Перспективы развития Торговых центров Екатеринбурга

В библиотеке галереи «Архитектор» на кулуарной встрече, организованной компанией  EkbPromo, собрались маркетологи самых известных торговых центров Екатеринбурга.  Тема встречи «Перспектива развития Торговых центров  города Екатеринбурга»  достаточно актуальная для руководителей не только существующих, но и строящихся ТЦ.  Основная задача, которую всем придется решать в ближайшем будущем - это разработка уникальных концепций для привлечения и удержания посетителей.    Город Екатеринбург активно развивается. Согласно данным комитета  по товарному рынку, представленным  заместителем председателя Фирстовой Н.В. оборот розничной торговли в период январь-июнь 2011 года составил 111,6% по  отношению к  аналогичному периоду 2010 году и целевой прогноз на 2011 год  542 млрд. в денежном выражении.  Это выше, чем в среднем по России.  В этом году планируется ввести около 1 млн. кв. м. жилых площадей, ведется активная застройка 13 новых кварталов. Благодаря строительству жилья прогнозируется рост численности жителей города ( к 2014 году 1млн 416 тыс. человек) и, как следствие увеличение розничного товарооборота.  В таблице, представленной ниже,  видно, что в 2010 ввод жилья был выше, чем нежилых объектов. Такая же ситуация прогнозируется в этом году.

  За семь лет количество торговых площадей в г. Екатеринбурге увеличилось в 2,7 раз. На сентябрь 2011 года в городе действуют 3129 стационарных объектов торговли, а торговая площадь в формате торговых центров составляет 631 тыс кв.м. В Европе и России существует параметр, называемый обеспеченность торговыми площадями в расчете на одного жителя города. В Екатеринбурге параметр составляет 1 кв.м. на одного жителя. Это даже больше, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

Возрастное изменение населения к 2014 году будет неравномерным – увеличится количество детей в возрасте 1-6 лет и людей пенсионного возраста, а количество работающего населения уменьшится. Увеличится средняя заработная плата. По прогнозам комитета по потребительскому рынку люди станут больше тратить денег, но будут меньше покупать товаров.

  На сентябрь 2011 года в Екатеринбурге насчитывалось 26 торговых центров, общей площадью 631 тыс. кв. м. , которые расположены в шести районах города. В Железнодорожном районе города пока нет торговых центров. Согласно исследований, покупателями торговых центров являются не только жители районов, в которых они расположены, но и жители близлежащих районов. После строительства и сдачи в эксплуатацию до 2015 года 18 новых ТЦ добавится еще как минимум 690 тыс. кв. м. (увеличение в 2 раза по сравнению с 2011 годом). Наиболее интересным форматом, исходя из перспективы развития города Екатеринбурга и его демографической ситуации, становится Торгово-развлекательный центр с преобладанием развлекательных площадей для семей с детьми, и для занятия экстремальными видами спорта. Среди ТЦ с преобладанием торговых площадей будет наблюдаться конкуренция и здесь важно наиболее четко отделить концепции разных ТЦ. На схеме показаны места расположения ТЦ в 2015

  «Каждому ТЦ необходимо разрабатывать собственную концепцию развития и позиционирования», - говорит следующий участник выступления, директор компании AMG Сергей Балакирев. Мы научились размещать на первых этажах продуктовых ритейлеров и делать на последних этажах фуд-корты, осознавать важность парковки и не открываться без «Якорей». Учимся работать со стеклом и воздухом, брендировать фасад и прилегающую территорию. Все, что можно перенять на визуальном уровне, в городе Екатеринбурге активно перенимается.

Но, все еще не умеем проводить открытия, чтобы возле дверей выстраивалась очередь, и чтобы в день открытия сметалось все, что находится на полках магазинов. Не умеем выстраивать городскую навигацию, для привлечения потенциальных покупателей в ТЦ. Не умеем создавать уникальную концепцию ТЦ, планировать и создавать регулярные маркетинговые поводы.

Не научились делать CO-маркетинг, брендинг, работать в ЭКО стиле и создавать работающую систему лояльности.

В перспективе конкуренция между торговыми центрами значительно усилится, и ТЦ потребуются большие усилия для продвижения своей концепции и уникальности.