Договор поставки товара

Сегодня рынок логистических услуг в России стремительно растет и, что немаловажно, стремится к соответствию общепринятым стандартам. Стандарты, помимо прочего, предполагают, что основой взаимоотношений партнеров является подробный договор поставки товара, где прописаны все нюансы. И при составлении такого договора должна быть учтена именно специфика организации логистических процессов, зачастую просто неизвестная юристам. Но у нас отделы логистики раньше редко участвовали в заключении договора и сейчас нашим логистам приходится перестраиваться, а процесс этой перестройки протекает не всегда гладко…

  Тернистый путь к договору

Нелюбовь российской ментальности к всевозможным «бумажкам» известна. Отчасти это объясняется объективными условиями работы: если бизнес-процессы непрозрачны, о каком описании их в договоре может идти речь? Играет свою роль и быстрая смена законодательства, и элементарное отсутствие опыта. Однако сегодня ситуация начала меняться в лучшую сторону.

Вот мнение Антона Мурзина, директора консалтингового агентства ГКЦ:

– Часто бывает так: или из договора можно понять только то, что товар должен быть вывезен после оплаты, а все остальное входит в общую формулировку «в порядке, установленном законодательством», или условия расписаны детально, однако просто дублируют нормы законодательства, которые и так распространяются на все отношения сторон по договору. Правда, за последние два-три года подобных договоров становится меньше.

– Обычно мнение отдела логистики начинают учитывать при заключении договоров, когда случается что-то экстраординарное, – говорит Сергей Малышев, начальник отдела логистики ООО «Ритм». – Пока речь идет просто о том, что машины клиентов прибывают, когда захотят, а вытекающие из этого простои, авралы, переработки – это считается обычным рабочим моментом. И даже руководству отдела логистики проще не ссориться с юристами, и особенно с собственным руководством, директором по коммерции, провозглашающим лозунг «клиент всегда прав». Вот когда один из этих клиентов идет в суд, недовольный простоями своих машин, в договоре появляется, наконец, пункт, регулирующий прибытие… Поэтому при переходе в нашу компанию я сразу обговаривал необходимость участия отдела логистики в составлении договоров поставки.

Из вышесказанного следует, что логисту надо активно участвовать в переговорах еще на стадии согласования условий договора поставки, и основой для такого договора должен служить не просто типовой документ, годный на все случаи жизни, а именно написанный под конкретные условия работы склада, партнеров-перевозчиков, учитывающий особенности конкретного товара. Каковы же основные моменты, на которые следует обратить внимание при составлении договора?

Как показывает опыт, важнейшими являются следующие условия:

  • распределение между сторонами обязанностей по доставке товара,
  • место передачи товара,
  • сроки поставки,
  • требования к погрузочно-разгрузочным работам, а также на кого возлагается обязанность их осуществления и оплаты,
  • требования к транспортным средствам (особенно это важно для специфических грузов, а также в том случае, если погрузка ведётся техникой, которая предъявляет повышенные требования к качеству пола автомашины, и т. п.).

Кроме того, должны быть включены стоимость услуг, связанных с доставкой товара, и условия их распределения между сторонами договора поставки, включая определение цены товара с учетом или без стоимости транспортировки, порядок приема-передачи товара.

– Конечно, этими пунктами договор не ограничивается, – говорит Антон Мурзин. – В договоре должны быть пункты о страховании товара, о маркировке, упаковке, возврате тары и многое другое. Более того, для каждого конкретного направления, и в каждый конкретный момент времени бывает выгодным провести исследование, сравнить условия перевозок у разных партнёров. И предусмотреть возможность изменения условий, конкретные сроки их пересмотра, если договор является долгосрочным…

 

Кто, как, когда

Традиционно существуют четыре основных схемы доставки: самовывоз, подвоз на склад перевозчика, доставка до станции назначения (или складского терминала в городе покупателя), доставка до склада покупателя. Во всех случаях следует оговорить, кто осуществляет доставку, за чей счёт, указать адрес склада, откуда (или куда) производится поставка, где производится передача товара. В случае, если эти условия явно не вытекают из договора, закон оставляет право выбора условий поставки и вида транспорта поставщику.

Конечно, в договорах все это указывается, однако зачастую недостаточно подробно, в результате чего могут возникать различные коллизии. В каждой схеме доставки есть свои специфические «подводные камни», говорит Антон Мурзин:

– Например, самовывоз. ГК РФ предусмотрено, что он должен быть сделан в «разумный срок». Однако никаких признаков этого разумного срока не указано! Для фирм, которые торгуют однотипным товаром, это не имеет большого значения. А если товар требует комплектации? Или вообще сделан под заказ? Его придётся бесплатно хранить, а потом разумность или неразумность сроков бесплатного хранения доказывать в суде. Поэтому рекомендуется в договоре этот срок указывать конкретно, например, «товар должен быть вывезен в течение стольких-то рабочих дней с момента оплаты счета».

Разумеется, кроме конкретных сроков вывоза товара, нужно указывать и последствия нарушения этих сроков. Например, это может быть сформулировано так: «оплата хранения товара на складе поставщика свыше… дней с момента оплаты покупателем счета составляет… рублей в сутки».

Отдельно следует сказать о договорах на долговременную поставку, каких сегодня в практике логистов большинство. Объёмы поставок зависят от уровня продаж, который колеблется, например, по сезонам, от необходимого страхового запаса и других факторов. Поэтому при заключении долговременных контрактов лучше предусмотреть согласование графика поставок не на весь срок действия договора, а на ближайший период. Причём должен быть оговорен срок такого согласования. При заключении долговременного договора, предусматривающего несколько схем поставки, можно предусмотреть, что выбор конкретной схемы определяется в бланке заказа, который в этом случае подлежит согласованию между сторонами, и считается неотъемлемой частью договора.

Существует и ряд вопросов, непосредственно не определяемых законом, но вытекающих из технологии работ.

– Необходимо предусмотреть в договоре, чтобы покупатель заблаговременно предупреждал о прибытии автомашины на склад, и оговорить сроки такого предупреждения, – полагает Сергей Малышев. – Это позволяет регулировать работу склада, и в конечном счете удобно всем, в том числе и покупателю. При этом в договор включается пункт, предусматривающий ответственность, если автомашина приходит позднее заявленного срока. Надо указать и то, что автомашину, пришедшую раньше, могут без каких-либо санкций не допустить на территорию досрочно. Кроме того, опоздавшие машины загружаются по мере возможности, и, следовательно, не должно быть штрафов за их сверхнормативный простой. Более того, недостаточно просто указать срок прихода машины в конкретный день. Ведь погрузка каждой фуры занимает часы, а если машин несколько, и придут они к вечеру? Поэтому надо указывать, что автомашина должна прийти не позднее, чем за столько-то часов до окончания работы, либо указать, что в противном случае оплачивается стоимость дополнительной работы на погрузке. Или же предусмотреть освобождение от штрафных санкций за простой таких машин, хотя они и прибыли в определенный договором день, а также предусмотреть, что их погрузка назавтра будет осуществляться с учетом приоритета машин, пришедших по графику.

Разумеется, в случае, когда используется схема «доставка силами поставщика до склада покупателя», все эти пункты включаются в договор с точностью «до наоборот». Это не прихоть, а реализация принципа современной логистики: «Точно в срок».

Важно указать не только срок поставки, но и порядок его определения. Обычно договор предусматривает ответственность поставщика за несоблюдение сроков поставки. Однако, если сроки поставки указываются в днях с момента заказа товара, поставщику важно указать, что срок исчисляется не с момента направления ему заказа покупателем, а с момента письменного подтверждения этого заказа. Ведь при большом ассортименте части товара может просто не быть на складе, и его наличие часто зависит не только от работников поставщика, но и от множества сторонних организаций.

Со стороны покупателя необходимо предусмотреть возможность принятия заказа «по умолчанию», если от поставщика не поступило отказа в течение определённого времени. Покупателю следует также понимать, что указание срока в виде периода, а не конкретных дат отгрузки, определяет и необходимость создания запаса товара, влечет увеличение расходов на его складирование, поэтому для покупателя важно максимально сокращать данный срок в договоре, или вообще ориентироваться на конкретную дату. Если в договоре указывается конкретная дата отгрузки, то поставщик, в свою очередь, должен внести в договор, кроме неё, срок подачи и согласования заказа. Это позволит своевременно провести комплектование заказа.

Если речь идёт о том, что комплектование сборного груза осуществляется на складе, принадлежащем третьей стороне, например, компании-перевозчику, тут тоже имеются свои тонкости. Во-первых, следует предусмотреть срок именно в виде конкретной даты, поскольку в этом случае задержка в поставках со стороны одного поставщика повлечет невозможность отправки груза или штрафные санкции. Во-вторых, надо указать, кто ведёт погрузочно-разгрузочные работы в месте передачи товара и за чей счёт они ведутся. Есть в этом случае и еще много особенностей. Например, часто для проезда к месту разгрузки требуются пропуска, бывает и платный въезд на станцию, на склад, тогда в договоре нужно предусмотреть, в чьи обязанности входит оформление таких документов. И дело даже не в затратах денег, хотя и это может иметь значение, а в затратах сил и времени.

Как видим, составление договора – не такое простое дело. В рамках статьи рассмотрен только ряд вопросов, решаемых при этом, и только по некоторым, наиболее распространенным схемам поставки. В настоящее время отечественной логистикой накоплен опыт, позволяющий определить условия, выгодные для всех сторон, и опыт этот надо активно использовать.

Автор: Владимир Поликарпов