Барная стойка в ресторане

   На сегодняшний день барная стойка (читайте мнение президента барменской ассоциации Екатеринбурга Романа Торощина) – один из ключевых элементов любого объекта общественного питания, формирующий эстетическое восприятие заведения в целом. Она может присутствовать в интерьере как дорогого ресторана, так и простой ведомственной столовой для сотрудников или небольшого зала игровых автоматов. Очень важно правильно организовать рабочее место бармена и изготовление барной стойки является ключевым моментом

 Купить барную стойку, которая подойдет по стилю к дизайну интерьера любого помещения, в готовом виде практически невозможно, поэтому вся мебель такого типа производится двумя способами. Первый тип – модульные стойки. Они состоят из готовых модулей, имеющих металлический или деревянный каркас, на который крепятся разнообразные фасадные панели. К достоинствам такой схемы работы относится быстрота комплектации (5–10 дней), к минусам можно отнести недостаточную гибкость конструкции, что не всегда в полной мере соответствует интерьеру помещения. Второй вариант – сделать стойку для бармена под заказ, полностью изготавливаются под дизайн-проект помещения, не ограничены конфигурацией и стилистическим решением и наиболее полно используют пространство, отведенное для них. К недостаткам можно отнести более долгий срок изготовления – 20–30 дней и более.

 ВСЕ ПРИДУМАЛ ЛЕ КОРБЮЗЬЕ…

 Современные тенденции создания интерьеров предполагают простые цветовые решения стен, потолков, пола и требуют наличия какого-либо «акцента» в оформлении помещения. Стойка позволяет выполнить эту задачу, подчёркивая стиль ресторанного, гостиничного, офисного и любого другого заведения. Кроме того, стойка является рабочим местом бармена, поэтому ее дизайн и геометрические параметры должны быть тщательно продуманы для максимально удобного использования. Стойка для бармена проектируется таким образом, что в нее легко встраивается необходимое профессиональное оборудование.

– Средняя высота стойки – 120–130 см, причем она рассчитана исходя из эргономических показателей. Это так называемый «модулор», который разработал Ле Корбюзье. Поверхность любого стула находится на высоте 42 см, (до 45 см), столешница – 75 см, а барная стойка – 120 или 130 см. Эта высота соответствует требованиям эргономики – человеку стоя удобно опираться на стойку именно такой высоты. Высокие стулья специально подогнаны под эту столешницу, чтобы человеку было удобно сидеть за ней. Что касается технологической части, то она зависит от специфики самой стойки. Если это паб, то здесь мы увидим краны, бочки… Если это мультифункциональная стойка, то соответственно сзади или сбоку может «цепляться» любое оборудование. Это вариант в большей степени подходит для кафе-ресторанов. Здесь уже могут храниться торты, сладости и какие-то другие продукты. Как правило, над самой столешницей находятся подвесные элементы, где находится деревянная рама с освещением. Но, как правило, в пивных барах они делаются функциональными: на них закреплены специальные скобы, куда крепятся пивные кружки или бокалы. Чаще всего они держатся на цепях (в современных вариантах стоек – на растяжках), – рассказывает Александр ТИТОВ, ведущий архитектор компании «Менгир».

В пивном баре в стойке находятся емкости – бочки, а на столешнице ставятся наливные элементы. Обязательно наличие мойки, которая может быть как одинарной, так и двойной.

В плане форм стойка может быть строгой, прямолинейной, или с изгибами, криволинейной. А может быть выполнена по типу ресепшн. Наиболее часто используются стойки, которые к чему-то примыкают и легко вписываются в любое помещение. Поэтому так востребован обычный прямоугольный вариант. Это оптимальный вариант с точки зрения функциональной организации. Как правило, начало и конец стойки ограничивают какими-то элементами. Между тем, сейчас востребованы криволинейные варианты, но это, скорее, дань моде.

Нередко используется красный цвет: он возбуждает аппетит, создает атмосферу уюта и активности. Но надо учитывать тот факт, что, скорее всего, в ночном заведении эту стойку никто разглядывать не будет: она должна быть качественной и эргономичной.

 ДИЗАЙН: ОТ КЛАССИКИ ДО ХАЙ-ТЕК

 Уделяя должное внимание конструкции, качеству и цене барной стойки, нельзя забывать и о ее дизайне.

– Стандартные деревянные стойки бывают двух типов. Первый – классическая стойка, с использованием различных декоративных элементов – профилей, филенок, пелястр, балясин. Второй вариант стойки – так называемый скандинавский тип. Это массивная стойка «а ля викинг». Эта тема поднимается в пабах, пивных барах (ирландских, немецких, скандинавских – национальная принадлежность не играет решающей роли). При ее изготовлении используется массивное дерево и соответственно массив столешницы делается больше, опоры толще, и сама фактура дерева – более грубая. В основе может использоваться любое дерево, просто оно покрывается темным красителем. При грубой подаче дерево более фактурное, при классической – более гладкое, – рассказывает Александр ТИТОВ.

Несмотря на то, что нынешнее поколение предпочитает современные формы, старый, классический дизайн не утратил своей притягательной силы. Порой посетители заведений общепита с интересом и удовольствием рассматривают барную стойку и мебель того бара, в котором им приходится бывать.

В основу классического стиля барной стойки положены все лучшие традиции прошлых веков. Чаще всего фасад классической стойки выполнен из дерева. В цветовых решениях этого направления используются натуральные, природные, приглушенные цвета. Кроме того, барная стойка дополнена столешницей, которая может быть выполнена из натурального или искусственного камня. Однако не следует считать классику традиционной до такой степени, что она не признает никаких новшеств. Современные тенденции все же влияют на нее, привнося модные элементы. И хотя вид классической барной стойки радует глаз, как правило, более консервативной части населения, в целом классика почитаема всеми.

Наиболее модное сегодня направление – стиль hi-tech. Формула успеха любой современной барной стойки отточена до совершенства, а грамотное варьирование ее основных составляющих позволяет специалистам создавать беспроигрышные интерьерные ситуации. В варианте hi-tech могут использоваться сочетания стеклянной столешницы, хромированных опор, элементов из нержавеющей стали, встроенной подсветки… Здесь все подчинено магии новых технологий. Стойки hi-tech используются в основном в молодежных заведениях, созданных в спортивном, космическом, фантастическом, hip-hop, R&B и других стилях.

Еще одно модное направление – стиль искусственно состаренной мебели. Вероятно, он появился в результате стремления людей к уюту старины. Поверхности барной стойки этого стиля специально обработаны таким образом, что производят впечатление потертых, подержанных. Искусственно состаренная мебель чаще всего изготавливается из дерева и устанавливается в заведениях, где ее необходимость обусловлена дизайном всего интерьера, например, в ресторанах со старорусским, средневековым, этническим стилем.

Поскольку в российских заведениях преобладает концептуальность, а барная стойка является основным дизайнерским элементом бара, то в ее оформлении распространена стилизация под какие-то направления: по мотивам фильмов, книг, идей, исторических событий и т.д. Например, в одном из ресторанов в стиле сафари установлена барная стойка в виде сдвинутых высоких африканских барабанов. В модном рокерском клубе сложена из шин автомобилей, а табуреты выполнены в виде мотоциклетных сидений с индивидуальным рулем и педалями, оснащенных действующими стоп-сигналами. В клубе, выполненном по мотивам фильма Кин-Дза-Дза, установлена стойка из ржавых деталей и обломков корабля. Существуют и другие варианты: стойки в виде аквариума или витрины с прозрачной столешницей, под которой разложены старинные предметы и оружие для морской охоты, раковины и кораллы. Такие варианты предпочтительны в ресторанах морской тематики.

 

А КАК НА ЗАПАДЕ?

– На Западе несколько иные технологии в производстве барных стоек. Если у нас сложные формы столешниц как-то сращивают, составляют из каких-то частей, сегментов, то там стойку любой формы просто сразу заливают. Делают из искусственного камня, причем и нижняя столешница, и мойка тоже могут быть выполнены из этого же камня. У нас эти технологии пока не особенно развиты. Это очень износостойкий вариант. Может быть любой расцветки – под дерево, под камень, глянцевая, матовая, – объясняет Александр ТИТОВ.

Интерактивный бар длиной 10 метров можно было увидеть в апреле 2006 года на выставке «Свет и Дизайн» во Франкфурте. На барной стойке причудливо отражаются все предметы, которые к ней прикасаются: руки, стаканы, ключи от машины. Эффект достигается путем использования встроенных видеопроекторов – причем никаких дополнительных сооружений для этого не требуется. В одном западном ресторане стоит барная стойка в виде засвеченной пленки из катушки...

 

ПОДСВЕТКА ДЛЯ СТОЙКИ

 

Существуют так называемые бюджетные варианты стоек без подсветки, но, как правило, в этом случае поверхность стойки должна подсвечиваться с потолка. Подсветка – это, прежде всего, функциональная необходимость, ведь в баре, как правило, царит полумрак. В барной стойке важно осветить хотя бы плоскость стола и подвесы.

– Для этой цели подходит целый ряд разнообразных подсветок, которые могут заставить «играть» барную стойку. Во-первых, это традиционные врезные светильники. Их устанавливают в плоскость топа (навесной козырек) и тем самым подсвечивают столешницу сверху. Чаще всего используют галогенные светильники с матовым стеклом, которые способствуют ровному распределению света. Действительно, подсветка получается теплой, но в этом есть и небольшой минус, потому что теплая она не только на вид. Они значительно нагревают поверхность стола, и это можно ощутить, если слегка поднести руку ближе к светильнику. Многие мебельные компании требуют, чтобы светильники не нагревали поверхность. Поэтому в последнее время мы используем не галогенные источники, а светодиодные матрицы или модули, – рассказывает Наталия ПОЗДЕЕВА, менеджер компании «Свет ТМ».

Светодиодные светильники не греют из-за своей небольшой мощности (всего 4–5,5 вт!), а по яркости света можно смело сравнивать их с 20-ваттной галогенной лампой. Кроме того, светодиодные светильники позволяют экономить электроэнергию. Матрица имеет пять основных вариантов цветового исполнения: желтый, красный, синий, зеленый и белый. Вообще, именно в барных стойках чаще, чем в другой корпусной мебели, используют цветные лампы. Если стойка установлена в развлекательном заведении, цветной подсветкой стараются выделить зону бара для привлечения посетителей. В домашнем же интерьере подсветку внутри бара включают обычно в вечернее время, и кухня или гостиная озаряется зеленым или, например, синим цветом. Смотрится потрясающе!

– Еще один вид подсветки барной стойки – люминесцентные светильники, которые устанавливают в ее нижней части между столешницей и торцевой частью бара. Светильник имеет высоту всего 2,5 см и хорошо скрыт, таким образом создается впечатление, что столешница парит в воздухе! Другой популярный вариант – подсвечивать стол изнутри. При наличии на его поверхности стеклянных элементов (особенно витража) свет проникает в разноцветную мозаику и становится ярким центром барной стойки, притягивая к себе взгляд. Если столешница стеклянная, то просто необходимо подчеркнуть ее легкость и прозрачность внутренней подсветкой. Люминесцентные лампы дает очень ровный непрерывный свет. Длина таких светильников колеблется от 0,2 до 1,5 м. Их можно стыковать друг с другом в модули необходимой длины и подобрать к любому шкафчику (или столу). Кстати, все стеклянные элементы бара вы можете подсвечивать и светодиодными линейками, тогда даже самая обыкновенная стеклянная полка не останется незамеченной вашими гостями, – поясняет Наталия ПОЗДЕЕВА.

Иной вариант – минитрековая система подсветки, или шинная, как ее иногда называют. Она создана специально для тех случаев, когда для достижения определенного эффекта зачастую необходимо менять направление света. Свет направляют вглубь бара для игры стекла и хрусталя или, например, подсвечивают столешницу так, чтобы ваза с угощениями выглядела наиболее привлекательно. Светильники целенаправленно отводят в сторону, что позволяет избежать попадания света в глаза работникам и посетителям ресторана. На самом деле вариантов подсветок для бара бесчисленное множество. Все зависит от креативности дизайнера.

 

БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ БАРНОЙ СТОЙКИ

 – Впервые барная стойка возникла как пабовый вариант, и уже потом отправилась в «путешествие»… Правда, она есть не во всех ресторанах. Это, скорее, элемент имиджа ресторана, чем насущная необходимость. Порой она просто является украшением зала и способом подачи товара.

В крупных организациях сегодня создаются специальные рекреационные помещения, где тоже устанавливаются барные стойки. Например, мы занимались оформлением комнаты отдыха в одной крупной организации, где спроектировали барную стойку по индивидуальному проекту. Кроме того, барные стойки стоят во многих развлекательных заведениях – казино, игровых клубах, различных развлекательных центрах. Но здесь уже несколько иной состав напитков, более разнообразный, современный, оригинальный, какие-то смеси, коктейли… Поэтому к дизайну такой стойки нужен более креативный подход. Интерьер более игровой, поэтому здесь могут использоваться неоновые трубки, световые короба, которые создают атмосферу праздника и выполняют какие-то рекламные функции. В дорогих заведениях это более строгие классические светильники. В пабах – что-то грубое, простое, – объясняет Александр ТИТОВ.

В более изысканных классических вариантах стойка для бармена может быть хромированной, под золото или другой металл, ее отбивка тоже более тонкая. В классике тоже используется дерево, но уже не грубое фактурное, а глянцевые лакированные ровные поверхности, с более тонкой и легкой текстурой. И покрытия для столешницы в этом случае могут быть более оригинальными. Классические варианты делаются для вип-ресторанов, где подаются более изысканные напитки.

– Современный вариант стойки – тема фаст-фудов, кафе, где продают и спиртное, и торты, пирожные. Это более свободный вариант, где может отражаться какая-то фирменная стилистика заведения, национальная символика («Люля-Кебаб», «Шаурма» и т. д.). Поэтому такая стойка может быть оформлена более смело: могут использоваться более яркие цвета и формы. Если классические стойки подразумевают отделку деревянными панелями, то здесь могут быть использованы совершенно иные материалы – пластик, металл, хром. Применение различных по цвету и текстуре декоративных пластиков позволяют дизайнеру использовать практически любые художественные приёмы. Качественный пластик дает возможность сделать барную стойку долговечной – она способна прослужить более 5–10 лет, – рассказывает Александр ТИТОВ.

Обычно у таких стоек сверху добавляется еще один уровень – рекламный, где располагается реклама самого заведения плюс реклама той продукции, которую вы можете здесь приобрести. Но здесь никогда не подвешиваются бокалы и т.п., потому что это конвейер, все происходит быстро. Да и пиво порой наливают в пластиковые стаканчики. В более дорогом варианте этого всего нет, потому что человек, который там находится, не привык торговаться, и цены его не особенно интересуют. Кроме того, он все может прочесть в меню. В пабовом варианте вывешиваются специальные дощечки – табло, на которых пишут мелом.

Планирование дизайна и конструкции барной мебели – не просто искусство, это своего рода философия. Ведь значительную часть своего досуга многие проводят в развлекательных заведениях, непременным атрибутом которых является бар. По вечерам в ресторанах, клубах и барах посетители не только заряжаются энергией, но и хотят отдохнуть, беседуя за барной стойкой, наслаждаясь непринужденной атмосферой и напитками. По статистике, каждый представитель тусовочной части населения, посещающей клубы, в течение своей жизни проводит около 35 000 часов сидя за стойкой! Поэтому прогрессивные развлекательные заведения признают, что инвестиции в эргономичную барную мебель быстро себя оправдывают.

 Автор: Елена Курзанова