - Проект, конечно, интересный. В данный момент я самостоятельно составляю список необходимых мне покупок. При этом меня мало интересуют акции со скидками. Поэтому для меня единственный плюс этого магазина в том, чтобы быстро пройти через кассу. От магазина ожидаю возможности экономии времени. Думаю, идея очень перспективная. Пока делаю покупки в супермаркете, находящемся в «шаговой доступности» от моего дома.

Александра ДЫРИНА, домохозяйка:

          Думаю, что новый магазин будет перспективным, если откроется сейчас, а не через 20 лет, когда скорее всего будет уже много нового. Совершать покупки бы стала, если бы он был расположен рядом с домом. От «магазина будущего» ожидаю высокого сервиса и низких цен.

Татьяна КОПТЕЛОВА, продавец-консультант:

          – Думаю, что идея очень даже реальная. Если магазин откроют, я буду совершать там покупки. Надеюсь, он появится в ближайшее время. Пока покупаю продукты в обычном магазине, без самообслуживания.

Анастасия СОКОЛЬНИКОВА, работник банка:

          – В новый магазин обязательно схожу хотя бы один раз, посмотрю. Если все устроит, будет действительно удобнее, быстрее, меньше народу, чем в простых магазинах, и не будет очередей, то почему бы и не продолжить покупать там продукты? Но если этого не будет, то отовариваться там только лишь из-за того, что корзинка подсказывает мне, что я забыла купить, я не буду.
          Я покупаю продукты около дома. Закупать на 2–3–5 тысяч рублей пока нет необходимости, если я в любой момент могу перейти дорогу и купить все свежее и необходимое. Если же нужно что-то такое, чего не бывает в магазинах «шаговой доступности», то могу пройти два-три квартала и зайти в супермаркеты: «Звездный», «Гроссмарт», «Пятерочка», «Купец», «Гринвич». К «магазину будущего» одно пожелание: пусть вместо очередного очень крупного деньгоуничтожителя займутся обучением персонала в уже существующих сетях. Чтобы продавцы элементарно умели здороваться, не грубить и не хамить, отвечать на вопросы, которые связаны с составом, наличием товара, а не говорить: посмотрите на витрине, почитайте состав на обратной стороне.

Ирина, сотрудница торговой компании.

          – Мне кажется, что эта система слишком сложная, хотя не исключено, что будет популярной. Буду ли я делать там покупки, зависит от уровня цен и от его местоположения. Эта идея будет перспективна, если откроется сеть таких магазинов, а не один на весь город, чтобы можно было выбрать тот, который поближе к дому. От «магазина будущего» ожидаю максимально возможного комфорта, быстрого обслуживания, удобного расположения товара... ну и тому подобное...

Екатерина СМИРНОВА, офис-менеджер.

          – Магазин – это реально, а вот «интеллектуальные» холодильники у народа – это очень не скоро. Хотя совершать покупки там вряд ли буду, мне не нравится электронное табло, которое будет показывать список моих предыдущих покупок. Мне оно надо? Чтобы табло светило, что я тут покупала?

Надежда БОГДАНОВА, администратор.

          – Я считаю такую идею утопической, потому что изобилие электронного оборудования часто приводит к сбоям (знаю по опыту), у меня нет необходимости просматривать список покупок, совершённых в прошлый раз, думаю, что просмотр всей этой информации – это дополнительные затраты времени. Не хочу, чтобы меня «сосчитали», не хочу, чтобы мне напоминали, что мне нужно купить – хочу думать сама. Звуковое оформление стеллажей – это интересно, во всяком случае, забавно. Указание товаров со скидками может быть полезно. А вот кратчайший путь до товара –  так себе, по-моему, это невыгодно и самому магазину, потому что пока отыскиваешь нужный товар, по пути можешь найти ещё кучу всего полезного, о чём ты мог забыть. Буду ли я совершать там покупки? Часто – вряд ли. Из любопытства можно заглянуть, но покупать буду там, где ближе от дома и цены устраивают. Сейчас совершаю покупки в магазинах по пути, рядом с домом: «Кировском», «Монетке», «Гроссмарте». Мои ожидания от «магазина будущего» – возможность дегустации продуктов перед покупкой.
Автор: Елена Семеновых