Франчайзинг в ресторанном бизнесе

 Ирина Рубачева,  Генеральный директор и владелец Проектно-консалтинговой компании Restarator.
Инженер-технолог общественного питания высшей квалификации со стажем более 25 лет.
Эксперт по ресторанному бизнесу и франчайзингу.
Бизнес-тренер, коуч.
Преподаватель МВА Московской школы новой экономики.
Участник и спикер всех главных деловых мероприятий в отрасли, ведущий авторских семинаров по организации, запуску и оптимизации предприятий ресторанного бизнеса и франчайзингу.
Профессионально занимается запуском предприятий питания под ключ.

Официальный Представитель в России двух австралийских брендов, развивающихся по франчайзингу - ресторанов быстрого обслуживания Country Chicken (Кантри Чикен)  и  придорожных кофеен по типу кофе-драйв Muzz Buzz  (Мазз Базз).

 

Франчайзинг…

Это слово все чаще слышится в деловых беседах и переговорах..

Это явление все чаще обсуждается на страницах СМИ..

И не только в СМИ.

Все чаще темы франчайзинга поднимаются в кабинетах государственных служащих, чиновников, руководителей различного уровня.

 

Только за 2010 й год франчайзинг в России вырос на 98%!

2011 й вызвал целый бум и принес значительный рост количества франчайзеров и франчайзи на рынке.

Серьезную долю в этом показателе занимает массовое питание, объекты ресторанного бизнеса.

 

Что же это за явление – франчайзинг?

В чем секрет его популярности?

Что хорошего дает он франчайзеру и франчайзи?

Какие отрицательные стороны есть у этого явления?

Как относиться к нему? Можно ли ему доверять?

Как не наделать ошибок новичку, входя в него, и извлечь максимум пользы для дела?

Какие новые перспективные франшизы в ресторанном бизнесе есть на сегодняшний день?

 

На все эти вопросы постараюсь вкратце ответить сегодня своим читателям и коллегам.

 Итак, франчайзинг как явление зародился еще в средневековой Франции. Тогда это слово означало право на владение определенными правами и привилегиями (например, право на проведении ярмарок и торгов, обустройство рынков), которыми местный феодал мог наградить своих вассалов. Позже такую же практику стали осуществлять короли, которые наделяли избранных подчиненных особыми правами на пивоварение, строительство дорог и т.д. Территориальную экспансию церкви тоже можно отнести к определенной форме франчайзинга.

В 17 веке несколько немецких производителей эля передали тавернам права на его продажу. Это и было началом франчайзинга в том понимании, в каком мы его сейчас используем. Далее идея стала развиваться в США, положив начало развитию торговых сетей.

Айзек Зингер, который изобрел в 19 веке знаменитую швейную машину, считается основоположником франчайзинга. Именно он начал распространять свою продукцию, заключая письменные договоры с дистрибьюторами товара. Он первым в истории стал составлять франчайзинговые контракты, которые стали прообразами современных франчайзинговых договоров.

Дальше франчайзинг развивается, осваивая новые формы и отрасли рынка: производство трамваев и энергоносителей, нефтеочистка, зарождающийся автопром, сети фаст-фуда.

Бурный рост франчайзинга отмечен в 20 веке.

За рубежом франчайзинговая деятельность регулируется законодательством.

В нашем Законодательстве слово «франчайзинг» не существует. Есть понятие коммерческой концессии. Согласно договору коммерческой концессии правообладатель за определенное в договоре вознаграждение передает другой стороне (пользователю) право использовать в предпринимательской деятельности принадлежащий ему комплекс исключительных прав. Этот комплекс может включать право на товарный знак, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Цель заключения договора для покупателя франшизы – получение прибыли за счет использования определенного имущества. Тщательно и подробно составленное соглашение позволяет избежать многих проблем, связанных с несовершенством законодательства. Поэтому каждой стороне будущего договора коммерческой концессии следует уделить особое внимание мелким деталям в части обязанности каждой из сторон, а также описанию процедурных и технических моментов. Главное – помнить, что для исполнения каждого обязательства необходимо, чтобы виновная за его неисполнение сторона несла предусмотренную договором ответственность.

 

Почему компании начинают развиваться по системе франчайзинга?

Основными причинами являются время, люди и деньги.

Ограниченность финансовых ресурсов – серьезное препятствие на пути развития. Франчайзинг дает возможность развиваться без больших затрат. Основную часть инвестиций берет на себя франчайзи: он несет стартовые затраты, приобретает или арендует помещения, делает ремонт, покупает оборудование и инвентарь, обеспечивает бизнес оборотными средствами, обеспечивает работу персонала. Он выплачивает франчайзеру периодические платежи – роялти, то есть несет финансовую ответственность. Все это значительно снижает риски для франчайзера.

Подбор хороших руководителей всегда является большой сложностью и одновременно препятствием в развитии. Иногда владельцы бизнеса тратят месяцы на то, чтобы найти и обучить менеджера, который спустя некоторое время может спокойно уволиться или, еще хуже, перейти к конкурентам. С менеджерами франшизных предприятий такого обычно не происходит.., так как руководитель франшизной точки, как правило, является ее собственником, вложившим в нее немало денег и сил. Люди работают фактически сами на себя. Поэтому менеджеры франшизных предприятий обычно эффективнее своих коллег. Они более критично и объективно относятся к подбору воспитанию персонала, обеспечивают высокий уровень обслуживания клиентов. То есть франчайзер получает не просто профессиональных, но и преданных делу менеджеров.

Ну и, наконец, открытие новых точек требует очень больших временных затрат.

В этих условиях франчайзинг – самый быстрый способ роста.

Большинство текущих задач выполняет франчайзи. Франчайзер развивается, экономя время, деньги, человеческие ресурсы.

 

Как любая бизнес-модель, франчайзинг имеет не только достоинства, но и недостатки. К сожалению, российские предприниматели (и франчайзеры, и франчайзи) не очень стараются поддерживать партнерские отношения. Каждая сторона стремится максимально обезопасить себя. Франчайзер включает в договоры большое количество жестких норм, превращающих франчайзи не в партнера, а в зависимое лицо. И винить франчайзеров в этом не приходится: слишком часто франчайзи пренебрегают стандартами и правилами построения арендованного бренда.

Зачастую во взаимных отношениях франчайзи и франчайзером никто никому не верит. Франчайзеры часто рассматривают продажу франшизы как обыкновенную реализацию товара. В качестве примера они зачастую используют деятельность собственных успешных точек, представляя только лучшие результаты. Ценовую политику они зачастую формируют на основании данных только по столице, без учета особенностей развития регионов. В результате франчайзи, вкладывая немалые средства, чувствует себя обманутым, сроки окупаемости проектов растягиваются, франчайзер теряет доверие своих партнеров, и «сарафанное радио» начинает работать против него. Поэтому важно быть откровенным с потенциальным партнером, демонстрируя ему франшизу, не забывать про слабые стороны и возможность минимальных результатов. Не потеряв доверие партнера, вы сохраните репутацию вашего бренда.

Самой распространенной остается классическая проблема – контроль над франчайзи. Нередки случаи, когда их мнение не совпадает с мнением франчайзеров, которые пишут для них подробные многостраничные руководства. Это не всегда помогает, так как франчайзи хочет принимать решения самостоятельно. В итоге страдает чистота бренда (если франчайзи нарушает предписания бренд-бука) и репутация бренда (если франчайзи работает некачественно).

Подобных проблем не будет, если четко прописать в договоре обязанности франчайзи в отношении соблюдения стандартов сети и требований бренд-бука.

Сегодня франчайзинг активно внедряется в отечественную экономику. Но до сих пор в российском законодательстве нет стандартизированного термина «франчайзинг», что создает преграды для развития признанной во всем мире бизнес-технологии.

Серьезной проблемой в развитии франчайзинга является также низкая осведомленность предпринимателей, отсутствие понимания механизмов работы и стратегических преимуществ данного сотрудничества.

Наша общая задача – способствовать повышению уровня знаний о франчайзинге в российском бизнес-сообществе.

Одна из важнейших характерных особенностей франчайзинга – существенное снижение предпринимательских рисков. По статистике, 85% новых предприятий прекращают свою деятельность в первые 2 года, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга – только 14%. Франчайзинг - один из важнейших механизмов развития малого бизнеса.

Использование франчайзинга снижает издержки, повышает эффективность рекламы и внедрения технических и технологических новшеств, увеличивает объем продаж и прибыль предприятий, что способствует развитию экономики в целом.

Выход в регионы крупных франчайзеров и вызванное им повышение конкуренции вызывает разработку и внедрение инновационных бизнес-стандартов со стороны местных бизнесменов, вынужденных адаптироваться к новому уровню качества их работы.

Присутствие крупных франчайзеров в регионе значительно повышает его инвестиционную привлекательность, в том числе и для зарубежных инвесторов, ориентирующихся на присутствие в регионе известных брендов.

 

Основы сути и понятий франчайзинга я раскрою в своем выступлении на мартовской конференции. Коснусь положительных и отрицательных моментов франчайзинга для обеих сторон. Поговорим о том, как оценить франчайзера и не купить «кота в мешке».

Присутствующие получат пошаговый алгоритм по открытию предприятия.

  В 2008 кризисном году началось мое сотрудничество с австралийской сетью ресторанов быстрого обслуживания Country Chicken (Кантри Чикен).

Компания искала на российском рынке партнеров, которые могли бы заняться продвижением франшизы и адаптацией ее к российским условиям и стандартам. Моя Проектно-консалтинговая компания Restarator занимается созданием под ключ любых новых предприятий общественного питания, а также оптимизацией, реконструкцией и перепрофилированием действующих. Поэтому комплекс наших услуг по профессиональному ресторанному консалтингу в полной мере отвечал запросам и требованиям франчайзера. Концепция впервые провозгласила здоровую основу фаст-фуда и новое качество блюд быстрого приготовления, а также использовала собственные фишки и «изюминки». Первые же объекты показали жизнеспособность концепции на территории России. Первый ресторан Кантри Чикен в Москве, проектом которого я руководила «с нуля» и «под ключ», был открыт за 3 месяца и стал катализатором всеобщего интереса. Поток следующих заявок нарастал, как снежный ком. За 2 года в России открыто около 30 ресторанов. Первые франчайзи открыли уже по второй точке и подыскивают площади для третьей.

В своем выступлении я буду рассказывать об особенностях развития сети в Австралии и в России. Расскажу о первых результатах и первом опыте продвижения бренда на российском рынке.

 В сентябре 2011 года было подписано соглашение о моем сотрудничестве со вторым австралийским брендом Muzz Buzz (Мазз Базз). Это сеть придорожных кофеен по типу кофе-драйв, обслуживающая владельцев автомобилей, много времени проводящих за рулем. Эта франшиза привлекательна своей организационно-технологической стороной и идеально разработана как бизнес-модель. Франчайзи здесь имеют только два пункта обязательств – вовремя внести финансовые средства на стадии строительства кофейни и выполнять обязанности, обозначенные в договоре, на стадии эксплуатации. Все основные вопросы франчайзер взял на себя. Этот факт, в сочетании со свободной рыночной нишей и платежеспособной целевой аудиторией, нуждающейся в соответствующем питании и обслуживании, гарантирует успешное и быстрое развитие сети в России.

В своем выступлении я подробно остановлюсь на достоинствах этой бизнес-модели и на планах развития.

 С удовольствием отвечу на все вопросы.

 В заключении я расскажу об условиях сотрудничества с обеими франшизами и предложу эксклюзивные условия для покупки франшизы ТОЛЬКО ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ.

 Жду всех желающих на конференции!

 

С наилучшими пожеланиями.

Искренне Ваша, Ирина Рубачева

Интервью с Ириной Рубачевой на телеканале "Успех"