Лидерство в бизнесе

    Лидерство — это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

Д. Майерс

 В последние годы тема лидерства в бизнесе стала одной из самых упоминаемых – издаются книги, проводятся тренинги, компании «охотятся за головами», желая видеть у себя на «топовых» позициях настоящих лидеров. Почему именно сейчас компании нуждаются в лидерах, чем лидер отличается от менеджера, можно ли развить в себе лидерские качества и какие типы лидеров бывают? На эти вопросы мы и попытаемся здесь ответить.

  В век высоких технологий и гиперконкуренции почти на всех рынках стандартные методы управления уже не достаточны. Если в 90-х годах на разработку автомобиля уходило приблизительно 6 лет, то сегодня большинство производителей способны сделать это за 2 года. Если в начале XX века можно было изобрести автомобиль и в течение 20 лет выпускать его, в чем был уверен Генри Форд, то сейчас мир изменился – новинки нужны ежегодно, ежеминутно. Современная компания должна отличаться гибкостью и нестандартностью – иначе она теряется в рядах конкурентов. Добиться гибкости авторитарными методами управления уже не возможно.

  Еще десять лет назад человек, имевший хорошую работу, был сильно привязан к ней. Логика руководителя была проста: не хочешь работать здесь – выметайся на улицу, и попробуй устроиться куда-нибудь еще. Сейчас мы с легкостью меняем места работы. Например, в США в любой момент времени 20% людей являются безработными – находятся в «переходном состоянии», «в свободном поиске». Больше никто не рассчитывает иметь одну работу на протяжении всей жизни. Мир развивается – меняется и общественный трудовой договор. Считается, что современный человек меняет до восьми различных профессий на своем веку. И поэтому с мнением сотрудников приходится считаться – просто боссом быть уже не достаточно.

  Авторы всемирно известного бестселлера «Бизнес в стиле фанк» Келл А. Нордстрем и Йонас Риддерстрале пишут: «Босс мертв. Мы больше не верим в руководителей, которые всегда правы и притворяются, что знают больше, чем мы. Управление посредством цифр осталось далеко в прошлом. Руководство, построенное на страхе, больше не работает. Если управление – это прежде всего люди, то искусство управления должно превратиться в искусство человекоуправления».

  Жесткое управление, обезличенные процедуры, административные методы воздействия – это все устаревшее понимание менеджмента. Современный менеджмент – это гибкая система управления ресурсами, понимание специфики каждого бизнес-ресурса.

  Итак, в век постоянных перемен быть лидером в бизнесе – это дополнительная и уже необходимая задача менеджера. Джон Коттер, профессор в отставке Гарвардской бизнес-школы в своем интервью порталу E-xecutive на сей счет высказывается следующим образом: «Менеджмент гораздо больше стремится к контролю, чем лидерство, для которого главное – не контроль, а «прыжок в будущее». Менеджмент больше занят построением формальных отношений между людьми, в то время как для лидерства важнее неформальные связи. Лидер не нуждается в формальной иерархии. Мы сталкиваемся с этим постоянно: в группе людей может не быть формального начальника, но тем не менее, определенный человек является лидером. Менеджмент не может действовать без разработанного детального плана, который всегда в конечном счете сводится к финансовым показателям. Лидерство не нуждается в этом. Мы знаем много выдающихся лидеров, которые вовсе не занимались бюджетированием. Однако это не значит, что один и тот же человек не может быть одновременно менеджером и лидером. Можно одновременно занимать какое-то место в формальной иерархии и поддерживать неформальные отношения с людьми. Можно и контролировать, и вдохновлять людей. Не обязательно быть лидером и менеджером в один и тот же момент. Можно чередовать эти две функции. Это сложно, но управлять организацией вообще нелегко».

Есть руководители, которых можно назвать неплохими лидерами и выдающимися менеджерами, есть, наоборот, такие, кто является неплохим менеджером и великим лидером. Но в конечном счете успех руководителя зависит от сочетания двух качеств: менеджмента и лидерства.

Вот, к примеру, в чем залог успеха General Electric? Эта компания была создана, чтобы производить все, что связано с электричеством. С годами электропромышленность разделилась на множество отраслей, и к 1982 году компания занималась 241 видом производств. Исполнительный директор компании Джек Уэлч понимал, что, хотя компания и прибыльна, на покрытие неприбыльных производств приходится «разбазаривать» ресурсы. Уэлч выработал новое направление развития и четко сформулировал новую цель: быть первой или второй на каждом из рынков, где присутствует компания. Не все приняли такую стратегию, но, будучи лидером, имея влияние на мнения людей, Уэлч добился того, чтобы этой цели следовали. Производства, которые не имели шансов выбиться в первые-вторые, были проданы. Взамен приобретались ведущие предприятия, лидеры рынка. Через 15 лет GE занималась только 12 видами производств, в каждом из которых была первой или второй по значимости. Четкость цели и следование стратегии Уэлча позволили компании GE не только занять более прочное место на рынке, но и за 15 лет увеличить прибыль в 4 раза.

Соратники лидера должны, так же как и он, четко и ясно понимать цель, и только в этом случае они пойдут за ним. Разумеется, цель должна быть достаточно краткой и ясной. Дэвид Беласко говорил: «Если Вы не можете записать идею на обороте моей визитной карточки, значит, у Вас нет ясной идеи».

   Лидеры управляют мечтой. Они обладают способностью создавать обязывающее видение цели, означающее для людей новое состояние, а затем воплощать эту цель в реальность.

Уоррен Беннис

 

 Лидерам присущ оптимизм, энтузиазм и вера в идеи, которые обычным людям кажутся почти неадекватными. Формула лидерства проста:

 

Лидерство = энтузиазм + постоянная работа

  Примером может быть всем известная компания Xerox. В 2000 году компания находилась на грани банкротства. Позицию CEO в идущей ко дну корпорации заняла Энн Малкэхи. Под ее руководством Xerox, чьи убытки в 2000 году составили $273 млн., уже в 2003 году заработал $91 млн., а прибыль за 2004 год достигла отметки в $859 млн. при продажах на $15,7 млрд. Саму же Энн журнал Fortune в октябре этого года назвал второй самой влиятельной женщиной в бизнесе. Ей удалось отразить давление Wall Street и всего финансового сообщества, хотя когда она встала у руля Xerox, компания уже почти не оставляла надежд на сколько-нибудь долгое существование. Заняв позицию СЕО в идущей ко дну корпорации, Энн в первую очередь прислушалась к сотрудникам своей компании, ее клиентам и экспертам индустрии. Оказалось, что сотрудникам нужны четкие цели, клиенты считают, что компания перестала выполнять свои обязательства, а технологические гуру называли ошибкой инвестиции Xerox, сделанные, по их мнению, наобум. Пересмотрев инвестиционную политику, Малкэхи удалось убедить 58 банков выделить Xerox новую кредитную линию – без денежных вливаний компания стала бы банкротом.

Много ли людей способны к подобным кардинальным действиям в условиях кризиса? Энтузиазм там, где, по мнению «обычных» людей, его быть не должно, у лидеров в наличии.

 

 

Изучив жизни великих мужчин и известных женщин, я обнаружил, что все люди, которые достигли высот, выполняли свою работу со всей энергией, энтузиазмом и тщательностью.

Гарри Трумен

 

Еще один яркий пример роли лидера в бизнесе – Эдвард Брин из компании Tyco. Эдвард Брин, став СЕО и председателем совета директоров Tyco в июле 2002 года, прекрасно понимал, что заполучил чуть ли не самую проблемную работу во всей корпоративной Америке. Бывший руководитель компании Деннис Козловски был приговорен к 25 годам тюремного заключения за растрату сотен миллионов долларов. За несколько часов до назначения Брина CNBC объявила о возможном банкротстве Tyco и акции компании упали на 18%. Вдобавок к весьма сомнительному этическому поведению топ-менеджеров, Tyco была обременена долгами и процессами интеграции 400 своих приобретений, сделанных в предыдущие пять лет. Буквально не теряя ни минуты, Брин уволил 290 из 300 топ-менеджеров компании и весь совет директоров, который и утвердил его на пост СЕО. Он закрыл офис Tyco на Манхеттене и перебрался в Нью-Джерси. Он привел в порядок сделки, расплатился с долгами и затем, вместо того, чтобы бороться за выживание компании, сфокусировался на росте ее бизнеса. Сегодня Эдвард Брин управляет компанией с годовым оборотом $40 млрд. и штатом из 250 тыс. сотрудников по всему миру.

 

Однако отдельно хочется отметить тот факт, что лидерство – это скорее не состояние и не черты характера отдельного человека. Лидерство – это нечто большее – это новая модель управления, это философия и политика компании. Лидером не должен быть только управляющий компании, лидеры нужны и на всех уровнях организации. Это могут быть так называемые неформальные лидеры. Например, лидер-продавец или лидер-грузчик. В среднем в компании существуют 3–5% лидеров. Важная задача менеджера – выявить их, чтобы использовать их ресурс.

Лидерство – это, несомненно, развиваемый навык, хотя и существуют определенные врожденные лидерские свойства личности. Поэтому задача руководителя компании не только развивать лидерские качества в себе и выявлять стихийно появляющихся лидеров, но еще и формировать лидеров вокруг себя. Мудрый лидер-управленец компании принимает и поощряет самодостаточное и независимое поведение лидеров на разных уровнях организации.

Профессора Энтони Майо и Нитину Нория из Гарвардской бизнес-школы разработали типологию лидеров:

— Лидеры-предприниматели креативны, готовы рисковать и преуспели, создав новый бизнес. Они часто опережают свое время и нередко проходят через кажущиеся непреодолимыми препятствия.

— Лидеры-менеджеры приумножают успех уже существующих компаний, привнося дисциплину, структурированность, организованность. Они добиваются успеха за счет глубокого понимания текущей ситуации.

— Харизматичные лидеры способны вдохновлять людей и спасать бизнесы, в возможность возрождения которых уже никто не верит. Они являются проводниками изменений и выявляют скрытый потенциал компаний, которые окружающие считают стагнирующими или умирающими.

В то время как предприниматели создают компании, а харизматичные лидеры привносят радикальные изменения, лидеры-менеджеры приумножают ценность уже существующих бизнесов. Но все-таки и те, и другие, и третьи являются новаторами в своем деле. Лидер – творческая личность. Он ограничен кругом имеющихся возможностей, однако использует и способы, никем прежде не рассматривавшиеся.

  Так, например, Кларенс Сандрес был первым, кто заметил, что потребители с расцветом рекламы отдают предпочтение брендированным продуктам по доступным ценам, и в 1915 году создал магазин нового формата, который назвал Piggly Wiggly. Инновация заключалась в том, что в торговом зале не было продавцов, покупатели сами выбирали товары на полках и оплачивали их на кассе. Фактически, это был первый супермаркет. Сандерс не только значительно сократил расходы на обслуживающий персонал, но и изменил вид ритейла. Piggly Wiggly был невероятно успешен, и к 1922 году сеть насчитывала уже 1200 магазинов, а сегодня супермаркет является общепризнанным стандартом индустрии. Явный случай лидера-предпринимателя.

  К типу лидера-предпринимателя также относится и Madam C.J. Walker, которая в 1907 году создала собственный бизнес по продаже косметических продуктов и стала первой в стране self-made женщиной-миллионером. Метод личных продаж, который она использовала, был впервые применен компанией Avon, но она была первой, кто использовал его для предложения продуктов аудитории афро-американских женщин.

 Быть лидером – выгодно. Научиться быть лидером – возможно. Однако инструментов формирования и развития лидерских качеств вы здесь не найдете – стандартных рекомендаций попросту нет.

А чтобы прочувствовать, чем живет и какими принципами руководствуется управленец-лидер, приведем 11 правил «как не стать лидером»:

 1. Не рискуй.

2. Смирись.

3. Никогда не нарушай правил, по которым действовал отец-основатель.

4. Не проявляй гибкости.

5. Во всем полагайся только на исследования и экспертов.

6. Сосредоточь свое внимание на конкурентах, а не на клиентах.

7. Думай прежде всего о себе, а не о клиенте.

8. В первую очередь решай административные проблемы.

9. Пусть за тебя думают другие, например, в центральном офисе.

10. Исходи из принципов:

– Это Достаточно Хорошо и

– Это Не Моя Работа.

11. Всегда оправдывай медленный рост.

 

Автор: Евгений МАТВЕЕВ