Екатеринбург-Тюмень: потребительский рынок

   27 – 28 ноября 2007 года в Тюмени находилась делегация государственных служащих городской администрации и предпринимателей Екатеринбурга. Всего в составе группы было 18 человек, во главе с вице-мэром уральской столицы Виктором Контеевым. Главная цель таких визитов – обмен опытом и перспективы сотрудничества в деловой и потребительской сферах. Мы попросили рассказать о некоторых итогах визита уральцев начальника управления по городскому потребительскому рынку Администрации г. Тюмени Анатолия КАНОВА.

– Анатолий Николаевич, что нового на тюменском потребительском рынке увидели для себя гости из Екатеринбурга?

– Виктор Владимирович Контеев и его подчинённые – серьёзные специалисты. Обращают внимание даже, казалось бы, на «мелочи». Например, продажа кваса из кег. В Екатеринбурге такого нет. По Вашим глазам я вижу, что не совсем понятно, о чём речь. Сейчас объясню.

Для нас привычна летняя картина – продажа кваса из бочек. Так было ещё с советских времён. Но некоторое время назад, я, в рамках работы секции «Потребительский рынок» Союза российских городов, был в Ростове. Там и увидел продажу кваса в ролбарах через кеги. Что такое кега? Это небольшой бочонок, в который закачивается любой напиток. Плюсов продажи напитков таким способом несколько.

Большие бочки, из которых раньше отпускался квас, хотя и изотермические, но эти свойства давно утратили. Сказывается возраст. Несмотря на пломбы, есть возможность так называемого «несанкционированного» проникновения внутрь. Следствие – жалобы потребителей на некачественный товар. Специалисты нашего управления проверить все бочки, а их в сезон появляется много, не могут, только выборочно. А вот в кегу без специального аппарата содержимое не зальешь. Усиливается контроль. Значит, можно быть уверенным, что покупатель, оплачивая напиток, получает качественный товар.

Другой плюс. Кеги могут принудительно охлаждаться. Летом это нелишне, особенно когда температура приближается к 30. К тому же такие небольшие бочата под силу перенести обычному человеку. Значит, для транспортировки не требуется специальный большегрузный транспорт. Меньше вредных выбросов, улучшается экология. Да и внешний вид ролбаров совсем другой. Более приятный для глаз. Мы уже оценили такой способ продажи прохладительных напитков у себя в Тюмени. И с удовольствием рекомендовали его нашим гостям. Вероятно, в скором времени эту полезную и удобную новинку оценят и покупатели Екатеринбурга.

 

– Наверно, один из самых первых пунктов, который обсуждался Вами и вице-мэром Екатеринбурга Виктором Контеевым, был вопрос о подготовке городов к Новому году? Что планируется в предпраздничной Тюмени?

 

– А вот и не угадали (смеётся). Специально эту тему мы не поднимали. В конце ноября, когда у нас были екатеринбуржцы, подготовка к празднику только начиналась. Но не думаю, что предновогодние заботы мэрии Тюмени серьёзно разнятся от такой же работы Администрации уральского города. Наша общая забота – это удобство жизни горожан, их праздничное настроение. Что не говори, а Новый год – самый любимый праздник. Недаром говорят: как встретишь его, так он и пройдет. Даже такие «важные» дела, как выкуривание самой-самой последней сигареты, знающие люди тоже советуют приурочивать именно к этой дате (смеётся).

А если серьёзно, то город в декабре всегда меняется. Особенно хороша вечерняя Тюмень. Гирляндами подсвечены аллеи, деревья, здания, елки, ледяные фигуры. Мне нравится новинка последних лет – световое оформление деревьев и кустарников мелкими диодными лампочками. И красиво, и нарядно.

Предприятия сами активно готовятся к празднику. Стало доброй традицией украшать нарядной иллюминацией фасады зданий. Такая инициатива радует. Никакой бюджет не потянет весь денежный объём по подготовке к празднику. Ведь только в потребительской сфере города не менее 6 тысяч объектов. Для них новогодние украшения обязательны – так сказать, нестандартный маркетинговый ход. Красочное оформление, хотя и исполняется по-разному, привлекает посетителей. А это, в итоге, увеличивает товарооборот. Понятно, что такие работы зависят от финансовых возможностей организаций. Но сколько бы ни было потрачено, усилия всё равно окупаются. Покупатели это ценят. Горожане уже привыкли к нарядному городу и весьма придирчивы в своих предпочтениях.

Обязательно пройдут традиционные смотр-конкурсы. «Огни Тюмени» – на лучшее оформление предприятия к Новому году. «Лесная красавица» – на самое оригинальное украшение новогодней елки, «Лучшая ледяная фигура». Главная цель этих смотров, кроме развлечения, – полезность для горожан. Ведь плоды таких соревнований остаются и радуют жителей до тёплого весеннего солнца.

 

– На каких крупных тюменских объектах побывала екатеринбургская делегация? На что обратили внимание уральцы?

 

– Конечно, мы посетили известные торговые центры – «Гудвин», «Зелёный берег» и недавно открытый «Колумб», хотя он ещё не полностью введён в строй. Эти объекты не могли не понравиться гостям своими площадями и ассортиментом товаров.

Особый интерес вызвал автомобильный город в городе – «Автоград», расположенный на улице Республики. Интересен он в первую очередь тем, что в одном месте расположен целый каскад современных автосалонов, где предоставлено не менее 15 мировых автомобильных брендов. С точки зрения выбора комфортабельных средств передвижения, другого подобного места в Тюмени нет. Для покупателя это чрезвычайно удобно. По подтверждённой статистике каждое четвёртое авто в городе покупается именно там.

Кроме богатого ассортимента автомобилей, наши гости обратили самое пристальное внимание на удачное размещение этого комплекса, удобные подъезды и парковки, большие стоянки. Ответ на вопрос уральцев о том, каким образом принималось такое дальновидное правильное решение, был прост: жизнь и здравый смысл. Синтез прогнозируемых ожиданий потребителей, на страже интересов которых стоит городское управление и логика развития бизнеса предпринимателями. Сегодня, если владелец думает о перспективе, о долгосрочном выгодном вложении капитала, он обязан в первую очередь точно знать, что привлечёт покупателя. Бизнесмены это понимают.

Уменьшенную копию Автограда, с семью автосалонами и такой же хорошей дорожной инфраструктурой, можно увидеть в Тюмени и в другом месте – рядом с развязкой улицы Мельникайте и кольцевой дорогой, в сторону деревни Ожогино.

И застройщики, и администрация города хорошо усвоили простую аксиому: собираешься строить торговый центр, позаботься о подъездах и парковке. Специалисты городского управления по потребительскому рынку знают, что такое крупный торговый объект, какие неудобства он может доставить горожанам при неправильном размещении. Именно по этой причине мы не согласовываем сегодня расширение торговых объектов в центре города, куда все поначалу рвались. В нынешних границах они устраивают жителей и не создают транспортных проблем. Сегодня строительство и расширение в центральной части города или в жилом микрорайоне с высокой плотностью застройки возможно только в случае, если объект небольшой. В центре и без того трудно передвигаться на автомобиле, а уж припарковаться – и вовсе проблема.

Пример? Пожалуйста. Недавнее открытие большого торгового центра «Колумб». Пока там ещё не запущен высотный паркинг. Поэтому, в связи с недостаточным количеством мест для парковок автомобилей, появились трудности с транспортным движением в районе Московского тракта. Ведь объект большой, приезжающих соответственно много. И это при том, что в комплексе ещё не открылись развлекательные «изюминки», которые наверняка увеличат число посетителей. Закономерность подтверждается. Неудобно и покупателям, и жителям близлежащих домов.

 

– А что показалось новым и интересным Вам на потребительском рынке Урала? О чём рассказывал вице-мэр уральской столицы?

 

– Общение с Виктором Владимировичем Контеевым для меня всегда познавательно. Есть чему поучиться. У него и опыта побольше, да и Екатеринбург отличается от Тюмени. И не только размерами.

Особо запомнился новый екатеринбургский проект – «Торговый квартал», подразумевающий возведение крупноформатных объектов с развитой инфраструктурой. Грамотные подходы к выбору концепции построения торговых центров, подбору так называемых «якорей», раскрученных брендов, которые будут привлекать покупателей. Например, если торговый центр позиционируется для среднего уровня жизни и выше, то в нём должен быть и соответствующий подбор арендаторов.

Другой интересный момент – обслуживание большого торгового объекта. В Екатеринбурге за основу берут так называемую «западную модель» – управляющую связку из двух человек: директора и бухгалтера. Всё остальное – на подряд. Это и клининговые компании, и службы по коммунальному обслуживанию. Понятно, что такой естественный отбор среди претендентов неминуемо приведёт и к более профессиональному обслуживанию объекта, и к снижению непроизводственных издержек. Соответственно это уменьшает арендную плату. В результате – конкурентные цены на продаваемый товар.

 

– Такие визиты представителей администрации столицы УРФО носят постоянный характер? Как предварительно договариваются стороны?

 

– Наши города объединены в рамках секции «Потребительский рынок» Союза российских городов и Ассоциации городов Урала. Это общественные организации, в рамках которых мы не только посещаем друг друга, но и созваниваемся, переписываемся и обмениваемся соответствующими документами.

Помимо этого, Тюмень с Екатеринбургом связывает исторически продолжительное сотрудничество, которое точнее было бы назвать дружбой. Уральцы мобильнее нас. Они чаще выезжают в другие города. Смотрят. Что-то заимствуют для себя. И всегда щедро делятся с нами своим передовым опытом. Ведь в центре внимания сотрудников администраций городов – повышение качества жизни жителей и гостей наших городов.

Владимир МОСКВИН

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"