Национальные особенности делового этикета

   Протокол – важный и необходимый формат коммуникаций между людьми, компаниями и даже государствами, это создание и поддержание атмосферы доверия и сотрудничества, способ выражения уважения к партнеру, его бизнесу, его стране. Именно эта тематика, но только в ее конкретном, прикладном воплощении, стала основой докладов, дискуссий и живого общения на форуме «Деловой этикет и протокол», впервые прошедшего в Екатеринбурге. Его организаторами выступили коммуникационная группа Ekbpromo, Союзпромэкспо и компания «Прагматика».

 На форуме обсуждалась роль протокола в развитии региона, международной деятельности и общественных связей. Большой интерес присутствующих вызвали «практические» презентации, посвященные стилям общения иностранных деловых партнеров, нюансам базового гардероба делового человека, требованиям офисного дресс-кода, роли подарка как эффективного инструмента развития отношений с партнерами и клиентами. Теперь обо всем этом подробнее.

 

Знать отличия

Сначала немного теории. Протокол – это совокупность правил, традиций и условностей. Деловой протокол регламентирует порядок встреч, визитов официальных и неофициальных лиц, проведение бесед, переговоров, приемов, ведение деловой переписки, телефонный этикет, правила подписания соглашений и т.п.

Для бизнесменов каждой страны характерен свой особенный стиль общения и поведения во время проведения деловых переговоров. Знание этих нюансов немаловажно при установлении бизнес-контактов, удачного проведения переговоров и заключения сделок. Данной теме была посвящена презентация начальника отдела международного протокола УрФУ Виктории Беляевой.

Так, для американского стиля характерны дружелюбная атмосфера, высокий профессионализм, независимость в принятии решений. При всем этом американским бизнесменам присущи напористость, даже некоторая агрессивность во время проведения переговоров.

Немецкий стиль – это пунктуальность и педантизм, честность, соблюдение правил международного этикета. В конце деловых переговоров с немецкими партнерами эксперт посоветовала еще раз озвучить свои мысли и выводы в кратком резюме.

Британский стиль – это прагматичный подход, тщательное изучение позиции противоположной стороны, сдержанность в суждениях. В беседе англичане избегают категоричных утверждений и любых личных моментов. Вопреки известному утверждению, молчание британских партнеров вовсе не означает согласие. И вообще, бизнесмены с Туманного Альбиона с подозрением относятся к многоречивым собеседникам, по их мнению, «болтливый» бизнесмен весьма сомнителен как партнер.

Французы в ходе переговоров не любят сталкиваться с неожиданными изменениями в позиции партнеров, предпочитают досконально изучать все аспекты и последствия поступающих предложений. В беседе они оценят вашу учтивость и юмор. Но самый большой плюс вы получите, если во время деловой встречи будете использовать французский язык в качестве «официального».

Итальянцы ведут себя эмоционально даже на работе. Они проявляют инициативу в установлении контактов, стремятся не затягивать решение организационных вопросов, охотно идут на альтернативные варианты соглашения. Придают значение иерархии, предпочитая завязывать деловые отношения с людьми, занимающими равное им положение в деловом мире. Немаловажное значение для них имеют неформальные контакты с партнерами. Оценят итальянцы и проявление искреннего интереса к своей стране.

Китайские бизнесмены внимательны к сбору информации, касающейся предмета переговоров, слабых и сильных сторон противоположной стороны.

Предпочитают ориентироваться на людей с наиболее высоким статусом – как официальным, так и неформальным. Склонны четко разграничивать отдельные этапы деловых встреч. Демонстрируя позитивное отношение к партнерам на протяжении всего процесса деловой встречи, выводы делают ближе к концу переговоров.

Для японского делового стиля характерна «групповая солидарность». Переговоры с представителями Страны восходящего солнца проходят медленно – они не любят рисковать, скрупулезно относятся к деталям, избегают конфронтации. Готовясь к деловой встрече с японскими партнерами, следует запастись терпением, а также освежить в памяти правила международного этикета. Во время беседы с японцем следует избегать глазного контакта и ни в коем случае не дотрагиваться до него. Физический контакт возможен только после выражения желания самим японцем (например, пожимание рук).

И еще: ресторан является местом, где деловые контакты с японскими бизнесменами продолжаются…

 

Встречают по одежке

Неотъемлемой частью культуры деловых взаимоотношений является дресс-код. Чтобы произвести впечатление, его надо создать – это утверждение легло в основу презентации генерального директора компании Business Look Юлии Приходько.

Установлено, что на создание первого впечатления о человеке влияют его внешний вид, стиль поведения, соблюдение правил этикета, телодвижения.

При встрече с человеком мы неосознанно отвечаем на пять вопросов:

  • Приятно мне его видеть?
  • Приятно мне его слышать?
  • Приятны мне его прикосновения?
  • Приятен мне его аромат?
  • Приятно мне его ощущать?

После ответов на эти вопросы формируется начальное представление об этом человеке.

Существует алгоритм оценки внешнего вида человека:

1-й этап: силуэт (общие пропорции, осанка человека; посадка костюма, его качество, цвет);

2-й этап: ноги (состояние и цвет обуви, колготок; длина брюк);

3-й этап: прическа (ухоженные волосы, элегантная прическа);

4-й этап: лицо (состояние кожи; для женщин – макияж);

5-й этап: руки (ухоженность рук и ногтей).

Что касается дресс-кода, при его выборе нужно учитывать следующие критерии:

  • сфера деятельности;
  • степень общения с клиентами;
  • занимаемая должность;
  • ситуация.

Коэффициент консервативности дресс-кода (КК) определяется по формуле КК=(К1+К2+К3)/3, где:

К1 – сфера деятельности (где я работаю?)

К2 – степень общения с клиентами (кем я работаю?)

К3– занимаемая должность (с кем я работаю?)

Показатели 10–8 означают высокую степень консервативности, 7–4 – среднюю, 3–1 – низкую.

 

Высокая степень консервативности (10–8)

 

К1=10–9 Государственные учреждения, министерства, силовые структуры

Стиль – консервативный, строгий, авторитарный

К1=8

Финансовые

Юридические

Страховые компании

Стиль – консервативный, респектабельный

 

 

Средняя степень консервативности (7–4)

 

К1 = 7–6

Продажи и маркетинг, производители товаров, услуг

Стиль – коммуникабельный, авторитетный

К1 = 5

Образование, наука, здравоохранение

Стиль – профессиональный, современный

К1 = 4

Издательское дело и СМИ

Стиль – интеллектуальный, комфортный

 

 

Низкая степень консервативности (3–1)

 

К1 = 3

Реклама, IT

Стиль – индивидуальный, неординарный

К1 = 2–1

Мода, дизайн, издание глянцевых журналов, индустрия красоты

Стиль – модный, креативный

 

Например, в «Газпроме» деловой стиль базируется на международном стандарте, в котором ценятся сдержанность и высокое качество одежды, отсутствие ярких, приковывающих внимание аксессуаров. Центральным элементом выступает костюм.

Ну и напоследок расскажем об особенностях делового стиля для женщин.

В одежде доминирует костюм из высококачественной натуральной ткани (шерсть, тонкий твид, габардин, лен с пропиткой), крой полуприлегающий, с классической изысканной отделкой и декором. Цвет – серый, черный, синий, баклажан, бургундский, коричневый, беж, оливковый. Из рисунков допускается клетка и полоска.

Блузка классическая, с минимум декора, из высококачественного натурального хлопка, шелка, вискозы, крепдешина, шифона. Все пастельные тона, белый, темно-синий, баклажан, бургундский, коричневый, бежевый, оливковый. Рисунок – клетка, полоска, пейс-лейс («турецкий огурец»).

Высококачественная обувь из гладкой кожи с незаметной выделкой, классическая форма, устойчивый каблук. Цвета: черный, темно-синий, коричневый, бордовый, бежевый (для лета). Возможно сочетание двух неконтрастных цветов.

Украшения: натуральный жемчуг, золото, серебро, позолоченные изделия, дорогая бижутерия. Украшения должны быть лаконичными, простыми по форме с полудрагоценными камнями (яшма, опал, горный хрусталь, оникс и др.) не более 1 см в диаметре.

Прическами делового стиля признаны короткие стрижки, боб, каре, распущенные волосы средней длины (до плеч). Длинные волосы убираются в хвост, пучок, ракушку. Главные требования: прическа должна быть аккуратной и фиксированной.

Идеальным маникюром бизнес-леди во всем мире признан французский.

 

Что тебе подарить?..

Вопрос, что подарить деловым партнерам, часто ставит бизнесменов в тупик. Между тем, как пояснил генеральный директор ЗАО «Прагматика» Игорь Чижов, нужно просто знать о том, что протокольный подарок призван выполнять определенные задачи. Какие? Поддерживать и укреплять партнерские отношения, выражать уважение и благодарность партнерам (организациям и персонам), демонстрировать ваши добрые намерения и вносить положительные, а иногда и неформальные эмоции в деловые отношения.

Поводами к дарению подарков служат государственные и профессиональные праздники, прием и отъезд делегаций и гостей, знаковые события у деловых партнеров и сотрудников – как корпоративные, так и личные.

Существуют пять принципов правильного выбора делового подарка:

•        он призван вызывать положительные эмоции;

•        не должен быть широко представлен в розничной торговле;

•        обладать эксклюзивным дизайном (нанесением фирменной символики);

•        должен быть связан с дарителем ассоциативным рядом, функционалом;

•        быть российского производства, с отражением регионального аспекта.

Хорошими идеями являются несколько предметов в едином стиле в одной упаковке, упаковка подарков в едином стиле, стиль подарков на несколько праздников (например, на год).

 

P. S. Надеемся, что эти советы помогут вам соблюдать правила вежливости, принятые в деловом мире, то есть выглядеть и действовать «согласно протоколу».

 Автор: Марина Тюлькина