Секреты эффективной мотивации персонала. Пример одного предприятия

 Пример построения системы нематериального стимулирования одной компании, которая занимается оптовой продажей продуктов питания

Головной офис: в Челябинске, Численность: 396 человек.

Штат службы персонала: 7 человек.

 Индивидуальный подход к построению системы стимулирования

В компании проводится исследование на выявление индивидуальных мотивационных потребностей, таких как: потребности в соответствующих условиях труда, в структурированной деятельности, потребности в признании, потребности в достижении и так далее (всего 12 мотивационных факторов). Результаты диагностики и рекомендации доводятся до руководителей структурных подразделений с целью построения индивидуальной системы мотивации подчиненного персонала. Проблемы мотивации персонала должны решаться и индивидуально и комплексно.

 Информационные доски

На информационных досках вывешиваются поздравления сотрудников с днем рождения, освещается информация о прошедшем обучении, вывешиваются фотографии корпоративных мероприятий, победителей конкурса «Лучший специалист» и так далее.

 Конкурс «Лучший специалист»

В компании проводится конкурс «Лучший специалист». Производятся награждения по итогам месяца, по четырем профессиям. Подводятся итоги ежемесячно и ежеквартально. Победителям конкурса вручаются благодарственные письма, значки, медали, по результатам работы за квартал – золотые часы. Также лучших сотрудников компании отмечают благодарственными письмами. Причем вручаются благодарственные письма для родителей, если сотрудник – молодой работник, благодарственные письма для детей, если это сотрудник старшего возраста. Чествование победителей происходит на общем собрании коллектива.

 Вхождение в коллектив новых сотрудников

  На общем собрании коллектива – 1 раз в месяц, представляются новые сотрудники, дается краткая характеристика опыта предыдущей работы, сведения об образовании и позитивная информация о человеке. По истечении испытательного срока, также на общем собрании, проходит посвящение работника в штатные сотрудники. Руководитель представляет информацию об успехах сотрудника в период испытательного срока, руководитель организации вручает значки, ежедневники, ручки с логотипом компании.

 Корпоративные праздники

На предприятии регулярно проводятся корпоративные праздники: 8 Марта, День защитников Отечества, День торговли, День водителя, КВН, День защиты детей, День города и другие.

Праздники организуются своими силами, программу готовит режиссер, который работает в компании. Активными участниками являются сами сотрудники, раздаются роли, готовятся костюмированные представления. Фотографии, сделанные во время праздника, вывешиваются на информационных досках и раздаются индивидуально для сотрудников, принимавших участие в празднике.

 

Рационализаторские предложения

1. Поддерживаются рационализаторские предложения. Предусмотрены премии для отдельных сотрудников и творческих групп, которые собираются для разработки нового проекта.

2. Поощряется «разработка» новых клиентов. Причем сотрудник, который нашел, «разработал» нового клиента, передал, в течение определенного времени получает процент от наценки от продаж этому клиенту.

 Обучение

Действует программа обучения на весь учебный год. График обучения утверждается генеральным директором на каждый месяц. При организации системы обучения распределяется ответственность между руководителями подразделений в вопросах обучения и развития и службой персонала.

После обучения руководитель ставит задачи и проводит оценку использования полученных знаний в практической деятельности. В структуре заработной платы руководителя есть существенная доплата, которая начисляется за профессионализм подчиненного персонала. По истечении периода развития персонала, обусловленного Положением об обучении и развитии персонала компании, оценку изменения производственного поведения производит тренер-преподаватель, который проводил обучение. Если результаты оценки не соответствуют требованиям, руководителю не начисляется часть заработной платы, предусмотренной за профессионализм подчиненного персонала.

Если планируется выездной семинар, то руководитель подчиненного, отправляемого на обучение, ставит перед ним задачи. По приезду сотрудник должен отчитаться:

1. подготовить предложение того, что можно реализовать на предприятии;

2. подготовить отчет об обучении

3. или провести обучение в компании на 4 часа.

 

Мотивация персонала на практике

 

«Не все, что старое – плохо». Например, соцсоревнования, которые у нас теперь называются капсоревнования».

«Дополнительные дни отдыха в начале сентября, потому что надо убирать картошку».

«В этом году мы проводили День торговли на стадионе, приглашались все лучшие сотрудники, все имели возможность покататься на самокатах, велосипедах, попрыгать на батуте. У нас там была тучная женщина, она всегда хотела попробовать, когда детишки прыгали на батуте. Мы говорим: ну давайте, вот у вас есть возможность. Вот она там отпрыгалась».

«Поддерживаются династии, доплаты членам заводских династий».

«Приветствуются заводские браки. Если оба молодожена работают на заводе, то материальная помощь идет в тройном размере».

«Счастливый билетик» – конкурс на корпоративном празднике среди водителей. Счастливых билетиков набрали в автотранспорте и раздали всем водителям, и, такой нюанс – посмотрите, кому достался счастливый билетик? На счет раз, два, три вы должны встать и сказать – «я счастливый». И у каждого был счастливый билетик, и все встали, вот это элемент чего? Надо видеть, какие они после этого праздника, потом полторы недели работают с другим настроением».

«Акция «Собери ребенка в школу к 1 сентября» для малоимущих семей (один из видов благотворительности)».

«Есть доска лучших фассилитаторов».

«Две женских футбольных команды».

«Как убить двух зайцев, решая проблемы мотивации:

- Корпоративный праздник отмечать у конкурентов.

- Лучший сотрудник месяца получает сертификат о посещении нашего же заведения (для ресторанного бизнеса)».

«У нас любой может разработать и обосновать проект, описать результат, к чему можем прийти, проект описывается в стандартизованном виде, и автор может стать владельцем бизнес-процесса».

«Кулинарные книги менеджмента».

«В структуре заработной платы руководителя 2000 рублей платится за профессионализм рабочего персонала».

«Зимний мини-футбол. Команды играют, остальные болеют, организуют бутерброды, чай. Работает на командообразование».

«Собственный кабинет красоты».

«Используют услуги ДМС и как один из видов услуг – услуги психотерапевта для предотвращения синдрома профессионального выгорания».

«На 800 работающих у нас свой стадион, корт, общежитие, здравпункт, профилакторий, планируется строительство своего Дома культуры и спортивного комплекса. Затраты составляют 4 млн. рублей в год».

«Пишется история компании. Например, там есть рассказ о том, как два молодых человека пришли в один день в компанию и начали свой трудовой путь в должности оператора. Теперь оба – директора предприятий, успешные люди».

«Продукция комбината получила золотую медаль на выставке в Москве – вывесили большое красочное объявление у проходной – чья эта заслуга, указываются люди, подразделение».

«Кабинет директора по персоналу на первое время стал «кабинетом плача», куда мог прийти каждый и поделиться своими проблемами».

«Премиальная комиссия, которая обсуждает вопросы и суммы премирования сотрудников».

«Бич совещаний – любители поговорить. Придумали вот что: рассчитывается стоимость совещания, 10 минут болтаешь – выписывают счет, плати штраф».

«Проблема – хищения. Одна женщина стаканом вынесла мешок сахара. Увольняем пачками».

«Внешней мотивацией можно манипулировать. В одной компании продавцы-консультанты были недовольны заработной платой. Кричат. Потом сломался туалет. Они были недовольны. Туалет починили. Сотрудники успокоились, но через две недели снова пошли забастовки по какой-то другой неудовлетворенности. Если речь о внешней мотивации – никогда человек не будет удовлетворен. И что сделал этот руководитель? Начал манипулировать этой внешней мотивацией. То с туалетной бумагой проблемы. То воду выключат. Пусть лучше будут недовольны туалетом, чем заработной платой. Зато как радовались, когда отстроили шикарный туалет!»

«У нас была девушка, старший продавец, два года проработала, хороший срок, для того чтобы двигаться дальше, но у нас нечего было ей предложить. Глаза потухли, все идет по накатанной. Человек очень хороший, и просто сказать: вот извини, ты отработанный материал, – мы не могли. И мы придумали, как ей помочь, мы решили научить ее кадровому делопроизводству, секретарскому делу и найти ей работу, поняли, что все равно ее потеряем. Ее спросили: интересна такая работа? – как будто бы у нас в компании, она говорит: «Да, интересно». Обучили, потом она прошла у нас стажировку, мы ей написали рекомендацию и помогли найти работу. Аутплейсмент продавца получается».

«Конкурс «10 лучших мененджеров». Все фирмы, входящие в ОМК, отбирают на основании конкурса 100 лучших менеджеров, и эти люди в конце конкурса выезжают, как правило, за границу, там проводят время в обществе президента компании, причем это не просто времяпрепровождение – это игра».

«На предприятии придумали гимн, причем написали это сами работники, был объявлен конкурс, все было сделано сотрудниками».

«Если сотрудник садится на шею, его надо увольнять. Но грамотно увольнять, подготовив потихоньку замену».

«Письмо Деду Морозу. Компания дарит именно тот подарок, о котором написал ребенок. Служба персонала обрабатывает письма и специально по нескольким магазинам ищет подарки. Дети приходят на новогодний праздник, устраивается концерт, приглашаются артисты, дети приходят нарядные, красивые, родители приходят в зал, и они все в восторге, это не описать – просто сказка».

«Рождество Христово для детей проходит в храме, принадлежащем заводу, устраивается спектакль с участием детей одной из воскресных школ».

«Камтэкс – Химпром». Существует традиция у женской половины наряжаться по случаю 8 Марта и 23 февраля под литературных героев и поздравлять противоположную по полу управленческую половину с праздником. Например, 23 февраля 2005 года женская половина управленческой команды подготовила мушкетерские костюмы и костюмы солдат короля, в которые потом облачила часть мужской управленческой команды. Подчеркнем, что костюмы были изготовлены при помощи нескольких производственных цехов: тарного цеха, складского цеха, основного производства. Мужчины ответили жестко: каждой женщине-управленцу (а это более сорока человек) была подарена эксклюзивная фотография – коллаж обложки известного журнала. Женщины не узнавали себя, и восторгу не было предела: полиграфия, рамка для фото, сама идея были безупречны».

«Поздравление мужчин «Машинного двора» с праздником 23 февраля. Девушки, одетые в военную форму, с горнами и барабанами по строго расписанному графику приходили в каждое подразделение и поздравляли сильную половину компании с их мужским праздником, а подарком были любимые песни на дисках. И не потому что компания «Машинный двор» не может себе позволить других видов поздравлений. Может, еще как может. Например, раз в году определяются лучшие менеджеры по продажам и лучшие руководители добывающих подразделений. Их наградой выступают путевки в теплые края (Таиланд, Бразилия) на двоих за счет компании».

«На корпоративном празднике специальный конкурс для топ-менеджеров: кто быстрее наденет рабочую спецодежду и соберет чемоданчик с инструментами».

У сотрудников «Машинного двора» есть право мыть свои машины за 50 рублей на мойках компании, есть скидки до 50% на установку и приобретение допоборудования и сигнализации.

На «Камтэкс – Химпроме»: пленку для покрытия теплиц и парников можно купить с огромной скидкой, точно также и дрова для дач, домов (дрова в данном случае – отходы лесопилки).

Птицефабрики: возможность для всех сотрудников и ветеранов (неработающих пенсионеров) получить бесплатно органические удобрения (птичий помет). Актуально именно для жителей сельской местности.

Хлебомакаронный комбинат: существует магазин на территории комбината для сотрудников, в котором «все по три» – стоимость любого хлебобулочного изделия собственного производства.

Мебельная фабрика: приобретение продукции компании со скидкой (двери из дорогих пород дерева). Максимальная скидка – 24%.

«Если сотрудники пьяными пытаются проникнуть через проходную завода, их имена появляются тут же в позорном бюллетене «Ложка дегтя в бочке меда». Алкогольные товарищи проходят через экзекуцию – личную встречу с директором по персоналу. Многие отдали бы зарплату, чтобы этой встречи не было. Кроме того, что их лишают премии, они пишут подробную объяснительную, потом в течение месяца они должны дважды в день отмечаться в медпункте – «дышать в трубочку», перед началом рабочего дня и в конце его».

«Борьба с «опоздунами»: ежедневная сводка с проходной о явившихся на работу позже 7.50 и ушедших ранее положенного часа ложится на стол директора по персоналу. По каждому случаю опоздавший обязан объясниться лично в письменном виде. Люди много раз писать объяснительную не выдерживают, предпочитают не опаздывать».

«Проводятся ежеквартальные встречи с президентом в конференц-зале, приезжают ключевые сотрудники, производятся награждения, озвучиваются цели компании, проводится презентация корпоративных целей компании. В настоящее время формат встреч меняется, будет осуществляться через конференц-связь».

«На внутреннем сайте выложены корпоративные стандарты, регламенты и документы, с которыми необходимо познакомить сотрудников».

«Особенность нашей компании – это человечность, и это заслуга собственника. Сотрудники – это люди, не ресурс. Если человек что-то не умеет, но старается, искренне любит компанию, у него очень мало шансов быть уволенным».

 Рынок развивается, растет конкуренция. И в нелегкой борьбе за кадры, несомненно, выиграет та компания, которая сумеет грамотно выстроить свои отношения с персоналом. Казалось бы, мелочь: тебе улыбнулся директор, пригласили на корпоративный праздник, твое лицо красуется на доске почета, «как в старые добрые времена»… А, оказывается, это очень важно для работника. Внимание и забота позволяют ему чувствовать себя Человеком, а не безличным персоналом, не просто шестеренкой или винтиком системы… Человеком, который понимает, что здесь его ценят, поэтому и будет стараться работать на совесть.

 Автор: Елена курзанова