Конфронтация бессмысленна – необходим разумный баланс

 Пока старшее поколение, пережившее период «колбасы по талонам», трепещет в ожидании новых ограничений, мы выясняем, что нам грозит в ближайшем будущем. На наши вопросы сегодня отвечает компетентный эксперт, член некоммерческой организации «Союз сельхозтоваропроизводителей и переработчиков мясной продукции Свердловской области»-«Мясной Союз», генеральный директор ЗАО Комбинат Пищевой «Хороший вкус» Михаил Алексеевич Смоляков:

Некоммерческая организация «Союз сельхозтоваропроизводителей и переработчиков мясной продукции Свердловской области»-«Мясной Союз» объединяет крупнейшие компании региона, поставляющие потребителю мясопродукты и колбасные изделия. Организация координирует деятельность ее членов, обеспечивает защиту их прав и представляет общие интересы членов Союза в общественных организациях, государственных органах власти и иных организациях и учреждениях.

 

– Развитие мясоперерабатывающей отрасли напрямую связано с конъюнктурой рынка. Последнее полугодие стало для многих производителей экзаменом на выживаемость. Уже с января мы наблюдаем значительный рост цен на сырье, усложнивший жизнь переработчиков. Многим предприятиям приходится очень тяжело, особенно тем, которые стремятся к высочайшему качеству и ориентированы на полный контроль над производством. Если ты вкладываешь средства в развитие внутрикорпоративной культуры, не позволяешь себе опускаться до выпуска фальсифицированных товаров и остаешься честным производителем, тебе сложнее нести затраты по принятым на себя обязательствам.

Конечно, иначе себя чувствуют предприниматели, которые не обращают внимания на «мелочи» – одевают персонал абы во что, игнорируют лабораторный и санитарный контроль, уходят от уплаты налогов через «серую» зарплату...

 

– С чем Вы связываете удорожание сырья – это произошло конкретно в текущем году или это тенденция последних лет?

– Экономика в принципе не способна развиваться постоянно ровно. Это как у зебры, черная полоса чередуется с белой. Причем черная полоса для одних участников рынка является белой для других. Снижение цен на сырье становится белой полосой для переработчиков, а производители мяса сидят на голодном пайке. В это время фермерские хозяйства и даже крупные производители считают убытки и зачастую просто не выживают в текущей экономической ситуации. Например, прошлый 2013 год для производителей сырья для мясоперерабатывающей промышленности был очень тяжелым. Цены на мясо снизились до предела, производители оказались в бедственном положении и закончили год с большими убытками.

Сейчас ситуация поменялась. Цены на сырье значительно возросли, и, дай бог, чтобы производители смогли за счет этого рассчитаться с накопившимися долгами.

Здесь очень важно соблюдать баланс интересов, позволяющий в равной степени зарабатывать и поставщикам, и переработчикам. Развиваться и работать можно лишь при соблюдении этого баланса, который мы на сегодняшний день не наблюдаем. Рост цен на сырье, связанный с введением президентских санкций, к сожалению, продолжается. Мы очень надеемся, что заявленные властями меры по сдерживанию роста цен все-таки будут работать. Причем они должны работать в отношении не только местных производителей, но и крупных игроков рынка, которые сегодня устанавливают свои правила и диктуют ценовую политику в целом по стране. Но о стабильности мы сможем говорить, лишь увидев действительное урегулирование ситуации.

Свердловская область уникальна, на ее территории есть современные производители мяса, высокотехнологичные производители готовой продукции, функциональные местные и федеральные сети. И сегодняшнее состояние дел на каждом из предприятий обусловлено программами развития, которые были ранее заложены каждым из участников рынка. Все мы понимаем, что каждый проект на стадии старта несет в себе определенную долю риска. Взвешивая «за» и «против», мы должны учитывать все потенциальные благоприятные и неблагоприятные условия, ожидающие нас на этом пути, и, соответственно, выполнять запланированные нами в самом начале базовые задачи.

Все члены «Мясного союза» стараются работать на уровне мировых технологий. Комбинат мясной гастрономии «Черкашин», «Хороший вкус», Новоуральский мясокомбинат, Первоуральский мясоперерабатывающий завод, фабрика Карамышева – все обладают современными технологиями и высококлассными специалистами, позволяющими выпускать продукцию достойного качества. Компании, входящие в «Мясной союз», годами выстраивали взаимоотношения на этом рынке, и снижать качество своих товаров во имя их удешевления не намерены и сегодня.

В этом плане нормальным производителям придется бороться с «варягами-жуликами», которые пытаются завоевать рынок, нарушая все гласные и негласные законы.

 

– В чем заключается фальсификация? Нечестные коммерсанты пытаются продавать свой продукт под известной, заслужившей репутацию маркой?

– И это в том числе. Но чаще речь идет о несоответствии качества продукции заявленной на маркировке. Мы на каждой этикетке указываем ингредиенты, и покупатель нам доверяет. Фальсификаторы же с легкостью меняют качественное мясо на другие, более дешевые сорта, сою, белки, пищевые добавки. Конечно, они систематически попадают на проверках контролирующих органов, их ведут в суд, наказывают, они платят штрафы, но продолжают оставаться на рынке.

 

– Имеется ли точная статистика — сколько в Свердловской области производителей качественного продукта, а сколько фальсификаторов?

– Мы владеем только статистикой, которая складывается из доступных источников, в первую очередь сайт Роспотребнадзора по Свердловской области и результаты мониторинга Минсельхоза. Существует коммерсанты, которые ведут свою деятельность вне официальных контактов с Минсельхозом – никто не знает, что, как и сколько они производят.

 

– Какова динамика развития, допустим, производства колбасных изделий в Свердловской области?

– Не очень радостная. Если пять лет назад производители Свердловской области делали в месяц 4 600– 4 800 тонн колбасных изделий и копченостей, то на сегодняшний день эти цифры составляют 2 400–2 600 тонн. Мы наблюдаем падение производства колбасной продукции почти в два раза.

На поставках для потребителей охлажденных мясопродуктов серьезно сказался приход на рынок новых мясопроизводителей – в числе прочих свинокомплексов «Уральский» и «Горноуральский». Мы можем констатировать, что за последние два-три года стали очень востребованы полуфабрикаты – у покупателей сложился новый тренд, возможно, обусловленный телевизионными «программами-страшилками». Насмотревшись передач и роликов в интернете о производстве колбас и сосисок из совершенно непотребных составляющих, часть потребителей предпочитает купить кусок мяса, самостоятельно его приготовить и быть уверенным в качестве продукта. Поэтому процент продаж полуфабрикатов заметно вырос.

 

– А как же пельмени?

– Пельмени относятся к полуфабрикатам. Есть просто мясные полуфабрикаты, есть полуфабрикаты рубленые, есть полуфабрикаты в тесте, к которым и относятся пельмени. К ним можно относиться по-разному, но наш потребитель от них не откажется никогда.

 

– Если говорить о технологиях,- кто оснащает наши перерабатывающие предприятия – Россия или Запад?

– К сожалению, сегодня в России очень мало производителей оборудования для мясной переработки, которое можно было бы считать импортозамещающим. Они поставляют относительно простые машины. Что же касается более сложного оборудования, в основном оно приходит к нам от европейских производителей.

 

– То есть, если взаимные санкции продолжатся, не прекратят ли «обиженные» западные производители не только поставки в Россию современного оборудования, но и обслуживание уже имеющейся у нас техники, включая поставку запчастей?

– Это серьезный вопрос, и я полагаю, что многие сегодня над этим думают. Конфронтация невыгодна ни одной из сторон, и я надеюсь, что до кардинального противостояния дело не дойдет. Даже санкции, введенные Президентом 6 августа, корректируются по сей день. Мы с Западом настолько интегрированы, что единым махом разрубить этот гордиев узел просто не получится. Мы надеемся, что компромиссы будут найдены.

Я считаю, что совершенно безвыходных ситуаций не бывает, бывают решения, которые требуют дополнительных времени и денег. В нашей стране есть достаточно много серьезных предприятий, способных предложить собственные варианты по изготовлению требующихся запчастей. Так, непосредственно в Свердловской области успешно работают производители прекрасного фасовочного оборудования, пельменных автоматов, целых линий машин для мойки, сортировки, упаковки картофеля и овощей.

Также нельзя не учитывать постоянно меняющуюся конъюнктуру: сегодня по продажам у нас лидируют европейские производители, завтра Россия выпустит ничем не худший продукт, это же можно говорить о Китае, Индии...

Нужно помнить, что производство любой продукции всегда обусловлено экономической целесообразностью. Свиней в нашем регионе массово не выращивают ровно до того момента, пока производитель не получает устойчивую прибыль; зерно на местах не выращивают, пока за него не платят справедливые деньги. С производством колбас та же история.

Всем известно, что у нас, как и у большинства предприятий, входящих в «Мясной союз», в производстве используются три вида сырья – свинина, говядина и птица, поэтому конину и баранину мы на данный момент оставим без внимания. Охлажденным свиным мясом нас ежемесячно полностью обеспечивает Горноуральский свинокомплекс; охлажденную говядину нам также поставляют местные производители. А замороженную говядину мы покупали и продолжаем покупать в Южной Америке, которая, как известно, не попала под президентские запреты. На сегодняшний день Бразилия поставляет 56% всего экспортируемого в Россию говяжьего мяса, 24% приходится на Аргентину.

 

– Ни Бразилия, ни Аргентина не входят в список стран, с которыми Россия «поссорилась». Сказалась ли как-то внешнеполитическая ситуация на их ценовой политике?

– Да, имеет место экономическая спекуляция, которая определенным образом отражается на нашем рынке, приходится учитывать действующие цены.

Перед нами не стоит проблема отсутствия сырья. Оно все равно будет, потому что, повторюсь, мы производим тот продукт, который заявили. Если у нас написано на этикетке, что продукт содержит говядину высшего сорта, то мы обязательно обеспечим наличие именно этой говядины. И мы считаем неприемлемой ситуацию, когда фальсификаторы изменяют состав продукта в сторону удешевления, не уведомляя об этом покупателя.

Я считаю, что покупатель не должен быть дезориентирован. Если он хочет сэкономить средства и купить товар за 100 рублей, не надо его обманывать и писать на этикетке, что продукт содержит говядину. Это, по крайней мере, будет честно. Но если человек приходит именно за определенным товаром, он не должен быть обманут. За свои деньги покупатель должен получить не фальсификат, а настоящий, полноценный продукт.

 

– Местные производители сырья начинают поднимать цены в связи с изменившейся обстановкой?

– Конъюнктура едина для всех. Никто не станет продавать дешевле, когда все поднимают цены: это очень быстро сделает тебя аутсайдером на рынке. За последний месяц с 4 августа цены на сырье увеличились от 4 до 21%. В частности, куриное мясо механической обвалки возросло в цене на 22%. Это обусловлено тем, что производители фальсификата стали массово замещать свинину и говядину более дешевым сырьем. Спрос рождает предложение. А потребитель продолжает покупать по прежней цене продукт, качество которого снизилось в разы, не подозревая, что именно он потребляет вместо говядины и свинины.

 

– Можете ли Вы прогнозировать, как будут обстоять дела в данном сегменте рынка хотя бы до конца года?

– До конца года прогноз я бы давать не рискнул, но до конца сентября ничего критичного произойти не должно.

 

Автор: Королева Жанна

Источник: 

Журнал "Ваш бизнес. МАГАЗИН РЕСТОРАН ОТЕЛЬ", Автор: Королева Жанна