АСУ

Юлия Акчурина совместно с компанией «РСТъ»

Зачем нужна АСУ? Стремительно ворвавшиеся в нашу жизнь несколько лет назад системы автоматизации предприятий гостеприимства и развлечений воспринимаются многими акционерами и управленцами бизнеса как некая дань моде. Сегодня, например, модно иметь на кухне пароконвектоматы. Не беда, что повара используют лишь 10% возможностей этого уникального изобретения, а про остальные 90% даже не подозревают. А ведь они оплачены при покупке агрегата. Также модно проводить по выходным бранчи (бранч (англ.) – образно говоря, «завтрак выходного дня», совмещение завтрака и ланча, приходящееся на время ланча). И пусть на эти бранчи никто не приходит, а убытки от производства нереализованной продукции сопоставимы со среднемесячными показателями списаний на кухне. Зато бранчи – это модно и гламурно, а современным ресторанным бизнесом, как известно, правит гламур….

Так зачем же нужна АСУ? Для ответа на этот вопрос попробуем разрушить миф о благополучии архаичной системы учета и управления предприятиями гостеприимства и развлечений. Нет смысла описывать советский период: очевидно, что советская система создавала максимум предпосылок для злоупотреблений на предприятиях общепита. Рассмотрим старые русские постоялые дворы, ресторации, трактиры и духаны.

Воровство в дореволюционных заведениях было невозможным по определению. Само название «трактирщик», равно как и современное слово «ресторатор» предполагает, что упомянутый человек является владельцем данного заведения. А владелец вряд ли будет воровать у самого себя, это очевидно. В дореволюционной России в заведениях, кроме хозяина, работали половые (официанты), дворовые (по хозяйству), но им строго-настрого возбранялось брать мзду у посетителей. Расплату за «питие и кушанья» всегда получал хозяин или «трактирная девка» – дочь хозяина. Данное обстоятельство проливает свет на первую и важнейшую предпосылку к появлению систем автоматизированного учёта и управления предприятием в более поздний период.

Владелец бизнеса (акционер, ресторатор) не может доверять своим подчиненным так же, как себе и членам своей семьи. В тот момент, когда частное предприятие крупного формата потребовало личного присутствия владельца в нескольких местах одновременно для решения денежных вопросов (брать плату за услугу, расплачиваться с поставщиком, выплачивать налог и т.д.), назрела историческая необходимость в появлении систем автоматизированного контроля всех процессов. Появились доверенные лица, которым были делегированы полномочия. С этого момента на предприятиях гостеприимства и развлечений началось повальное воровство.

Владимир Сирый в книге «Как эффективно управлять ресторанно-развлекательными предприятиями» пишет: «Рынок программных продуктов, которые устанавливаются на компьютеры и полностью определяют возможности системы в плане решения управленческих задач на предприятия гостеприимства и развлечений, в настоящее время достаточно обширен. Обобщающий анализ позволяет выделить 3 основных класса таких систем:

 

1. Полнофункциональные оригинальные системы. Полностью изначально разрабатывались для решения рассматриваемых профильных задач. Имеют полноценный АРМ для работы контактного персонала (фронт-офис) и менеджеров (бек-офис). Наиболее распространенным представителем данного класса является R-Keeper. Достоинства: функциональность; хорошо отработанная программа, поскольку существует на рынке с начала 90-х годов; обширная дилерская сеть в регионах; интегрированная со многими программными продуктами смежных областей (управление гостиницами, кинотеатрами и т.п.). Недостатки: высокие цены; не «перекрыты» многие каналы для злоупотреблений персоналом; недостаточно удобен фронт-офис; слабо проработана составляющая обеспечения и поддержки лояльности гостей. Следующими представителями можно назвать TillyPad и «Эксперт». Достоинства и недостатки практически те же, что и у R-Keeper.

К этой же группе относятся программные продукты, предлагаемые на рынке ООО «Компания РСТъ». Это «РСТъ: Рестораторъ» и «РСТъ: Магнатъ». Достоинства: разработаны непосредственно в автоматизируемой среде, поскольку компания-поставщик входит в состав холдинга, владеющего сетью предприятий гостеприимства и развлечений; развитая система обеспечения и поддержки лояльности гостей; удобная и простая в использовании система конструирования любых отчетов; удобный и легкий в освоении контактным персоналом фронт-офис; относительно низкие цены. «РСТъ: Рестораторъ» поставляется в коробочной версии, установка которой не требует высокой квалификации в области информационных технологий. Кроме того, в комплекте продукта поставляются четыре книги, предоставляющие пользователю весь спектр необходимых знаний для подготовки предприятия к внедрению системы и ее эксплуатации. Система «РСТъ: Магнатъ» к настоящему времени не имеет на профильном рынке равноценных аналогов. Кроме обычного для таких систем функционала, она содержит модули операционного планирования деятельности предприятий, финансовый модуль для решения задач финансового планирования (бюджетирования) и репликацию данных. Это обеспечивает автоматизированное решение задач управленческого учёта и анализа как для отдельного предприятия, так и для весьма сложной сети территориально разнесенных предприятий.

2. Системы, базирующиеся на известном программном продукте «1-С». Типовыми представителями класса являются: «Рарус-общепит», «Астор», «Трактир» и некоторые другие. Наиболее сильным их достоинством, наследуемым от «прародителя», является хорошо отработанная автоматизация бухгалтерского учёта. Поэтому на предприятиях, где именно он поставлен в основу информационного обеспечения управления, такие системы зарекомендовали себя достаточно хорошо. В остальном при соизмеримых ценах продажи они существенно уступают системам, перечисленным в первом пункте.

3. Программные продукты, заимствованные с Запада. Типовым представителем класса можно назвать систему Aloha. Не вдаваясь в подробности, отметим их главный недостаток: на Западе автоматизируемые бизнес-процессы предприятий HoReCa организованы совсем иначе, поэтому потребителю либо приходится перестраивать свое мышление под программный продукт, либо не пользоваться многими оплаченными возможностями».

 

По мнению генерального директора компании «РСТъ» Игоря Смирнова, при выборе подходящей системы автоматизации заказчику необходимо ответить для себя на несколько вопросов:

· Насколько разработчик разбирается в особенностях управления предприятиями питания индустрии развлечений?

· Насколько система позволяет автоматизировать управление всеми основными бизнес-процессами?

· Сколько проектов уже реализовано данной компанией и ее партнерами?

· Какие возможности по совершенствованию управления бизнесом с помощью автоматизации представляет система (здесь подразумевается и оптимизация закупок производства, и организация эффективной системы лояльности клиентов, и привлечение большего количества постоянных посетителей, и возможность пресечения злоупотребления и хищений со стороны персонала)?

На сегодняшний день все большее количество предприятий общепита по достоинству оценивают преимущества внедрения автоматизированных систем управления. Такие системы ускоряют процесс обслуживания, что очень важно для гостей, и делают работу заведения более комфортной и эффективной для руководства и обслуживающего персонала.

В данный момент рынок предприятий ресторанно-развлекательного бизнеса в целом по России далек от насыщения, хотя и увеличивается более чем на 40% в год, а в отдельных регионах темпы роста достигают 60%. По оценкам экспертов, данные темпы сохранятся вплоть до 2009 года (включительно). На развитие современного рынка индустрии развлечений оказывает огромное влияние увеличение платежеспособного спроса. Вместе с тем до недавнего времени в нашей стране наблюдалось большое количество элитных дорогих ресторанов одновременно с недостатком демократичных доступных заведений. Но, несмотря на ненасыщенность рынка, специалисты отмечают, что с каждым годом растет уровень конкуренции в отрасли: гости становятся более требовательными к качеству обслуживания. В определенный момент времени уровень конкурентоспособности предприятия становится критическим фактором успешности бизнеса. В подобной ситуации необходимым условием выживания становится внедрение системы автоматизации управления, которая позволяет оптимизировать закупки сырья и расходных материалов, создать эффективную систему лояльности постоянных гостей, повысить качество производства, исключить хищения и злоупотребления персонала.

Если говорить о системе автоматизации отдельного предприятия, то это программно аппаратный комплекс «РСТъ: Рестораторъ», который позволяет организовать учет и контроль всех основных бизнес-процессов предприятия индустрии развлечения. В результате внедрения данной системы доходы предприятия увеличиваются на 45–70%. По нашим оценкам, данная система автоматизации окупается в среднем за 3–4 месяца.

Для управления сетевыми предприятиями, число которых растет с каждым днем, предназначена система «РСТъ: Магнатъ». Ее использование позволяет с минимальными управленческими издержками «тиражировать» бизнес, то есть открывать новые предприятия в рамках одной сетевой структуры.

В качестве примера эффективности внедрения «РСТъ: Магнатъ» можно рассмотреть проект автоматизации управления в холдинге «Научно-Исследовательский Центр «Индустрия Развлечений», в состав которого входят и предприятия общественного питания, и культурно-развлекательные центры.

Благодаря внедрению «РСТъ: Магнатъ» в холдинге была создана единая служба логистики. В результате затраты на закупку сырья и материалов сократились в три раза. Скорость оборота денежных средств увеличилась в два раза, а внедрение системы лояльности позволило поднять общую выручку по холдингу на 25%. Внедрение эффективной системы мотивации персонала увеличило прибыль на 11%. В итоге операционная прибыль холдинга лишь за первый год эксплуатации «РСТъ: Магнатъ» увеличилась на 317%.

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"