Инновации в ресторанном бизнесе

«Наша история показывает, что реклама обеспечивает хорошие квартальные результаты, но преуспевать десятилетия можно только за счет инноваций»

Глава компании P&G Боб Макдональд

    Все руководители знают периоды роста компании: это становление компании, органический рост, диверсификация бизнеса и последнее — рост за счет инноваций. На последнем этапе, если внедрения инновационнных продуктов в компании не происходит, компания переходит в фазу «нулевого» развития и, в конце концов в фазу стагнации и гибели.

Мы сейчас не будем разговаривать о стратегии компании, а займемся вполне осязаемыми в существующем бизнесе вещами — как создать инновации и где эти инновации можно и нужно создавать.

Что же такое инновация? В Википедии термин инновация расшифровывается как внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы

По классификации Doblin существуют четыре крупных типа инноваций: Финансы, бизнес-процессы, предложение, поставка, в которых определяется 10 подтипов. Например Бизнес-процессы можно разделить на сопутсвующие и основные и т. д. В этих направлениях и нужен поиск яркой и экономически ценной идеи.

 P&G определяет четыре типа инновации:

1. Эволюционные — совершенствование существующего продукта

2. Рекламные — направлены на увеличение объема продаж, творческий подход к маркетингу, упаковке, рекламе

3. Преображающие — существующие товарные категории обретают второе дыхание

4. Подрывные — компания начинает абсолютно новый бизнес, выпуская принципиально новые продукты

Разработка инновационого подхода начинается с анализа всех зон бизнеса, поиска тонких мест, затем включаем креатив и полет фантазии. Здесь возможно участие всех работающих в данном отделе сотрудников («мозговой штурм», коллективное решение, назовите это как пожелаете), но чем больше заинтересованных людей будет принимать участие в обсуждении инновации тем креативнее и ярче она будет.

 

Пример инновационного подхода в ресторанном бизнесе

  Одна из московских сетей ресторанов разработала и внедрила программу по управлению работой кухни и временем обслуживания клиентов. На огромном табло телевизионного монитора, расположенного на выходе из кухни и подключенного к сети интернет, в режиме реального времени зеленым цветом показываются заказы каждого из цехов кухни (холодного, горячего и т. п.). Эти заказы вносятся в программу автоматически после принятия заказа официантом. В строчке заказа указывается определенное стандартами предприятия время для его исполнения. После готовности блюда повар отмечает в программе «ГОТОВО» и официант забирает блюдо. При «запаре», когда нормы времени обслуживания клиентов не выдерживаются и время приготовления блюд выходит за рамки стандартов, неготовые блюда на экране монитора подсвечивается желтым, а затем и красным цветом. Чем больше красного цвета на мониторе в столбце цеха, тем хуже обслуживание, и это повод руководителю принимать оперативные решения — привлечь дополнителных сотрудников или позвать на помощь сотрудников, занятых в другом цехе, который справляется. Данные по цехам может видеть руководящий состав предприятия, имеющий доступ к этим данным, в режиме онлайн со своего монитора, находясь при этом в совершенно другом месте. Кроме того, есть возможность настройки СМС-оповещения.

   Согласно данным самой сети гостевой поток, после внедрения данной программы увеличился на 12-20 %.

Какие еще возможны инновационные проекты в ресторане? Это автоматизация закупа, когда настроенная программа автоматически производит заказ необходимого количества товара у определенного поставщика, контроль себестоимости, когда программа сигнализирует о том, что пришедший товар выше по цене предыдущего, автоматизация документооборота, учет рабочего времени и др. Очень многие недооценивают возможности инноваций в привлечении новых клиентов и улучшения сервиса, но те кто их применяет становятся их приверженцами.

Александр Невидимов, портал Торговое оборудование