Лента в Тюмени: круглосуточная торговля

Существует не так уж много способов увеличить прибыльность своего дела. Один из наиболее очевидных – расширить клиентскую базу за счёт круглосуточной работы предприятия.

Сама идея 24-часовой торговли в ее цивилизованном виде была впервые воплощена относительно недавно – всего 46 лет назад. Это произошло, как и все великое в этом мире, случайно, когда магазин, расположенный в городе Остин (штат Техас), в один из субботних вечеров 1962 года просто не мог закрыться на ночь из-за наплыва студентов. Виновником такого ажиотажа явился поздний вечерний матч по футболу. Вторым круглосуточным магазином стала розничная точка этой же торговой сети в Лас-Вегасе, и… процесс пошел!

За морем житьё не худо

Любопытно то, что круглосуточная торговля получила толчок к развитию в стране с традиционно сильным профсоюзным движением. Мы говорим о Соединённых Штатах Америки. А вот в большинстве европейских стран профсоюзы буквально «легли костьми» на ее пути.

Страной с наиболее отрегулированной системой работы торговой и обслуживающей отраслей до сих пор остается Германия. Еще в самом конце прошлого века немецкие магазины работали до 18-00, а в субботу – до 12-00. Позднее, правда, они расширили рабочее время с 06-00 до 20-00 часов. В воскресенье закрытыми оставались даже булочные. Основными козырями противников 24-часового графика работы остаются их переживания о том, что у продавцов, вынужденных теперь работать до восьми вечера, возникают сложности с выполнением семейных обязанностей, в частности с воспитанием детей.

А вот как работают магазины в других странах ЕС. Италия: по рабочим дням – до 22-00, суббота – до 21-00. Воскресенье – выходной. В этот день магазинам запрещено работать и во многих других станах ЕС: Греции, Дании, Нидерландах.

А что у нас?

В советские времена в Тюм области с круглосуточной торговлей не было никаких проблем. По причине её отсутствия… Более того, невозможно было найти магазин, который бы работал после 20-00.

Могли ли магазины в то время работать круглосуточно? Конечно! Вот только зачем? Ведь план выполнялся и днём, а инициативы, даже приносящие большую выручку, уравнительной системой никогда денежно не вознаграждались.

Всё разительно изменилось в перестроечные девяностые, когда появилась личная заинтересованность. Стремясь заработать. Люди были готовы работать и днём, и ночью, предлагая покупателям и новые товары, и новые услуги. В те дни редко можно было найти розничную точку, которая не работала бы круглосуточно.

Прошло время. Сегодня некоторые городские магазины работают полные сутки, другие – только в определённые часы. С чем связан индивидуальный временной график, почему некоторые торговые точки выбирают именно 24-часовый режим работы? Об этом мы поговорим с руководителями двух разноформатных розничных площадок.

Ночному покупателю есть, где разгуляться

Торговый комплекс «Лента» на сегодняшний день крупнейший в Тюм области Большие размеры розничного гиганта предполагают не только огромные торговые площади и серьезный товарооборот, но и немалые расходы, связанные с его содержанием и обслуживанием. Однако, несмотря на дополнительные затраты, наилучшей формой работы в ТК «Лента» считают график «24х7». Почему? Об этом мы попросили рассказать директора комплекса Оксану Владимировну Шашкову.

– Из крупной тюменской розницы «Лента» – единственный круглосуточный магазин. Такой график оправдывает себя?

– Безусловно. И дело не только в материальном выражении, хотя и это не последний аргумент. Просто, идя в ногу со временем, мы инициативно предлагаем покупателю то, в чём он нуждается. А раз многое мы делаем первыми, то в сознании наших клиентов мы – лучшие. Именно так создаётся и положительный имидж компании-новатора, и запоминается сам брэнд. В маркетинге этот принцип сформулирован в виде «Закона лидерства».

Вообще же 24-часовой режим работы – это отличительная особенность всей федеральной сети. Первое время, когда мы только предложили такой режим работы, покупателей в ночные часы было не так много. К нам присматривались, привыкали. И сегодня ситуация другая. Так, общий покупательский поток после девяти вечера увеличился более чем в два раза по сравнению с периодом открытия комплекса.

– Кто обычно приезжает за покупками в магазин «Лента» в ночное время?

– Здесь в первую очередь я бы выделила бизнесменов, руководителей разного уровня и других занятых людей, которые могут попасть в магазины только после 20-00–21-00. В таких случаях они обычно приезжают за готовыми блюдами и не тратят время на готовку дома.

Другая категория ночных покупателей – молодые люди. Это и юные семьи, и свободная молодёжь, которая собирается на вечеринку или готовится ко Дню рождения или празднованию другого события. Сегодня молодежь самостоятельная, многие прилично зарабатывают, имеют личные автомобили, а значит, могут приехать куда угодно и в любое время.

– В чём специфика ночной торговли?

– Покупателей поздним вечером и тем более ночью заметно меньше, чем в дневные часы. А вот число работающих сотрудников увеличивается. Почему? В это время начинается процесс выкладки товаров в торговом зале. Попутно выполняется и другая важная задача – проведение оперативного складского учёта, когда анализируются и выявляются группы товаров, которые продаются лучше, и сотрудниками составляется общий ежедневный отчёт о продажах. Эти данные в дальнейшем становятся основой среднесрочного планирования работы комплекса. Такая регулярная работа при регулярном учёте необременительна и очень помогает при полной годичной инвентаризации в ТК, которая обычно проводится у нас за один день раз в году. Это экономит деньги и время и не доставляет неудобств покупателям.

Плюс ежедневно, в вечернее время, в комплексе идёт приёмка вновь завезённого товара от поставщика. Обычно она заканчивается в 20-00 (в предпразничные дни в 24-00). Для безопасности наших покупателей, сотрудники на электропогрузчиках работают с товаром только в ночное время. Покупательский поток значительно ниже, а поэтому любой случай травматизма сведён к нулю.

Для ночной «Ленты» характерна и оживленная торговля мультимедийным оборудованием: телевизорами, бытовыми электроинструментами, мотороллерами. Поначалу, признаться, это вызывало удивление. Возможно, мы и сами психологически не были готовы к тому, что ночью клиенты будут охотно покупать что-то ещё, кроме продуктов питания. Однако позднее стали понятны мотивы таких покупок, в которых есть рациональное зерно. Что имеется в виду? Когда вы покупаете вещь, цена которой несколько десятков тысяч рублей, то хочется к ней прицениться и в спокойной обстановке получить квалифицированную помощь от консультантов. Днём вы на работе, вечером, в часы наплыва покупателей, продавцов на всех просто не хватает. Вот и получается, что самое лучшее время для дорогих покупок – полночь, а то и предутренние часы.

Особо бы я выделила ещё одну тенденцию, чётко просматривающуюся в «нетабельное» время, – крупные закупки товара так называемыми «оптовиками». Это владельцы небольших кафе и магазинов. Они приезжают либо очень рано утром, либо поздно ночью и приобретают товар по оптовым расценкам. Это кондитерские изделия, бытовая химия, алкоголь. Наша ценовая политика позволяет делать минимальную торговую наценку, и «оптовики», в свою очередь, могут с выгодой продавать товар.

– Наверно, за время круглосуточной работы комплекса были и необычные покупки?

– Конечно, были. (Оксана Владимировна смеётся). Изумлению наших сотрудников не было предела, когда однажды приехавший в третьем часу ночи покупатель приобрёл телевизор, стиральную машину, бутылку шампанского и коробку дорогих конфет. Учитывая время покупки, этот набор смотрелся более чем оригинально. Оказывается, молодой человек, возвращаясь из командировки в День рождения своей тёщи, спозаранку хотел сделать ей приятный сюрприз. И поэтому сразу из аэропорта он заехал в «Ленту». Что сказать, встречаются ещё воспитанные молодые люди. И хорошо, что в городе есть торговый комплекс, куда можно заехать в любое время, чтобы побаловать близких людей подарками.

 

В магазин за здоровьем

Опыт круглосуточной работы тюменскому бизнесу пришлось осваивать самостоятельно. И хотя такая торговля – это дополнительные затраты, владельцы даже небольших магазинов идут на них сознательно. Они уверены, что такой график работы гарантирует им и дополнительный доход, и преданных клиентов. О специфике круглосуточной работы магазина шаговой доступности «Радуга» мы разговариваем с его директором Марией Андреевной Новиковой.

– Как принималось решение об открытии торговой площадки в «спальном» районе? Почему был выбран именно круглосуточный график работы?

– Услуги магазинов «шаговой доступности» востребованы всегда. Ведь соблюдено главное условие: удобное расположение объекта вблизи жилых домов. Расстояние до магазина, вполне удовлетворяющее покупателей, должно составлять порядка 5–10 минут пешком. В этом радиусе достаточно наличия в среднем 3–4 тысяч семей. Мы открывались в «спальном» микрорайоне, и наше предприятие отвечало этим требованиям. При этом уровень дохода населения для нас не играл большой роли. Мы понимали, что сможем предложить для клиентов, совершающих покупки 5–7 раз в неделю, полный ассортимент продуктовой линейки и сопутствующих товаров по приемлемым ценам.

Помимо хорошего местоположения и товарного разнообразия, для потребителей важен и другой фактор – удобные часы работы. Сегодня рамки трудового дня смещены, многие очень поздно возвращаются домой и не могут совершать покупки в обычное время. Опрашивая наших покупателей, мы выяснили, что примерно у 30% респондентов возникает потребность в необходимости покупок после десяти часов вечера и позднее. Поэтому выбор 24-часового графика работы был осознанным.

– Какие преимущества своего магазина по сравнению с другими Вы бы назвали?

– Многие городские торговые площадки нашего сегмента похожи, как автомобили отечественного автопрома. Мы же изначально хотели отличаться от других, чтобы закрепиться в сознании покупателя. И нам это удалось. Как? В наши дни у людей появилась возможность следить за своим здоровьем не только в спортивных залах, но и за счёт правильного питания. Вот это-то и стало нашей генеральной линией. У нас, например, всегда только свежие овощи и только охлаждённое мясо с цыплятами. Никакой заморозки! Добиться этого нам удалось не сразу. Однако пригородные фермерские хозяйства, с которыми мы заключили прямые договоры, охотно сотрудничают с нами и держат своё слово, вовремя доставляя продукцию. В этом сегменте наша «Радуга» успешно соперничает с расположенным неподалёку рынком. Кроме того, такая доставка – точно в срок – позволила почти полностью отказаться от складских площадей. Для небольшого магазина это большой плюс.

Другое интересное предложение: помимо белого хлеба, у нас можно приобрести и разные сорта цельнозернового хлеба грубого помола, в том числе с добавлением отрубей, семечек и других полезных вкраплений. В таком хлебе присутствует максимальное количество полезных для организма веществ. Это торговое предложение точно вписывается в общую концепцию магазина здорового питания.

И ещё одно новшество. В «Радуге» можно приобрести несколько сортов фасованного натурального мёда. Он и с местных пасек, и с Алтая. Мы гарантируем, что это настоящий продукт, без подделок. Для ознакомления течение двух недель в июле нами была проведена дегустация разных сортов мёда с приглашением алтайских пчеловодов. Они не только рассказывали о том, где собран мёд и в чём различия между сортами, но и предлагали народные рецепты от разных болезней, где главной составляющей выступает продукт пчеловодства. Рекламные материалы о проводимой акции привлекли значительное количество людей, которые позднее стали нашими постоянными клиентами.

– Слушая Вас, кажется, что организовать экономически оправданную круглосуточную работу магазина совсем просто…

– Удаётся только то, что тщательно продумано и соответствует запросам покупателей. Конечно, рынок находится в постоянном развитии, и то, что было правильным вчера, не обязательно будет верным сегодня и тем более завтра. Мы постоянно находимся в поиске оптимального пути развития. Но если говорить о формате небольшого круглосуточного магазина шаговой доступности, у нас есть абсолютное понимание того, что необходимо потребителям. А значит, мы будем востребованы всегда.

 

Будущее за Интернет-магазином?

Многие отечественные и зарубежные источники наперебой пророчат в скором времени глобальное развитие торговли через Интернет. Преимущества совершения покупок в интернет-магазинах действительно очевидны. Круглосуточная доступность и широкий ассортимент товаров, возможность ознакомления с техническими характеристиками и сопоставления цен (и все это не выходя из дома) делают такой шопинг исключительно приятным. К этому следует прибавить доставку товара на дом, что избавляет от утомительных поездок и стояния в очереди у кассы. Всё говорит «за» покупки во всемирной паутине. Правда, за исключением трех «но». Основными препятствиями на пути интернет-шопинга сами потребители называют сложность самой процедуры покупки, невозможность предварительного осмотра товара «вживую» и опасения, что оплаченный через Интернет товар могут просто не привезти.

А как быть с продуктами? Неужели пакет молока тоже можно будет заказать в виртуальной сети с доставкой на дом? Признаться, сегодня это кажется невероятным. Но, утверждаем, возможным. Почему мы можем это предположить с немалой долей вероятности? А как вы отнесётесь к банковским кредитам на приобретение продуктов? Не может быть? А ведь в некоторых европейских странах такая банковская услуга уже существует. И ведь кредиты на такие цели уже берут!

Хотим мы того или нет, но надо признать, что современная Россия всё активнее интегрируется в мировую экономику с её бешеным ритмом жизни. Любые удачные новинки всегда очаровывают. Однако новые технологии несут с собой и опасность, особенно если мы перестаем ценить живое человеческое общение. Так что приверженцам виртуального общения и цифровых технологий стоит отложить свои ноутбуки и, пока не поздно, самим испытать удовольствие от покупок в круглосуточном магазине.

Автор: Владимир Москвин

Источник: 

журнал "Торговое оборудование на Урале"