Игорь Ковпак: Бизнес в стиле ретро: эффективность консервативных методик

            По версии журнала «Деловой квартал», ежегодно вручающего премии выдающимся бизнесменам региона, «Человеком года» в минувшем году стал президент ГК «Кировский» Игорь Ковпак – экс-депутат областного Законодательного собрания, бизнесмен, владелец крупной торговой сети и «лучший налогоплательщик Свердловской области». По словам организаторов конкурса, при выборе главного героя премии они стремятся учитывать совокупность заслуг человека, послуживших развитию целой отрасли бизнеса, и крупные события последнего года, связанные с его персоной.

    Владелец Группы компаний «Кировский» Игорь Ковпак – консервативный бизнесмен, не считающий возможным совмещать депутатские полномочия с финансовыми интересами принадлежащей ему компании. Весной 2013 года он «положил мандат на стол» и полностью погрузился в увлекательный мир продуктового ритейла. Надо отдать ему должное – уже через месяц он добавил к торговой сети «Кировский» семнадцать магазинов, приобретенных в Екатеринбурге, Первоуральске и Новоуральске. Из них двенадцать супермаркетов ему уступили собственники сети «Купец», в прошлом конкурента «Кировского». В данный момент империя Игоря Ковпака насчитывает около двухсот продуктовых магазинов, причем 95% торговых помещений находится в его собственности. Слово Игорю Ивановичу:

– Наша компания растет и развивается уже 26 лет. Она у всех на виду и играет важную роль в социальной жизни области. Мы работаем в основном с продуктами питания, а люди в трудную минуту всегда в первую очередь вспоминают именно о еде.

– Как сейчас чувствует себя ритейл в целом, и в частности сеть супермаркетов «Кировский»?

– По итогам года количество наших покупателей выросло на 4%. Это говорит о том, что люди видят, где лучше, и выбирают наиболее привлекательные места для приобретения продуктов питания. Наша компания построила несколько новых магазинов, купила полтора десятка «Купцов», сделав немалый шаг вперед. Также у нас почти на 20% вырос товарооборот – это говорит об увеличении объемов продаж не только за счет роста числа точек, но и за счет возрастания средней покупки.

 

– Политика Вашей компании всегда была ориентирована на приобретение и постройку под магазины собственных помещений. Вы продолжаете придерживаться этой тенденции?

– Да, мы не изменяем своим принципам. Как правило, одна компания, входящая в наш холдинг, строит магазины, а другая занимается ритейлом. Это две разные компании.

 

– Вы по-прежнему остаетесь в границах Екатеринбурга и Свердловской области?

– Конечно, мы в этом плане весьма умеренны и не хотим рисковать, начиная какую-то экспансию в другие регионы. Каждому свое: кто-то это может и умеет, мы не умеем, поэтому замыкаемся в пределах региона.

 

– К нам в область пришел «Магнит», который построил свой логистический центр. Есть ли у вас ощущение давления со стороны федералов?

– Я полагаю, что когда владельцы тех или иных магазинов кому-то уступают свои площади, они признаются в своей неконкурентоспособности. Они съезжают с арендованных помещений, считая, что там невыгодно работать. Это лишний раз говорит о том, что когда ты покупаешь или строишь свое, то ты более твердо стоишь на ногах и можешь себе позволить ни на кого не оглядываться. Конкурентная борьба нарастает, у нас появляется достаточно много и иностранных, и федеральных сетей, и все они хороши, особенно «Магнит», и мы ко всем испытываем уважение. Тем не менее, как вы видите из цифр, на сегодняшний день и мы, местная компания, развиваемся и растем.

 

– Для повышения конкурентоспособности многие магазины внедряют всевозможные инновации – как в плане управления персоналом, так и технические новинки. Применяете ли Вы какие-то новшества для развития Вашего бизнеса?

– Мы ничего не меняем – мы консервативная маленькая местная компания, которая работает так, как она работает. Никаких фантазий в наших головах нет. Потому что оба Ковпака мыслят консервативно, аккуратно, осторожно, и пальцем в небо ни я, ни мой сын не тычем. Слово «инновация» я слышу редко, и по отношению к своему бизнесу не применяю. Я остаюсь приверженцем спокойного подхода. В своей работе мы стараемся учиться у мировых лидеров, и свои идеи местного розлива не внедряем.

 

– Как, с Вашей точки зрения, на рынке Екатеринбурга обстоят дела с персоналом, обслуживающим продуктовые магазины?

– Сложно, я считаю. С кадрами очень сложно. Все больше и больше открывается магазинов, магазинчиков, и у всех и везде обстановка с кадрами тревожная, потому что мы видим – все хотят работать банкирами, юристами и менеджерами, а продавец-кассир сегодня, к сожалению, профессия не такая востребованная, как раньше.

 

– Насколько я знаю, у сети супермаркетов «Кировский» имеется собственный учебный центр. Это помогает выровнять ситуацию?

– Да, если ты хочешь, чтобы у тебя были кассиры, приходится нести определенные издержки: мы их учим и помогаем им. В учебных заведениях этой профессии не обучают. Учат на менеджеров, юристов, экономистов...

 

– А есть ли в вашей сети распространенная ныне тенденция замены русских кассиров на иностранную рабочую силу?

– Если вы были в наших магазинах, то сами видели, что этот вопрос не к нам. У нас, как правило, все кассиры русскоязычные. Если другие сети берут на работу мигрантов, то, возможно, у них нет другого выбора. Но я за них говорить не могу...

 

– Вы как-то мотивируете персонал или сразу ищете на вакансии людей с устойчивой мотивацией?

– Знаете, есть определенные требования, установленные перечни обязанностей, которые надо соблюдать. Если ты их соблюдаешь – получаешь прибавку, если не соблюдаешь – теряешь часть премии. Наша премиальная система, я полагаю, достаточно гибкая, и в какой-то дополнительной мотивации я смысла не вижу.

 

– Ваш старший сын окончил университет и фактически стал Вашим преемником. Какие планы Вы строите по отношению к своим трем младшим сыновьям? Они будут обучаться в России или за рубежом?

– Я считаю, что дети могут учиться здесь и работать должны здесь, но, получив образование, они должны приносить пользу России – как бы высокопарно это ни звучало.

 

– С Вашей точки зрения, российская система способна предоставить достойный уровень образования?

– Я считаю, что школа у нас достаточно сильная, но высшее образование, к сожалению, в последнее время, по сравнению с западным, не слишком высокого уровня. Можно, конечно, фантазировать, рвать на себе тельняшку и утверждать, что мы любим Родину и не хотим учить детей в другом месте. Но ведь есть мировые рейтинги, куда из российских вузов, кроме МГУ, практически не входит ни одно учебное заведение.

 

– Будут ли Ваши дети сами выбирать, где и на кого им учиться?

– Думаю, что папа им должен будет посоветовать. Но ни в коем случае ничего не навязывать. Они свободные люди, они будут сами выбирать – захотят или не захотят они работать в бизнесе, или выберут другую сферу. Пусть решают сами. Папа даст совет, но не факт, что они к нему прислушаются. Кому-то дано одно, кому-то другое. Кто-то, быть может, хочет работать учителем, врачом или полицейским – это право моих детей, они не должны учиться на профессию, которая им не по душе. И я им ломать жизнь не собираюсь. Лев захотел, он выбрал эту стезю, и он стал в своей сфере грамотным, сильным работником. Он сын своего отца, но не папенькин сынок. Я рад, что у меня вырос такой умный сын с характером, и остальным своим детям я желаю того же.

 

– После ухода из политики Ваши жизненные цели претерпели изменения?

– Я больше внимания стал уделять бизнесу и полностью в него погрузился. Вы знаете, что вышел закон, который требует сделать выбор между политической и предпринимательской деятельностью. Конечно, можно все это прятать и мухлевать, можно прикидываться сиротой казанской и пользоваться при этом мерседесом. А можно просто честно положить на стол мандат и сказать, что не хочешь никого обманывать. Для меня более приемлемым вариантом стал отказ от мандата в пользу бизнеса. У каждого свой путь. И помогать людям можно не только в статусе народного избранника, но и будучи владельцем торговой сети. Я полагаю, бизнес должен нести не меньшую социальную ответственность, чем народом избранное Законодательное собрание.

 

– Что такое для Вас социальная ответственность бизнеса?

– Наша область в первую очередь промышленная, но в то же время многие компании, такие, как наша, зачастую крупнее многих заводов вместе взятых – по платежам, по объемам товарооборота. Например, в сутки через магазины «Кировский» проходит 220 тысяч человек. Поэтому именно на нас лежит огромная ответственность перед обществом.

Что такое сеть супермаркетов «Кировский»? Это, помимо прочего, большая социальная программа поддержки ветеранов. Например, за прошлый год нами было реализовано из собственных средств продуктов на 27 млн рублей по карте «ветеран», дающей пожилым людям 5-процентную скидку на основные товары: хлеб, масло, молоко. Молодое поколение не имеет этой карты, потому что молодые должны работать, а пенсионеры уже свое отработали и имеют право на нашу помощь. В прошлом году в наших магазинах было принято почти два миллиона льготных чеков. Это мы говорим не о дисконтных картах, а о картах «ветеран», которые позволяют пожилым людям экономить по 300–400 рублей в месяц и испытывать к нашей сети благодарность. Мы этим занимаемся много лет, потому что сеть «Кировский» чувствует ответственность за этих людей.

И еще, если говорить о социальной ответственности, я бы хотел затронуть тему налогов. Наша компания развивается уже более четверти века, она растет и при этом является одним из самых добросовестных налогоплательщиков Свердловской области. Мне бы хотелось, чтобы каждый читатель вашего журнала, да и в целом каждый житель области понимал необходимость честной уплаты налогов в наш областной бюджет. Потому что вся жизнь в области идет в основном за счет этих наших налогов. Я сторонник постоянного разъяснения этой идеи – как физическим лицам, так и компаниям и предприятиям. Все должны платить, а потом активно интересоваться, на что пошли эти деньги. Потому что если мы хотим иметь нормальные дороги, школы и доступные всем детские сады, то мы должны понимать – это в немалой степени зависит от нас самих.

 

Беседовала Жанна Королева

Источник: 

Журнал "Ваш бизнес. МАГАЗИН РЕСТОРАН ОТЕЛЬ", Автор: Королева Жанна