Потребительский рынок Екатеринбурга принимает антикризисные меры

Потребительский рынок Екатеринбурга принимает антикризисные меры

Елена Семеновых

О том, как потребительский рынок Екатеринбурга справляется с кризисом, рассказал журналистам на недавней пресс-конференции Виктор КОНТЕЕВ, заместитель главы Екатеринбурга:

 

Для начала мне хотелось бы напомнить, что к сфере потребительского рынка относятся не только торговля и общепит, но и сельскохозяйственные предприятия, пищевая и легкая промышленность, бытовое обслуживание населения.

Пищевая промышленность. Реально здесь идет снижение объемов производства дорогого ассортимента (алкоголь, мясопродукты и пр.) В то же время некоторые предприятия начали формировать так называемый антикризисный ассортимент. Например, «Хороший вкус» выпускает продовольственный набор из мясопродуктов, который стоит менее 100 рублей. Одна из основных проблем, которые решают пищевые предприятия, – это импортозаменяющее сырье. Ну не растут на Урале какао-бобы, поэтому та же компания «Сладко» вынуждена закупать часть сырья за рубежом. Но есть сырье и ресурсы, производство которых могут освоить и наши предприятия. В частности, сейчас идет быстрая замена импортной упаковки на отечественную. Кстати, хотел бы напомнить, что кризисный 1998-й был годом развития и становления наших пищевиков. В целом же поставлена задача сохранить объемы производства на уровне прошлого года, не сокращать количество рабочих мест, обеспечить соцпакет, который был в 2008 году, и прежний уровень зарплаты. Это очень сложная задача в нынешних условиях, тем не менее, она поставлена.

 

Торговля. Идет пересмотр ассортиментной матрицы (прежде всего в продовольственных магазинах), и на смену дорогим товарам приходят более дешевые. Сокращается количество их наименований, потому что необходимость в таком широком ассортименте отпала. Тем не менее, продовольственный ритейл чувствует себя достаточно уверенно. Более того, некоторые федеральные игроки открывают новые магазины, как, например магазин Карусель в Екатеринбурге. Конечно, есть и те, кто вынужден закрыться: многие операторы избавляются от убыточных магазинов в пользу более эффективно работающих.

Более тяжелая обстановка сложилась в непродовольственных магазинах. Как известно, более 90 % всей техники – это импорт, и ситуация с курсом валют без всякого сомнения сказывается на объемах продаж. Проблему усугубляет то, что из-за кризиса практически свернуто потребительское кредитование. Здесь также идут изменения в пользу более дешевого ассортимента. Поэтому в ряде сетей, особенно торгующих техникой, к окончанию года прогнозируются потери до 35–40%. Но, думаю, всегда есть какой-то выход. Можно провести диверсификацию или переформатизацию бизнеса: начать торговать чем-то другим, внедрять программы повышения лояльности за счет снижения цен, каких-то специальных предложений…

Торговым организациям надо менять свою политику по отношению к покупателю, добиваться его лояльности. Если вы ходите в определенный супермаркет годами и вместо обычных 3–5 % скидки вам предложили, скажем, 12–15%, то это вполне разумно – вас оценили, как постоянного партнера. Инертность и закоснелость наших торговых работников в предыдущие годы не способствовала лояльности покупателей. Для некоторых торговцев покупатель стал серой безликой массой. Сегодня процесс пошел, и чтобы выжить, надо искать к покупателю индивидуальный подход. Всегда можно найти выход и не только сохранить свой бизнес, но и развить его.

Что касается премиум-сегмента… Не так давно я выезжал в галерею, которая торгует дорогими брендами, и поинтересовался у владельца, когда он собирается закрываться. Он удивленно посмотрел на меня и ответил: «Если человек носил часы за 25 тысяч евро, он продолжит их носить. Если он покупал костюм за 2,5 тысячи долларов, то он купит его, но уже не два раза в год, а один. Так что о закрытии и речи не идет».

Посмотрим, как сложится ситуация. Ведь надо учитывать и то, что многими дорогими бутиками была сделана предоплата на новые коллекции, и они поступили по старым ценам. К тому же многие поставщики, например, той же итальянской одежды делают все, чтобы цена на российском рынке не поднималась. Поэтому не думаю, что премиум-сегмент отомрет. Хотя, безусловно, ожидается рост дискаунтреров – магазинов с низкими ценами. А ведь еще буквально 5–6 лет назад все дискаунтеры были наперечет.

Из-за кризиса мы ожидали, что будет шквал жалоб на продукцию, возрастет число различных фальсификатов, контрафактных товаров. Пока не могу сказать, что рынок начал обваливаться из-за некачественного товара. Народ традиционно жалуется на качество обуви, продовольственных товаров. Ни для кого не секрет, что «маленькие свечные фабрики» подделывают продукцию таких известных брендов, как «Екатеринбургский жиркомбинат», «Тонус» и других известных марок. Ежедневно мы получаем в среднем около 20 сообщений.

 

Общепит. По статистике, за два месяца наши рестораны и кафе потеряли на бизнес-ланчах до 30% прибыли. Одна из основных причин этого – несвоевременное изменение ценовой политики. Сейчас цены начали снижаться.

Серьезные изменения наметились в дорогих ресторанах: они касаются цен, кухни, меню. Понятно, что в нынешних условиях количество гостей, которые могут себе позволить посещать подобные заведения, продолжит сокращаться. Не так давно я встречался с Лораном (Валерий Лоран – владелец реcторанов и клубов «KЭФ», «Подвал», Hills, недавно открыл свой новый французский ресторан Vatel. – прим. ред.) Его Vatel на ул. Жукова – это, прямо скажем, не очень дешевый ресторан. Я поинтересовался, как он реагирует на кризис. Как оказалось, Лоран принял решение открыть в своем ресторане зал русской кухни. Вполне адекватная реакция: французская кухня – это на 80% морепродукты, и в нашем Верх-Исетском пруду они не водятся, к сожалению… А все компоненты русской кухни стоят относительно недорого.

Несмотря на кризис, в 2009 году в Екатеринбурге планируется открытие 30–40 новых предприятий общественного питания с демократичными ценами. Кроме того, мы делаем ставку на открытие дешевых кафе, столовых и предприятий общепита «у дома». А вообще в этом году мы открываем 5 торговых и 8 деловых центров, 6 гостиниц на 1100 мест.

 

Сфера бытового обслуживания. Сегодня востребованы более дешевые, но необходимые услуги. Многие парикмахерские закрываются, но эта тенденция наметилась давно – в данной сфере жесткая конкуренция. Сейчас важно привлечь клиента за счет каких-то спецпредложений, снижать цены.

Продолжают открываться новые ателье: тот, кто еще вчера мог купить дорогую одежду в брендовом магазине, сегодня обращается именно туда. Ожидается увеличение предприятий, занимающихся ремонтом обуви, и рост числа комиссионных магазинов. Пока в городе их шесть и в основном они торгуют техникой. Мы прогнозируем, что скоро у населения появится реальный интерес к комиссионным швейным, трикотажным изделиям, обуви, и уже сейчас подбираем площадки для открытия подобных отделов.

 

Аренда. Что касается торговых центров, то сейчас идет вторая волна снижения арендной платы. Правда, это явление не носит массовый характер, но в ряде ТЦ она снизилась на 25–30%. На протяжении 3–4 последних лет мы вели политику благоприятствования по отношению к нашим местным арендаторам (их было более 60%). И сейчас в этом огромное преимущество: деньги не идут в Москву или Санкт-Петербург, а остаются в городе. И мы поставили себе задачу до конца года повысить число наших местных арендаторов до 90%.

Многие ТЦ, площади которых частично пустуют, все же не закрылись. По офисным помещениям, складам идет снижение арендной платы в среднем на 15%.

 

Всех, безусловно, интересует, какие конкретные меры принимает администрация Екатеринбурга, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Для поддержки сельхозпредприятий по выходным проводится ярмарка на Птичьем рынке Екатеринбурга, подобную ярмарку для предприятий легкой промышленности будем проводить на Шарташском рынке. На рынках производителям места предоставляются абсолютно бесплатно, что позволяет реально снижать цену на продукцию.

Сейчас администрация города работает над тем, как совместить интересы наших торговых организаций и производителей. Мы вплотную занимаемся вопросами замены ряда импортных компонентов на отечественные, ищем российских производителей, которые производят или способны производить аналоги импорта. Еженедельно проводится финансовый мониторинг ситуации в сфере потребительского рынка Екатеринбурга, создана рабочая группа, которая вплотную занимается этими вопросами. Мы постоянно отслеживаем, как происходят расчеты между производителями и ритейлами. И если видим, что кто-то из розничных продавцов ведет себя некорректно и, например, вместо 30 дней пытается задержать деньги на 60 или 90, мы решаем эти вопросы.

Что касается безработицы в сфере потребительского рынка, у нас нет официальной статистики. Но, насколько я знаю, многим предприятиям требуются работники, хотя кое-где идут и сокращения. Сейчас у работодателей появился уникальный шанс произвести более качественный отбор работников. Предположительно, в 2009 году в сфере потребительского рынка появится более 9 тысяч новых рабочих мест.

 

Торговое оборудование на Урале, №4/2009 г.

Источник: 

Торговое оборудование