Анализ наполнения ландшафта розничной торговли на Урале

  Компания Nielsen начала свою работу в Екатеринбурге в 1996 году, осуществляя, в числе прочего, исследование структуры розничной торговли в Уральском регионе. О том, какие тенденции развития ритейла в последние годы характерны для УрФО и, в частности, для Екатеринбурга, на форуме первых лиц розничного бизнеса «RETAIL BUSINESS – УРАЛ 2013» рассказала региональный менеджер компании Nielsen по исследованию структуры розничной торговли Уральского региона Юлия Кузнецова.

 Начиная наши исследования, первые десять лет мы наблюдали стремительный количественный рост торговых точек: этот график буквально стремился в бесконечность. Но несколько лет назад рост остановился, поскольку территориальный потенциал для развития ритейла был исчерпан. Мы исчерпали возможности физических границ города, возможности городской архитектуры, под розничную торговлю были заняты все возможные стационарные помещения и построено множество нестационарных точек.

 В последние три года и в Уральском регионе, и в Екатеринбурге выявилась одинаковая тенденция: количество торговых точек остается стабильным, и даже наблюдается некоторое его снижение. Самый большой спад мы наблюдали в текущем году: в УрФО общее количество магазинов по сравнению с 2012 годом снизилось на 6%, в Екатеринбурге на 2%. Но эти цифры не критичны, они говорят всего лишь об изменении структуры торговли. В данный исторический момент происходит выживание с рынка мелких игроков, зато интенсивно растет средняя торговая площадь одной точки – по Екатеринбургу этот рост в течение года составил 21%. Так что мы наблюдаем не кризис, а закрытие мелких розничных точек в пользу крупных продавцов, занимающих большую торговую площадь.

 С другой стороны, и каналы современной торговли в 2013 году снизили темпы роста. Очевидно, почему: за последние годы к нам уже пришли все топовые федеральные сети, а сети региональные успели занять достаточно прочные позиции еще до масштабной экспансии со стороны «федералов».

 

 «Времена года» каналов современной торговли

 Оглядываясь на итоги уходящего года, можно отметить, что в Екатеринбурге современная торговля в 2013 году выросла на 30% по всем каналам – гипермаркеты, супермаркеты, минимаркеты. Это очень хороший показатель, связанный с тем, что, пока традиционная торговля уходила с рынка, сетевые каналы переформатировали под свои нужды оставленные помещения.

 Говоря подробнее об изменении структуры современной торговли в УРФО, стоит отметить, что каждый из ее каналов сейчас проходит собственную фазу развития.

 Для супермаркетов, например, уже наступила осень их роста. Известно, что супермаркеты в структуре современной торговли начинают свое цветение на рынке первыми. Располагаясь на площадях в пределах 300–2500 кв. м, они привлекают клиентов широтой ассортимента, которую не может предоставить традиционная торговля. Но они же крайне зависимы от архитектуры города. Например, в центре Екатеринбурга, где много старых домов и памятников культуры, исторически сложилось очень немного площадей, которые можно занять под супермаркеты. И сейчас очень многие точки этого канала современной торговли вынуждены ютиться на первых этажах пятиэтажек, которые неудобны в плане локации.

 Вторыми свое развитие на рынке начинают гипермаркеты. Это связано с приходом крупных федеральных сетей и, соответственно, строительством торговых центров и моллов. Для них сейчас на Урале как раз лето, которое, по прогнозам аналитиков, продлится еще год-полтора.

 А вот минимаркеты сейчас у нас в состоянии весны. Их бурное открытие пришлось на 2012 год. Это магазины небольшой площади (до 300 кв. м) с достаточно широким ассортиментом. Для их открытия еще есть возможности, поскольку еще не все магазины традиционной торговли перешли в канал торговли современной. Более того, минимаркет – это формат, который, невзирая на все сложности, сегодня достаточно востребован: так называемые «магазины у дома», расположенные в шаговой доступности, довольно быстро обзаводятся постоянной клиентурой из числа местных жителей. Поэтому развитие сетевого ритейла в нашем регионе в первую очередь происходит именно за счет них.

 

 

«Пивной» удар по продуктовым точкам

 Наряду с тем, что в городе и регионе сокращается общее количество магазинов, больше всего в этом плане пострадали продуктовые торговые точки. За два года в УрФО их стало меньше на 8%, в Екатеринбурге – на 4%, при том что непродуктовая розница упала всего на 0,4%. И понятно, почему это происходит: 2013 год принес нам практически полный уход из структуры розницы точек импульсной торговли – киосков и павильонов в 2013 году стало меньше на 33%. И дело не в том, что этот формат устарел или стал невостребованным. Его вывело с рынка новое законодательство, ужесточившее условия продажи такой категории, как пиво, с которым было связано 80% оборота этих точек. Если физически они и продолжают существовать, то это, как правило, уже другие типы – продовольственные магазинчики, закусочные, цветочные киоски. Этот пример показывает: наша структура розницы настолько всеядна, что в ней наравне с крупными супермаркетами было довольно места и маленьким киоскам, пока им не запретили торговать наиболее ходовым товаром.

 Что касается такого достаточно нового интересного канала, как продажа разливного пива, то еще несколько лет назад его в регионе практически не было. А в 2010–2011 годах мы пронаблюдали пик открытия торговых точек, специализирующихся именно на этой позиции – они стали появляться везде, где только можно. Под них строились специальные павильоны, ставились киоски, арендовались секции в крупных продовольственных магазинах. Очень часто мы наблюдали картину, когда в одном супермаркете или гипермаркете разливное пиво продает сразу два, если не три ИП. Но в 2012–2013 годах мы видим неуклонное сворачивание и этого сегмента. Эту категорию стали поглощать другие форматы – продовольственные магазины, каналы современной торговли и точки horeca. В результате значение этого канала в структуре розницы снижается, но, тем не менее, продажи разливного пива растут, и эта категория товара чувствует себя весьма уверенно.

 Также в 2013 году на 6% снизилось количество кондитерских, при том что в 2012 году в этом сегменте наблюдался рост на те же 6%. Это был бум во всех крупных городах Свердловской области и федерального округа, когда количество нестационарных торговых точек этого типа и специализированных секций в крупных торговых центрах резко возросло. В определенный момент произошло перенасыщение рынка, и в 2013 году этот канал выровнялся за счет физического ухода «излишков» с ландшафта региона.

 В то же время нестационарные точки продажи свежей продукции – мяса, молока, фруктов и овощей – приобретают все большее значение, причем, не только на Урале, но и по всей России. Тому есть несколько причин.

 Во-первых, канал современной торговли в России активно развивается, но крупноформатные маркеты со свежим товаром пока еще справляются недостаточно хорошо – предлагаемая ими продукция все-таки не обладает достаточной степенью «свежести».

 Во-вторых, нестационарные точки, как правило, представляют продукцию местного производителя, которому зачастую сложно войти в крупные федеральные сети. С другой стороны, это приближает товар к покупателю. Часто они расположены в непосредственной близости от крупноформатных магазинов.

 

Как поживают «специалисты»?

 В сегменте специализированных товаров мы обнаружим в 2012 году насыщение рынка зоомагазинами, их офрмление в сети. Несмотря на то, что сегодня фактически любой супермаркет и гипермаркет продает корма и наполнители для туалетов домашних питомцев, в целом ассортимент достаточно ограничен.

 Для аптек, парфюмерии и детских товаров количественный рост точек также уже остановился – они заняли свою нишу. Им некуда расти территориально, к тому же их рост сдерживается каналами современной торговли – многие крупные магазины успешно впитали и скопировали их ассортимент. И мы предполагаем, что в дальнейшем значительного прорыва здесь не будет. Так, парфюмерия уже дает небольшой спад, который в первую очередь связан с уходом с рынка мелких продавцов – небольших секций в торговых центрах или в крупноформатных магазинах

 С другой стороны, специализированные магазины полностью никогда окончательно не сдадут своих позиций каналам современной торговли. Эксклюзивный ассортимент и профессиональную консультацию могут предложить только специалисты.

 И отдельно хотелось бы сказать о винных специалистах. Они дали достаточно интересный рост по Уральскому региону. Если в 2012 году в УрФО произошел рост на 8%, то в 2013 году – уже на 21%, а в Екатеринбурге и вовсе на 47%. Я бы не сказала, что эта тенденция типична для всей России. Винный канал никогда самостоятельно не занимал большую долю рынка, потому что алкогольные товары обычно идут через каналы современной торговли или традиционные продуктовые магазины. Конечно, сейчас винные специалисты оттянули на себя большую долю продажи категории «пиво», которая раньше производилась через киоски и павильоны. Но рост специализированных алкомаркетов в УрФО обусловлен не только этим. В нашем регионе мы наблюдаем победное шествие мощной местной сети – алкомаркетов «Красное&Белое». Огромный вклад в рост сегмента продвижения винной продукции – заслуга конкретно этой сети, хотя на рынок уверенно выходят и другие серьезные игроки

 Подводя итоги, можно сделать вывод: в Уральском регионе осталось очень немного возможностей для роста числа торговых точек, хотя в то же время пока еще бурный рост происходит за счет канала современной торговли. Но это не означает, что рост будет происходить и в продажах. На данный момент мы наблюдаем следующую картину: в канале современной торговли средние продажи на один магазин достигли своего потолка. То есть, канал физически растет, количество точек растет, но в каждом конкретном магазине они свой рост прекратили. Более того, в Екатеринбурге мы наблюдаем даже некоторое падение роста продаж, количественные возможности роста ритейла фактически исчерпаны.

 

Источник: 

Журнал "Ваш бизнес. Магазин. Ресторан. Отель"