Все это EverJazz

  В начале ХХ века просвещенная общественность России и Европы считала джаз предвестником конца культурной эпохи. «Слащавой и приторной», но при этом «наполненной грубой дикостью и ребяческой непосредственностью» величали эту музыку любители Моцарта и Бетховена. И вот, спустя столетие, мы снова живем в смутные времена. Однако теперь пристрастие к джазу стало показателем интеллигентности и утонченного вкуса, а заведения, культивирующие это музыкальное направление, превратились в место встреч самого что ни на есть бомонда.

 

Долгая дорога к дому

Джаз-клубу EverJazz в марте 2014 года исполнилось пять лет. Но лишь в октябре прошлого года он обрел собственный дом – помещение, оборудованное сценой, с прекрасной акустикой, аутентичным антуражем и специфической кухней. За полгода джаз-клуб превратился в заведение, популярное не только в среде интеллигентной публики Екатеринбурга, но и широко известное среди зарубежных музыкантов. Это может показаться невероятным для бизнесменов, которые сперва создают ресторан или паб, а уже потом работают над привлечением посетителей. Однако же EverJazz уникален именно тем, что его как клубную точку сформировала уже имеющаяся музыкальная среда.

Рассказывает сопродюсер клуба Алексей Глазырин:

– Изначально джаз-клуб представлял собой объединение музыкантов-единомышленников, не имевших собственного помещения для выступлений. Резиденты нашего клуба – это и абсолютные величины в мире джазовой музыки, и ребята 16–18 лет, которые выросли на нашей сцене, сформировались как исполнители именно в клубе, а теперь профессионально играют по всей стране.

Долгое время нам приходилось выступать на чужих площадках – в различных кафе и ресторанах. Конечно же, каким бы ни был хорошим формат заведения, дававшего нам временный приют, он никак не мог удовлетворить всех запросов любителей джаза. Поэтому достаточно давно мы – директор клуба Ирина Щетникова и я, как сопродюсер, – планировали обзавестись собственной базой.

В конце концов, организаторы сумели найти идеальное решение: они освоили помещение одной из двух крупнейших на Урале типографий, съехавшей вместе со своим печатным оборудованием после реструктуризации. Даже пребывая в ужасном состоянии, требующем капитального ремонта, этот подвальчик имел огромный потенциал. Он оказался тем самым укромным островком в центре большого города, который, благодаря своей планировке и месторасположению, смог приютить горячо бьющееся сердце уральского джаза. Теперь джазмены имеют в своем распоряжении концертный зал площадью 290 кв. м с вместимостью до 150 человек. Ежемесячно здесь проходит около полусотни концертов и мероприятий с участием самых разных коллективов, играющих музыку от мейнстрима до авангарда. Каждую неделю в клубе выступает какая-нибудь приезжая звезда, оставляя свои автографы на фото для последующего оформления стен клуба. Также в рамках тематических программ здесь можно потанцевать милонгу, услышать живое выступление блюз-музыкантов или этнического коллектива.

– Мы задумывали это заведение именно в формате музыкального клуба, совмещенного с кафе и баром, – рассказывает Алексей Глазырин. – И, создав обстановку непринужденности и джазовой раскованности, мы обнаружили, что жизнь в заведении кипит, а стены напитываются аурой тех людей, которые здесь бывают. Потому что джаз сам по себе формирует вокруг себя круг почитателей. Недавно на тусовке рестораторов мне сказали: «Ваш джаз-клуб уже стал легендарным заведением». Да, соглашусь без ложной скромности – среди интеллигентной публики Екатеринбурга трудно найти человека, который хотя бы раз здесь не был, и множество посетителей бывает у нас если не несколько раз в неделю, то хотя бы раз в месяц точно.

 

Современные любители джаза – кто они?

EverJazz – это особая атмосфера, привлекающая специфическую публику. Если днем посетителей можно пересчитать по пальцам, то к вечерним концертам случайному прохожему вряд ли удастся найти свободный столик – заказывать место следует заранее. Так кто же они, гости клуба?

В первую очередь, это люди, которые стремятся к культурному досугу и желают при этом слушать хорошую музыку. Нет, разумеется, для особенно возвышенных душ существуют концертные залы и музеи, но в этих заведениях высокой культуры довольно сложно провести деловые переговоры или признаться своей девушке в любви. А на противоположном полюсе любителей провести свободное время где-то в публичном месте, если уж совсем утрировать, с распростертыми объятьями ожидают рестораны, где играет шансон и полуголые девицы танцуют канкан.

Мы – как раз то место, где «прилично бывать», – рассказывает Алексей Глазырин. – Соответственно, EverJazz привлекает три категории посетителей. Во-первых, это интеллигентная публика Екатеринбурга. Это люди, для которых привычно посещение различных концертов, выставок, и для них атмосфера клубных джазовых концертов аутентична. Во-вторых, треть наших посетителей составляют екатеринбуржские бизнесмены и политики, в среде которых джаз-клуб является модной и статусной площадкой. Для элиты этого уровня EverJazz является заведением, где не стыдно появиться, где можно встретить «своих», и куда можно привести своих бизнес-партнеров. У нас достаточно часто можно увидеть иностранцев, приезжающих в командировки, а также сотрудников иностранных консульств. И как только в Екатеринбурге проходит какая-то международная конференция или крупная выставка, мы об этом событии узнаем сразу – рано или поздно все иностранные представители оказываются за нашими столиками.

А третья часть публики – это, безусловно, молодежь, для которой клуб – место романтических свиданий. У нас очень часто можно встретить молодые парочки, которые сидят за столиком с одной розочкой, попивают из двух трубочек один коктейль на двоих и мало что замечают вокруг кроме друг друга и музыки.

Мы – достаточно демократичное заведение, у нас нет никаких ограничений. Но здесь удивительным образом собирается исключительная публика. Когда ты сидишь за столиком, то понимаешь, что вокруг находятся только люди, приятные тебе, люди одного с тобой круга. Ты можешь не знать их лично, но узнаешь по лицам. И это единство публики, которой комфортно находиться друг с другом, – наша отличительная черта.

 

Интерьер в стиле джаза

EverJazz – клуб, который изначально создавался под сложную, неоднозначную аудиторию. Это заведение нельзя назвать ультрамодным или трендовым, оно, по мнению владельцев, не имеет ярких отличительных признаков, относящих его к определенной категории заведений: дескать, вот это паб, это дорогой ресторан, это семейное заведение – а вот в эти рамки вписывается EverJazz.

– У нас каждый человек может создать для себя свободную и удобную ему атмосферу, – констатирует Алексей Глазырин. – Изначально мы, конечно, исходили из самого музыкального направления. Джаз – это свобода и импровизация, которые должны не только звучать со сцены, но и воплощать ощущения публики, которая здесь находится. И мне кажется, что архитектурное бюро «Гордеев-Демидов» и непосредственный архитектор проекта Петр Любавин сумели уловить эту атмосферу и передать ее. Мы с Петром вместе подбирали каждую «штучку», каждый цвет, каждую филеночку – и в итоге получился именно интерьер джаз-клуба.

В первую очередь, заведение рассчитано на концертную программу, причем на программу достаточно интеллигентную. Соответственно у нас получился модный и трендовый интерьер, который при этом, по словам приезжих американских музыкантов, напоминает старые нью-йоркские клубы – к чему мы и стремились.

Основной характеристикой обстановки нашего клуба является сочетание простоты и глубины, на которую можно проецировать эмоции и фантазии. В джаз-клубе, помимо атмосферы, еды и бара, очень важен звук. Как-то мы работали на одной из площадок, которая по многим параметрам нам подходила и даже была оснащена собственным музыкальным комплексом, – но она не давала необходимого звучания. Кафельные стены, потолок с летающим эхом, шумная вентиляция плюс посторонние звуки, проникающие извне, – все это делало восприятие музыки некомфортным. Поэтому на той площадке у нас резко сократился поток гостей.

Здесь же мы получили идеально звучащее помещение. Работая над интерьером, мы не навешивали дополнительные детали, а убирали все лишнее. Мы сносили перегородки, сдирали штукатурку, смывали побелку с потолков, очищая все до бетона и кирпича. А потом на основе этой первозданности финальная покраска вкупе с очень удачными крупными фотографиями классиков джаза помогли нам завершить интерьер и создать атмосферу, в которой легко дышится. У нас получилось максимально открытое помещение. Даже вип-комната отгорожена от основного зала только плотными шторами, которые позволяют посетителям при соблюдении определенной приватности находиться в общем пространстве и хорошо видеть сцену, которая, безусловно, является центром клуба.

Заботясь о звуке, мы тщательно работали и над такой немаловажной деталью, как половое покрытие. Нам нужна была комфортная поверхность, которая не отражала бы звук, как плитка, а слегка поглощала бы его и делала мягче. Мы побоялись класть ковролин, поскольку при нашем состоянии улиц его пришлось бы слишком часто подвергать чистке. К тому же он не всем удобен – в частности, женщинам на «шпильках». Компания «Солди» предложила нам очень хорошо крепящийся красивый паркет с высокой степенью износостойкости. И нам удалось добиться такого эффекта, что, хотя наш звукорежиссер постоянно придирается к качеству звука, даже самый искушенный любитель джаза вряд ли найдет в нем изъян.

Вообще, в клубе много домашнего – домашние диваны, венские стулья, которые сразу располагают к комфорту – их для нас раздобыл салон «Мир столов и стульев». Мы долго искали мебель, подходящую по стилистике и не требующую временных затрат на доставку. «Мир столов и стульев» не только помог нам с выбором моделей, но и предложил шикарные итальянские подстолья, уложившись при этом в крайне сжатые сроки поставки. У нас на все про все было всего три месяца, но свои 50 столов и 150 венских стульев мы получили вовремя.

Присутствуют в интерьере и эксклюзивные авторские решения, например, светильники в вип-комнате архитектор проекта Петр Любавин сконструировал из старых тарелок от барабанных установок, которые отыскал в своих запасах Игорь Захаров – фантастический екатеринбургский барабанщик, один из старейших фри-джазовых музыкантов России. Ему уже 70 лет, и он внесен в книгу рекордов Гиннесса за мировой рекорд – 24 часа беспрерывной игры на ударных установках. По всей видимости, он пожертвовал клубу «железо», которое вышло из строя во время его беспрецедентного марафона. И таких вроде бы небольших элементов, создающих общую атмосферу, у нас достаточно много.

В целом нам удалось привлечь к работе над оформлением клуба большое количество друзей, работающих в разных сферах, – мастеров своего дела, являющихся при этом истинными любителями джаза. Все они от души вложились в наш проект. За полгода, что мы занимались строительством площадки, мы объездили в поисках подходящих деталей интерьера множество различных мастерских. И многие эксклюзивные находки – заслуга почитателей джаза, которые и сегодня остаются постоянными посетителями наших концертов.

 

Для тех, кто желает перекусить

Будучи заведением, где люди проводят досуг в течение довольно долгого времени, джаз-клуб не может обойтись и без собственной кухни. Здесь посетителям предлагается небольшое меню быстрой подачи – это не фаст-фуд и не изысканные блюда, а закуски и десерты, которые могут ненавязчиво сопровождать восприятие музыки. Важным фактором здесь становится возможность быстрого приготовления и подачи блюд: ведь если концерт начинается в восемь, публика собирается одновременно за полчаса до мероприятия и хочет получить заказ к моменту начала концерта.

– И отдельно несколько слов хотелось бы сказать о нашей барной карте, – рассказывает Алексей Глазырин. – Она у нас тоже джаз-клубовская, это классика преимущественно американских коктейлей. Коктейльная культура складывалась в американских барах в эпоху расцвета джаза, а теперь все эти напитки можно попробовать и у нас.

При большом наплыве посетителей (а для клуба EverJazz это естественная ситуация) заведению было бы очень непросто вести расчеты с посетителями, а также контролировать расход продуктов, если бы не кассовые аппараты и автоматизированная система учета, поставленные компанией «АРТО». Благодаря оборудованию и программному обеспечению, бесперебойную работу которого курирует эта компания, повара клуба не только никогда не испытывают недостатка в каких-либо продуктах, но и не пытаются сбыть посетителям залежавшийся товар – его здесь просто не бывает благодаря грамотному планированию закупок.

Завершая рассказ о кухне и интерьере джаз-клуба, стоит отметить, что здесь продумана каждая мелочь, вплоть до посуды и столовых приборов. В выборе последних руководству заведения очень помогла компания «Своя кухня», предложившая недорогую, но полностью концептуально соответствующую формату заведения продукцию.

– Я считаю очень важным для нашего клуба не только комфортабельность, но и безопасность, – заключает Алексей. – Это имеет немаловажное значение для площадки, на которой одновременно могут находиться более ста человек. Помещение совершенно безопасно с точки зрения нескольких выходов на улицу и комфортно с позиции очистки воздуха. Мы не поскупились на вентиляцию, которой занималась компания «Климат комфорт», и, несмотря на то, что у нас в клубе принципиально запрещено курение, наше вентиляционное оборудование вполне справилось бы и с дымной атмосферой настоящего американского джаз-клуба.

 Автор: Жанна Королева