Мировой финансово-экономический кризис 2008 г.

 Сегодня ключевой темой обсуждения мировой и российской прессы является глобальный финансово-экономический кризис. В России он уже проявляется в виде уменьшения объемов строительства, сокращения рабочих мест, ограничения открытия кредитных линий для организаций… Своим мнением по поводу складывающейся ситуации мы попросили поделиться исполнительного директора некоммерческого партнерства «Альянс» Алексея Ивановича Подоляко.

Кризис – на пользу

Что такое кризис? Это резкое изменение ситуации, результатом которой является оздоровление. Да, цена оздоровления может быть высока, но это процесс, который неизбежно приводит к санации разных областей экономики. Прежде всего он заставляет здраво оценить ситуацию и развенчать определенные мифы. Это, если хотите, промывка, продувка, прокачка, прочистка и мозгов, и организаций, и предприятий, и целых отраслей. Результатом этого должно стать повышение эффективности работы всех систем.

Я согласен с мнением Валерия Сергеевича Бубнова, вице-президента компании «Дикси» (направление «Мегамарт»), председателя Президиума НП «Альянс», который в интервью «Деловому кварталу» (№ 38 от 20.10.2008) отметил: «Для российской экономики кризис будет полезен. Количество миллиардеров в стране, быстрый рост состояний, гонка стоимости активов и земель, немереные объемы строительства превышают все разумные пределы. При этом развитие инфраструктуры в России так и не вышло на должный уровень. Ритейл явно выздоровеет после кризиса. Отрасль ждут потрясения – не менее серьезные, чем в банковском и строительном секторах экономики. По прогнозам аналитиков, ТОП-50 крупных компаний сократится вдвое. В ближайшие полтора года мы будем свидетелями (и участниками) масштабного передела рынка».

Но, как бы это ни было трагично, в период кризиса действует естественный отбор: выживают сильнейшие – слабые гибнут. Поэтому задача тех, кто хочет выжить, – крепнуть и на деле доказывать свою состоятельность. Можно сколько угодно считать себя слабым, сирым, немощным и больным и уповать на чью-то помощь, но от этого становиться еще более слабым, сирым, немощным и больным. Это замкнутый круг.

Залогом того, что у предприятий не возникнет проблем, а, напротив, появятся новые возможности, является верно выбранная в предыдущие годы стратегия развития бизнеса, взвешенная и ответственная позиция. Если не было раздутых кредитов, была запланирована реальная прибыль, четко проработаны механизмы реализации, то кризис не сможет разрушить ситуацию.

Что будет с потребительским рынком?

Влияние финансового кризиса на предприятия потребительского рынка выражается в следующем. Во-первых, у компаний, работающих в текущем режиме, возникают затруднения с расчетами, т.к. некоторое время в банках был дефицит средств, вызванный массовым снятием наличных. Во-вторых, потребители начинают оптимизировать расходы, что приводит к снижению спроса на некоторые группы товаров. Прежде всего речь идет о крупных и дорогих покупках, например об автомобилях. Значительная часть таких товаров приобреталась в кредит, а банки, естественно, ужесточили требования к заемщикам. Однако важно понимать, что совсем не давать кредиты банки не смогут: это важнейшая часть их бизнеса, так что ставить крест на потребительском кредитовании не стоит.

Многие торговые сети уже пытаются увеличить отсрочку платежей, но в данной ситуации это весьма проблематично. Поставщики отказываются работать без предоплаты, большинство повышают цены. Единственный на сегодня способ погасить кризис – это утопить его в деньгах. Предполагается, что цены будут расти, а ассортимент – сокращаться.

Оптимизация ассортимента неизбежна. Покупатель сейчас больше делает упор на те продукты, которые ему действительно необходимы и которые позволяют более рационально распределять бюджет. Премиум-сегмент может сузиться в ассортименте, но исчезнуть совсем он не может.

При этом настоящего острого кризиса в сфере потребительского рынка сейчас объективно нет и быть не может. У нас все в избытке – нет ни дефицита сырья, ни дефицита средств, ни дефицита продуктов. Заводы-производители работают в плановом режиме, без сбоев и задержек. Спрос на продукты стабилен… А розница – часть этой цепочки: если есть товар и спрос на него, то никаких проблем здесь быть не должно.

В реальном секторе экономики, в том числе на потребительском рынке, залогом выживаемости является прибыльность, а сокращение расходов предприятий служит повышению их конкурентоспособности. Поэтому сегодня те предприятия, которые придерживались взвешенной, разумной политики и опирались на четко просчитанную стратегию, только выиграли. Это особенно ярко демонстрирует грамотный подход к формированию ассортимента: востребованный товар быстрее реализуется, в результате быстрее появляются средства для расчетов с поставщиками. То же самое с доставкой и другими операционными издержками. Соответственно, возрастает и ценность конкретных специалистов-профессионалов, например грамотных товароведов.

Сейчас нередки случаи, когда тот или иной магазин обращается к поставщикам с просьбами об увеличении отсрочки или с уведомлениями об отказе от поставок. Это может свидетельствовать о том, что в планировании своей деятельности предприятие допустило определенные просчеты, и сегодня товар либо был недостаточно востребован покупателем, либо по каким-то причинам поток покупателей в магазине уменьшился, в результате чего поступление денег снизилось и рассчитываться с поставщиками предприятию нечем. Возникновение таких проблем – это сигнал искать ошибки и изыскивать ресурсы для исправления ситуации.

В идеале, если торговое предприятие не находится в стадии бурного развития, а работает в текущем режиме, то его этот кризис вообще может не задеть. Здесь важны: грамотная ценовая политика, выверенные расчеты, тщательное отслеживание финансовых показателей, наличие постоянных покупателей, отсутствие необходимости прибегать к значительному кредитованию. И таких предприятий у нас достаточно, причем как крупных, так и мелких. Однако предприятия, которые развивались, резко и экстенсивно расширяли свои площади, взяли кредиты, вложились в строительство, конечно, испытывают трудности: обязательства по кредитам, обязательства перед строителями, поставщиками… Здесь ситуация очень серьезна, вплоть до финансового разрыва, когда денег необходимо все больше, а их поступления нет. На вопрос «Кто уйдет с рынка?» хорошо ответил В. Бубнов: «Составьте перечень компаний, которые должны погасить кредиты либо вернуть облигационные займы в следующем году, и с большой долей вероятности вы получите список жертв кризиса. Компании, которые пытались следовать тренду «рост ради роста», теперь на грани банкротства. Равно как и предприниматели, запускавшие проекты на короткие займы со сроком окупаемости 8–12 лет. В нашей системе координат такие риски себя не оправдывают». Другое дело, ситуация в малом бизнесе в условиях кризиса.

Один интересный момент… Что сейчас урезают многие предприятия? Расходы на рекламу. По последним данным, на 50–70%. Но ведь реклама – это голос предприятия, его рупор, и если организация наступает себе на горло, это свидетельствует не о взвешенности подхода, а о безотчетном страхе: надо на чем-то экономить. В этой ситуации наиболее взвешенный подход – это оптимизация рекламных расходов, что тоже является некоторым стимулом к оздоровлению и пересмотру своей рекламной стратегии: необходимо сконцентрироваться на самых результативных направлениях и соответствующим образом перераспределить средства. А механическое сворачивание рекламной компании в перспективе неминуемо приведет к снижению клиентской базы.

О зарплатах и рынке труда

Что касается сдерживания роста зарплат… В течение двух-трех последних лет экономисты били тревогу: зарплаты неимоверно завышены. Из-за кадрового дефицита в результате сложившейся демографической ситуации работодатели были вынуждены поднимать зарплаты, поэтому темпы роста зарплат опережали темпы роста производительности труда. Для экономики это очень опасно, даже недопустимо. Еще полгода назад предложение на рынке труда было катастрофически меньше, чем спрос. И это привело к тому, что работодатели были вынуждены завышать размер зарплаты, зачастую не согласуясь с реальной производительностью труда данного работника. Брали, что называется, не мастерством, а числом. А сейчас появилась объективная возможность отрезвить работников, соотнести размер зарплаты конкретного работника с его реальным вкладом, а также профессиональными навыками и умениями, адекватно все это оценить.

Сокращение потребности в специалистах в некоторых отраслях (реклама, страхование и др.) дает возможность высвобождения ресурсов рабочей силы и перетекания ее в другие отрасли. У нас в промышленности, например, дефицит работников составляет четверть от общего числа занятых. Есть реальная возможность его сократить.

Авторитетное мнение

Известный экономист М. Хазин: ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС И РОССИЯ (выдержки из интервью газете «Завтра» N 2 (738) от 9 января 2008 г. (когда в РФ о кризисе еще никто и не думал!!!). Экспертная оценка перспектив развития России, внешних финансово-экономических условий, в которых придется работать российской власти после выборов 2008 года

…Человечество столкнулось с очень серьезным экономическим кризисом. Но настоящая его глубина до сих пор не осознается даже специалистами, не говоря уже о том «мейнстриме» общественного сознания, который направляется средствами массовой информации… Однако, на мой взгляд, главная проблема состоит в том, что этот кризис носит не только экономический, но и общецивилизационный характер. Каждый отдельный элемент происходящей на наших глазах катастрофы еще можно объяснить в рамках действующих экономических теорий. Но, взятые вместе, они дают совершенно необычную картину иной реальности. Самый яркий пример – суммарный долг субъектов американской экономики, который составляет на сегодня 50 триллионов долларов, что составляет примерно четыре с половиной официальных годовых ВВП США (примерно годовой ВВП всего мира)…

Это и есть главный показатель остроты нынешнего кризиса. Остановить или даже уменьшить темпы роста этого долга не получается… Под процессом роста лежит какая-то очень важная конструкция, которую нельзя изменить, не разрушив все систему в целом. …Долги не могут в течение длительного срока расти существенно быстрее, чем вся экономика… Но в рамках нынешней экономической модели этот процесс остановиться не может – значит, должна разрушиться модель.

Эта модель – очень условно – построена следующим образом. Американская (и вся глобальная) экономика ориентирована на развитие инновационных отраслей производства, для чего необходимо опережающее их инвестирование …Необходимо инновационную продукцию продать… Ее никто не покупает - спроса нет: …ситуация принципиально изменилась – расти больше некуда… рынки стали глобальными, освоен практически весь мир.

…Мировая капиталистическая элита оказывается вынуждена… искусственно стимулировать спрос там, где это возможно… путем кредитной накачки, когда деньги даются потребителям в долг. Причем под потребителями здесь понимаются не физические лица, но и корпорации. И вот теперь множество косвенных признаков указывает на то, что эта модель перестала быть жизнеспособной. Главным из них является разрушение мировой долларовой системы. Доллар, оставаясь национальной валютой США, как известно, долгое время был и мировой торговой валютой, и мировой резервной валютой… как символ единства глобального рынка. Теперь же рынки начали переходить от глобализации к суверенизации. Связано это с тем, что, поскольку доллар уже не обеспечивает стабильность национальных экономик, государства мира начинают всё в большей степени защищать свои рынки протекционистскими мерами. В результате этого медленного, но верного процесса начинают расти цены – поскольку растут транзакционные издержки. И это – одна из главных причин резкого роста цен на продовольствие, наряду с инфляцией по доллару.

Что делать? Есть два варианта. Первый – прекратить эмиссию, т. е. выключить печатный станок. И оздоровить экономику. Но в этом случае все финансовые активы – триллионы и триллионы долларов – мгновенно обесценятся. Рухнет вся финансовая система. Это вариант 1929 года, Великая американская депрессия. Но уже в масштабах планеты. Ибо доллар пока – главная мировая валюта. Вариант второй – устроить гиперинфляцию. Чтобы долги сгорели. Идея замечательная. Собственно, это они сейчас и делают. Грубо говоря, вы должны кому-то 100 рублей, а инфляция в стране составляет 100 процентов. Через год ваш долг превращается в 50 рублей в фиксированных ценах, через два – в 25. А еще через несколько лет про этот долг вообще можно забыть.

…Основная проблема для России сегодня состоит в том, что ее экономика не самодостаточна. В отличие, скажем, от экономики СССР. Советская экономика, даже если полностью перекрыть импорт в страну, могла обеспечить гражданам некий минимальный уровень еды, одежды, жилья и так далее. Сегодня мы не в состоянии обеспечить себя даже продовольствием…

Так вот, попасть на бал «суверенизации», создать свою зону самодостаточной экономики для современной России – вопрос не престижа, а жизни или смерти…

Новое руководство нашей страны столкнется… со вполне конкретными вызовами. Например, с резким падением цен на энергоносители, с резким сокращением спроса на них и, соответственно, с еще более резким падением доходов от их экспорта. То же самое касается металла и большинства других видов сырья. Нашу страну заполонят относительно дешевые товары из других стран мира. Относительно – потому что резко обедневшее население всё равно не сможет их покупать. Поскольку всем придется закрывать границы, то и нам придется закрывать границы. И тогда мы обнаружим, что у нас уже нет, например, тяжелого машиностроения, что мы не можем делать свои трактора и комбайны…

Автор: Наталья Зинкович

"Торговое оборудование на Урале", №2/2009 г.

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"

Лучшие предложения от Aviasales