Мобильные кофейни, или кофейни на колесах.

  Будучи в прошлом году в Киеве я заметил интересный формат мобильной торговли. На автомобилях с будкой (похожем на наш «каблучок») были установлены кофемолка и кофемашина. Ароматный кофе распространял свой запах по Крещатику и так привлекал, манил и дразнил, что я не устоял и купил чашечку эспрессо. Кофе почти из кофейни, подумал я тогда...

  Многие из нас привыкли начинать рабочий день с чашки бодрящего кофе. Да и в течение дня выпивается не одна чашка этого напитка. Однако в домашних, да и в большинстве офисов, даже с приличной кофеваркой вы не сможете приготовить кофе, который готовят на профессиональных кофемашинах. А в мобильных кофейнях установлено именно профессиональное ресторанное оборудование.

Как рассказывает Александр Шостак (Украина), первый предприниматель, начавший развивать формат мобильных кофеен под ТМ «Каva Nova», базовой машиной для первой «кофейни» стал трехколесный итальянский мотороллер "Пиаджик" - в его кузов хорошо помещалась автоматическая кофе-машина. Пригнали его в Украину из Великобритании. После того как борта мотороллера обшили, он стал похож на маленький грузовичок. Оснастили необходимым оборудованием и начали торговать.

Мобильные кофейни, как один из форматов Street-ритейла существует уже достаточно давно, но только через 4 года после открытия первых мобильных кофеен в Киеве (так называет этот формат профессиональный бизнес в Украине, другие же называют его просто мобильной торговлей) этот формат ступил на российскую землю.

В Москве белые мини-фургоны с профессиональными кофемашинами и кофемолками под брендом «Кофельяно» и с приятным дополнением в виде бесплатного интернета (wi-fi) появились в марте 2012 года. Мобильные кофейни с одной стороны это ритейл, нестационарная точка, торгующая продуктами питания, а с другой стороны мобильные кофейни могут составить конкуренцию стационарным кофейням и уводить их аудиторию. Конечно, качество кофе зависит от профессионализма бариста, и кофе на улице скорее всего будет по качеству ниже кофе, сваренного в кофейне, но все-же выше по качеству кофе, сваренного в домашних условиях. И тут как говорится, закон цена/качество.

Пусть это первая попытка дать вечно спешащим жителям мегаполисов возможность «на бегу» приобрести достойный продукт. И пусть ограничениями на продажу кофе накладывает температура окружающего воздуха, но, как утверждают предприниматели из Киева, до -15-20 С, пока течет кофе, можно торговать. И постепенно люди привыкают, образуется свой круг постоянных потребителей.

  Мобильные кофейни расчитаны на аудиторию среднего класса, возможно «за рулем», который предпочитает продающемуся в ларьках пиву более благородные напитки. Ассортимент одной такой торговой точки может насчитывать до 10 наименований кофе: от классического эспрессо до латте, капучино и горячего шоколада. В среднем, затраты на одну машину предприниматели оценивают в 1 млн. рублей, а срок окупаемости до 1,5 лет.

  Как все новое на пути продвижения формата существуют препоны, как маркетинговые (в силу своей неизвестности), так и законодательные. Как нам пояснили в комитете по потребителькому рынку г. Екатеринбурга по российскому законодательству данный вид деятельности относится к розничной мобильной торговли и поэтому требуется официальное разрешение на торговлю в определенном месте, которое выдается после проведения аукциона. (что накладывает определенный штамп на колесное средство «Ограниченная мобильность»)

Надеемся, что данный формат приживется в России и уже в следующем году, может быть, мы увидим мобильные кофейни у себя в городе. Ведь заявки на места для мобильной торговли уже принимаются...

Александр Невидимов, Портал Торговое оборудование