Традиционный вендинг : возможности еще не исчерпаны

Под традиционным вендингом подразумевается управление сетями традиционных торговых автоматов – в основном кофе-автоматов и снековых автоматов.

О традиционном вендинге написана уже масса публикаций. Однако, это вовсе не значит, что рынок вендинга уже полностью поделен и занят. Наоборот, российский рынок вендинга еще очень далек от насыщения. По данным ЕVА, в странах ЕС установлено около 3,7 млн. торговых автоматов. Один аппарат в США и Японии приходится в среднем на 40 человек. В России один автомат приходится на 7 000 человек. Таким образом, отрыв по «проникновению» автоматов на российский рынок колоссальный – в 175 раз.

Сегодня по всей России продано более 22 000 автоматов, из них в Москве действует порядка 10 000. Отечественный рынок вендинга ежегодно прирастает на 30% в натуральном выражении: рынок характеризуется как ненасыщенный и неконсолидированный. В Москве освоено лишь около 10% рынка, в регионах - 3%.

Безусловно, по мере своего роста, рынок меняется качественно. На нем остается меньше случайных, мелких игроков. Если в начале 2000-х вендинг мог быть привлекательным способом создать свой бизнес для частного лица, то сейчас успешные вендоры – это все-таки уже более крупные компании. В настоящее время традиционный вендинг развивается в двух основных направлениях.

Первое – это специализированные операторы, вендоры. Эти операторы выстраивают «цивилизованный» бизнес, организуют системное взаимодействие с арендодателями (предоставляющими площади для автоматов), обеспечивают своевременную поставку продуктов в автоматы, гарантируют их качество. Благодаря масштабам своей деятельности крупные вендоры получают наиболее выгодные условия от поставщиков, как самих торговых машин, так и продаваемых продуктов. Это обеспечивает им достаточно высокую прибыль и устойчивость к колебаниям экономической конъюнктуры и изменениям спроса.

Кроме того, масштаб позволяет им и привлекать заемное финансирование для расширение сети автоматов (кредит, лизинг). Использование заемного финансирования позволяет согласовать поступление будущих доходов от автоматов с оплатой по кредиту.

Вторая группа инвесторов, которым использование торговых автоматов в сегодняшних условиях приносит хорошую прибыль – это сами владельцы (или основные арендаторы) тех площадей, которые считаются наиболее выгодными для размещения торговых автоматов. Наиболее выгодными точками являются офисные помещения, места ожидания (на вокзалах, на автомойках, в автосервисах и т.д.), ВУЗы и т.д.

Потенциально для владельцев магазинов торговые автоматы также могут приносить дополнительную прибыль, если не конкурируют с основным ассортиментов магазина. Например, обычный продуктовый магазин может установить кофе-автомат, который предложит посетителям готовый горячий кофе, и это не будет конкурировать с другими продуктами в магазине. Таким образом, вендинг дает возможность даже владельцам небольших компаний – магазинов, автомоек – повысить свою прибыль.

 

Рентабельность вендинга

Можно сделать довольно простой расчет для определения рентабельности установки торгового автомата на вашей площади:

 

(Выручка за месяц) – (Себестоимость проданных продуктов + Расходы на доставку ингредиентов + Амортизация автомата + Налоги)

По оценкам специалистов группы компаний «ЭПС», приемлемой считается выручка от 10-12 тыс. руб. в месяц для кофейного автомата и от 15 тыс. для снекового автомата.

Важной переменной частью в структуре расходов является цена аренды. Главное в этом бизнесе – найти хорошее место для автомата и удачно договориться об аренде (желательно не более 10% от выручки, или вообще бесплатно). Бесплатно – потому что автомат предоставляет посетителям возможность воспользоваться дополнительной услугой, иначе говоря – повышает их комфорт. Основной ошибкой при открытии вендингового бизнеса считается неправильный выбор места - с малой проходимостью и большой арендной платой.

Для того, чтобы рассматривать вендинг, как прибыльный бизнес, а не подработку, достаточно оперировать сетью из десятка автоматов. Цена нового кофейного автомата в настоящее время находится в районе 200 тыс. руб. Дешевле стоят автоматы по выдаче штучного товара – презервативов, бахил и т.п. Большинство начинающих вендоров, приобретавших автоматы у группы компаний «ЭПС», окупали новые автоматы за год - полтора. Конечно, окупаемость сети автоматов (от десяти) происходит быстрее, чем двух-трех, поскольку на малое количество автоматов ложится более высокая доля постоянных издержек (расходы на логистику и т.п.). Но даже при двух-трех автоматов реалистичный срок окупаемости – не более двух лет. Большее количество автоматов обеспечивает большую гибкость при выборе и тестировании мест размещения.

 

Налогообложение при вендинге

Форма налогообложения зависит от вида продукции и от рода площадей, на которых располагается автомат. В то же время не имеет значения вид торгового автомата (электронный, механический), какими платежными системами он оснащен.

Согласно статье 346.27 НК РФ с 2009 реализация товаров или продуктов питания, изготовленных в автоматах, через торговые автоматы относится к розничной торговле. Согласно пояснениям Минфин РФ, независимо от того, какой товар или продукция реализуется через торговый автомат, такая деятельность является розничной торговлей и может облагаться ЕНВД. В зависимости от типа аппарата исчисление налоговой базы производится с использованием различных физических показателей базовой доходности.

С 1 июля 2011 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми налогооблагаемая база торговых автоматов будет снижена в два раза, при применении единого налога на вмененный доход. Это существенно снизит налоговое бремя и повысит рентабельность использования торговых автоматов.

В соответствии с Федеральным законом от 07.03.2011 № 25-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» для вида предпринимательской деятельности «реализация товаров с использованием торговых автоматов» установлен физический показатель «торговый автомат» и базовая доходность в размере 4500 руб. в месяц. Основанием для этого служит статья 2 указанного закона.

Налоговым периодом для исчисления ЕНВД является квартал. 1-м числом очередного налогового периода после 11.03.2011г. (2-й квартал) является 1-е число 3-го квартала, т.е. 01.07.2011г.

Законом установлены следующие размеры базовой доходности:

Виды предпринимательской деятельности

Физические показатели

Базовая доходность в месяц (рублей)

Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети

Торговое место

4 500*

Развозная (разносная) торговля (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения)

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

4 500

Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей

Количество работников, включая индивидуального предпринимателя

4 500

* с 1 июля 2011 г., ранее – 9 тыс. руб.

Однако, в г. Москва ЕНВД в отношении торговых автоматов отменен, поэтому налогообложение производится в соответствии с общим режимом налогообложения либо с применением упрощенной системы (УСН), с процентной ставкой 6% или 15% установленной в главе 26.2 НК РФ.

При превышении дохода организации 60 млн. рублей необходимо использовать общую систему налогообложения (ОСН), которая, как правило, не применяется в работе с торговыми автоматами. При переходе на нее необходимо в полном объеме вести бухгалтерский и налоговый учет, сдавать ежеквартальную отчетность, а также уплачивать все общие налоги и взносы.

 

Вендинг для управления капиталом

При правильном расположении автоматов, правильном выборе самих автоматов годовая рентабельность этого бизнеса составляет 30% и более. Управление автоматами не требует затрат времени (может осуществляться с помощью специализированного вендингового оператора) и обеспечивает более высокую рентабельность, чем другие способы вложения капитала на сегодняшнем рынке. В связи с этим вендинговый бизнес можно рассматривать и как способ высокорентабельного управления капиталом.

В связи с тем, что автоматы становятся все более популярным объектом для вложения капитала со стороны инвесторов, которые не собираются профессионально заниматься вендингом, в последние годы на рынке появились предложения услуг так называемых «вендинг-локаторов». Услуга состоит в поиске мест для установки автоматов и решении всех сопутствующих проблем - заключении договоров с владельцами арендуемых площадей, согласовании приемлемых цен аренды, организации своевременного пополнения автоматов. Оплата таких услуг колеблется в довольно широком диапазоне, начиная от 60-70 долларов. «Локаторы» предпочитают в качестве оплаты брать процент от выручки владельца автомата, от 10 до 30%. Для владельцев автоматов такой подход является своеобразной защитой от рисков, ведь не каждое место, даже если формально оно подходит для установки автомата, будет приносить ожидаемый доход. Если же в договоре с локатором стоит определенная сумма за услугу, то обычно и владелец автомата выставляет встречные требования. Например, если чистая выручка с автомата будет меньше 500 долларов, то вендинг-локатор бесплатно подыщет другое место. Если же по итогам первого месяца оговоренная сумма выручки достигнет 500 долларов то локатор получит деньги за оплату своих услуг.

Услуги локаторов действительно актуальны, поскольку именно активное управление сетью – один из важнейших факторов повышения прибыли. Мировой «гуру вендинга» Марк Эвантс, владелец сети автоматов Christmark Enterprises (компания оперирует более чем 1500 различных автоматов) советует, в случае неудовлетворительных продаж, просто передвигать автомат по помещению. Так как по опыту его деятельности, были случаи, когда смещение автомата буквально на два метра в сторону давало колоссальные результаты в плане увеличения продаж. Показателен пример также опыт бизнесменов из Самары, которые просто каждое утро выносили свой автомат по продаже презервативов в местный парк, где собирается молодежь. Вечером они его забирали обратно. Такой необычный подход, позволил им порядочно сэкономить средства на аренде и свое время на получении разрешительных документов. Благо габариты и вес кондомата позволяют это делать без проблем.

Современные компьютерные технологии в значительной степени облегчили дистанционное управление автоматами – вне зависимости от того, один ли у вас автомат или несколько десятков. Рассказывает Андрей Паширов, генеральный директор операционного направления группы компаний «ЭПС»: «все наши автоматы подключены к единой системе управления с помощью GSM-модулей. Это позволяет нашим клиентам в любой момент получать полную информацию о наличии ингредиентов в автомате, количестве проданных продуктов и полученных денег. Кроме того, в наших автоматах действует уникальный интерфейс самодиагностики с сохранением работоспособности даже при отключении одного или нескольких устройств».

Внедрение этих технологий существенно повысило рентабельность вендингового бизнеса. С началом установки в автоматы модулей получения статистики по продажам с почасовой и подневной разбивкой стало возможным выявлять статистические закономерности продаж, связанные с местом и временем. Возможности удаленного мониторинга состояния автомата и системы самодиагностики обеспечили снижение затрат на обслуживание автоматов. При наличии вышеописанных модулей выезды техников имеют точечный характер, только тогда, когда автомат уведомляет о неисправности или окончании какого-либо ингредиента. А накопив определенную статистику, оператор может корректировать ассортимент напитков, который предлагает автомат, и их цену.

Автор: Александр Золоторев, директор компании "ЭПС"